Пропуск в мир Комедии АБОНЕМЕНТЫ Касса 312-45-55

Турандот

Сценическая фантазия театра

Сценическая версия театра по мотивам пьесы Карло Гоцци « Турандот» и сказочной трагикомедии Фридриха Шиллера "Турандот, принцесса Китайская" в переводе Анны Ганзен

Как и все венецианцы, сказочник-фантазер Карло Гоцци, патриарх итал...

19

Апрель
19:00

85 лет со дня рождения Вадима Сергеевича Голикова


27 Апрель 2017
27 апреля 2017 года режиссеру Вадиму Сергеевичу Голикову исполнилось бы 85 лет.
Все фотографии () В.С. Голиков закончил среднюю школу в Бежецке. В 1950 году приехал в Ленинград и поступил на философский факультет Ленинградского государственного университета. Во время учёбы в университете участвовал в постановках Театра-студии ЛГУ под руководством актрисы и педагога Е. В. Карповой.

В 1955 году окончил философский факультет ЛГУ. По окончании университета преподавал логику и психологию в школе, работал воспитателем в школе-интернате. Затем поступил актером в Русский театр города Кохтла-Ярве.

В 1958 году поступил на режиссёрский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (курс Г. А. Товстоногова). В 1962 году поставил дипломный спектакль по пьесе В. С. Розова «Перед ужином» на сцене БДТ, руководителем постановки был Г. А. Товстоногов. Учась в театральном институте, ставил спектакли в Театре-студии ЛГУ.

После окончания театрального института в 1964 году участвовал в постановке спектакля «Поднятая целина» по М. А. Шолохову в БДТ. Работал режиссёром в Волгоградском драматическом театре, Владивостокском краевом театре драмы.

С 1970 по 1976 год — главный режиссёр Ленинградского академического театра комедии.
Будучи учеником Г.А. Товстоногова, сам Голиков относил себя к традиции русского психологического театра. Но делал ему прививку брехтовской эстетикой, интеллектуализмом, остро-критическим отношением к действительности. Будучи философом по первому образованию, Голиков настаивал на особой просветительской миссии театра. «Вадим был, может быть, единственным в русском театре, кто пытался связать оборванную нитку между философским мышлением и театром. Натяжение этой нити лежало только на нем, и он держался до последнего… Этот мой друг — один из самых последовательных людей, самых верных себе и тому русскому театру, который был заповедным для всего мира», - писал о нем его друг и коллега по университетскому театру Сергей Юрский.  

В 1970 году придя в Театр Комедии, осиротевший после смерти Н.П. Акимова и нуждавшийся в новой театральной идеологии, В.С. Голиков развивал линию интеллектуальной комедии.

С 1970 по 1976 гг., будучи главным режиссером театра, поставил «Село Степанчиково и его обитатели» Ф.М. Достоевского, «Сослуживцев» Э. Брагинского и Э. Рязанова,  «Тележку с яблоками» Б. Шоу, «Горячее сердце» А.Н. Островского, «Романтиков» Э. Ростана и др.
По словам Я.М. Гордина, написавшего для театра инсценировку повести Достоевского, у Голикова «были свои представления о театре как о ристалище идей, воплощенных в конкретных жизненных ситуациях, в столкновении характеров, представления, соотносимые с театральной идеологией ХVIII века. Он старался максимально углубить текст. Иногда не постановочными средствами». Так в «Селе Степанчикове» появился особый персонаж — Сноска, которого играл Лев Милиндер. «Сноска призван был путем комментария-пунктира вскрыть реальную подоплеку сочинения Достоевского, его потаенный смысл, обнаруженный Тыняновым».

«Горячее сердце», с ансамблем О. Волковой, Н. Харитонова, В. Захарова, С. Дрейдена,  В. Никитенко, Г. Васильева, музыку к которому написал Валерий Гаврилин, по словам театроведа Ю.М. Барбоя, обозначило жанр «русской национальной самокритики». «Для Голикова пьесу наполняли дикие, остервенелые, но абсолютно живые страдающие люди. Это было в законах товстоноговской школы, где учился режиссер, шире — в традиции русского прозаического театра. Всему искали причины, а поскольку найти их было трудно, спектакль жил во времени не плавно, а большими тяжкими рывками: скороговорка, конспект, почти дыра — сгущенный, перенасыщенный выдох».

В «Романтиках» блистал замечательный, закрепившийся на многие годы дуэт «белого» и «рыжего» - Сергея Дрейдена и Вячеслава Захарова. «Тележка с яблоками» — политический парадокс Шоу – рассказывал о столкновении извращенной государственности и личности. Пьеса предлагала зрителю логические ходы, подобные шахматной партии. И этот образ был визуализирован в спектакле. Режиссер активно сотрудничал со старшим поколением актеров-акимовцев – Л. Милиндером, Е. Уваровой, И. Зарубиной, В. Карповой. При нем в Театре Комедии взошли звезды целого поколения молодых актеров – С. Дрейдена. О. Волковой, В. Захарова, В. Гвоздицкого, С. Коковкина и др. В своих воспоминаниях Голиков оставил сжатые, но точные очерки-портреты «своих» артистов.

Голиков обладал особым видением миссии актера, необходимости на сцене яркой и глубокой личности, сообщающей художественному образу объем: «Прожитую роль необходимо рассказать в присутствии зрителя. Личность артиста в спектакле должна сохраняться. Поэтому я и люблю универсантов — актеров, вышедших из университетской студии. У них неизменно наличествует личное отношение… Я не поклонник ни медитирующих артистов, ни наивных. И не считаю, что театр должен быть глуповат. Актер должен обладать интеллектом, как минимум природным».

Руководитель-демократ, Голиков, не страшась конкуренции, привел в Театр комедии Петра Фоменко, Каму Гинкаса, Михаила Левитина, Юлия Дворкина – целое поколение молодых, тогда опальных в глазах городского чиновничества режиссеров. Я. М. Гордин: «Я помню недоумение некоторых театральных людей, когда Голиков, недавно назначенный главрежем Комедии, преодолев сопротивление тогдашнего директора театра и партийных инстанций города, добился назначения очередным режиссером опального — мягко говоря! — Петра Фоменко. После не вышедшего спектакля «Мистерия Буфф» в театре Ленсовета, получившего оценку — антисоветский, Фоменко не подпускали к театральной сцене. Голиков фактически спас его, отнюдь не улучшив свою репутацию в глазах партийного начальства»… «Эпоха Голикова» и его линия интеллектуальной комедии стала сравнительно недолгой, но значимой вехой в истории Театра Комедии.

Постановки в Театре комедии:
1970 — «Да здравствует король!», В. Поляков. ·        
1970 — «Село Степанчиково и его обитатели», Ф. Достоевский
·        
1971 — «Сослуживцы», Э. Брагинский, Э. Рязанов
·        
1972 — «Тележка с яблоками», Б. Шоу
·        
1972 — «Маленькое окно на великий океан», Р. Гамзатов
·        
1973 — «Горячее сердце», А. Островский
·        
1974 — «Романтики», Э. Ростан
·        
1975 — «Мужчины, носите мужские шляпы, А. Хмелик
·        
1975 – «Одна ночь»
·        
1976 — «Ремонт», М. Рощин

Вернуться к списку новостей

Генеральные партнеры

Информационные партнеры

Партнеры

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!