Касса 312-45-55

Бешеные деньги

Александр Островский

У красавицы Лидии Чебоксаровой, привыкшей жить на широкую ногу, масса поклонников, но никто из них не готов сделать предложение придирчивой охотнице за богатым мужем, пока на горизонте не появляется скромный влюблённый провинциал Васильков. Прияте...

16

Ноября
19:00

Школа жен имени Саввы Василькова


20 Марта 2018 Пресса о нас
Рецензия в журнале "Петербургский театрал" .
Визуально «Бешеные деньги» – плоть от плоти Елисеевского дворца на Невском. И если бы речь в спектакле постоянно не шла о Москве и москвичах, легко было бы представить персонажей спектакля в 1903-м году покупающими трюфели в Елисеевском магазине, позванивающими хрусталем бокалов в его ресторанах, или же – должниками банка, располагавшегося здесь же. Даже чугунное литье балкона, на который взлетает Лидия Чебоксарова в окружении своих поклонников, кажется, воспроизводит богатый орнаментальный декор здания.

Режиссер Татьяна Казакова идет на небольшую временную «махинацию», сдвигая время действия в сторону Серебряного века. Отзвуки модерна, например, не только в литье чугунной решетки, но и в фасонах шляп, и в причудливом цветочном черно-белом орнаменте набивного рисунка пальто дам (художник Стефания Граурогкайте).

Правда, модерн явлен в своем «купецком» аспекте. Здесь не утонченный аскетизм вытянутых линий северного модерна, а избыточная бесстыдная роскошь напоказ.

Материальная среда спектакля сверхустойчива. Но легкие вибрации эпохи, смещенность этических ориентиров здесь являются залогом грядущих социальных потрясений. И грядущий капиталист Савва Васильков в своей медвежьей шубе, агрессивно-прямолинейный,  – первый вестник перемен, а потом и ка- таклизмов. Сей Лопахин не вырубит вишневый сад, но именно ему достанется самый роскошный цветок этой оранжереи.

Комедия Островского  – двойник-антипод «Бесприданницы». Обедневшая красавица Лидия Чебоксарова, в отличие от щепетильной Ларисы Огудаловой, только и думает о том, как бы выгоднее себя продать в законный брак. Но просчитывается раз за разом  – весь пышный шлейф ее поклонников составляют такие же промотавшиеся наследники некогда богатых состояний.

Другим сильным маркером становится музыка. Мотивы модной тогда «Травиаты» Верди звучат и фоном, и в исполнении героев, их мурлычет даже прислуга. Трагическая история французской содержанки шаржируется в ситуациях и положениях «Бешеных денег». Кстати, именно белые камелии (сначала маленький букет, потом побольше, и третий – гигантских размеров) преподносит Лидии Телятев. Такой обольстительной дамой полусвета играет Дария Лятецкая свою Лидию. Сначала взвинченная героиня мечется в горячке удовольствий, затем – в чаду судорожных попыток найти себе покровителя. Цинизм, доходящий до бесстыдства, вызывает шок даже у ее маменьки, изысканно сыгранной Ириной Мазуркевич как человек другой эпохи, когда не только светский тон и представления о приличиях, но и толика самоуважения устанавливали границу моральных норм.

Без полутонов остался и Савва Васильков, эконом и грядущий «миллионщик». У Островского он хотя бы увлечен Лидией и на- делен талантом – делать деньги. А в исполнении Александра Матвеева получился непробиваемо серьезным мужчиной, без страстей и без слабостей.

Кто здесь вызывает сочувствие, так это поклонники Лидии в исполнении премьеров театра Комедии. Номер один – Телятев, беззаботный либертен, никем и ни чем не связанный и ни к кому не привязанный, сыгранный Николаем Смирновым с замечательной самоиронией. Расчетливый и жесткий циник, а в прошлом, возможно, фат Глумов, венцом карьеры которого становится сожительство с богатой старухой, остро представлен Дмитрием Лебедевым. И, наконец, замечательный розовый пупс, наивный, как ребенок, лгунишка – «князинька» Кучумов Сергея Русскина.

Их жаль. Потому что в их распоряжении искусство жить красиво, никак не зависящее от денег, а также их количества. Они уйдут и унесут с собой свое искусство. И это так же очевидно, как то, что Лидия научится варить варенье, солить грибы и без труда освоит мастерство школы жен имени Саввы Василькова.

Текст: Татьяна Джурова
"Петербургский театрал" | №2(10) март 2018

Вернуться к списку новостей

Генеральные партнеры

Информационные партнеры

Партнеры