О театре
В 1929 г. театральное помещение в Доме Елисеевых отдали молодому Театру Сатиры под руководством Давида Гутмана. Через два года, Театр Сатиры объединили с театром «Комедия». В это время на сцену нового Ленинградского Театра Сатиры и Комедии выходили Елена Грановская, Леонид Утесов, Борис Бабочкин, Николай Черкасов. Однако к середине тридцатых театр исчерпал свой потенциал и находился на пороге закрытия. Спас его молодой талантливый режиссер и художник Николай Павлович Акимов - в 1935 г. он принял предложение возглавить театр. Интересно, что до этого режиссер поставил только один, правда, весьма нашумевший спектакль, — трагедию «Гамлет» в московском Театре им. Вахтангова в 1933 г.
Вслед за Акимовым, в теперь уже Ленинградский Театр Комедии, пришли Елена Юнгер, Ирина Зарубина, Александр Бениаминов, Сергей Филиппов, Владимир Усков – каждый из этой акимовской плеяды актеров со временем стал театральной легендой. Постановки «Валенсианской вдовы», «Собаки на сене», «Школы злословия», «Тени» и «Опасного поворота» гремели на всю страну. В кругу акимовских авторов - литераторы Михаил Зощенко, Евгений Шварц, Михаил Лозинский. С ним сотрудничали режиссеры Григорий Козинцев и Сергей Юткевич. Ленинградский Театр Комедии был признан одним из лучших в СССР.
Но сначала война, связанная с ней эвакуация, а потом непростая политическая обстановка в стране изменили ситуацию в театре. Акимов работал слишком ярко, слишком смело. И на время 1949-1956 годов он был отстранен от руководства созданного им творческого коллектива. В дом на Невском Николай Павлович смог вернуться лишь в 56-м. Тогда в Театре Комедии были восстановлены «Тень» и запрещенный во время Великой Отечественной войны «Дракон», поставлены «Двенадцатая ночь» Шекспира, «Пестрые рассказы» по Чехову и Байроновский «Дон Жуан». Подчеркнутая ироничность, яркость сценических образов (режиссер словно «надевал» на актера образ вместе с созданным им костюмом), неангажированность в выборе пьес и постановке спектаклей – все это отличало Акимовский театр, которому в 1967 г. присвоили звание «академический».
После смерти Николая Павловича Акимова (1968 г.) театр возглавил Вадим Голиков (руководил коллективом шесть лет, с 1970 по 1976 гг.). В 1972-м первый спектакль на сцене театра по приглашению Голикова ставит Петр Фоменко, который в 1977г. становится главным режиссером Театра Комедии. После отъезда в 1981 г. Петра Фоменко в Москву театром руководит Юрий Аксенов (1983), на смену которому в 1991 г. приходит Дмитрий Астрахан. Все это время акимовский Театр был словно в поиске нового режиссера. Свои спектакли на его сцене создавали и Лев Додин, и Михаил Левитин, и Юлий Дворкин, и Роман Виктюк. В 1995 г. художественным руководителем театра стала заслуженный деятель искусств Татьяна Казакова.
Татьяна Сергеевна Казакова руководит Театром Комедии и сегодня. Неожиданные повороты сюжета, чудеса, мистика, яркая театральность создают в театре Праздник. Вместе с талантливыми театральными художниками Александром Орловым, Эмилем Капелюшем, Михаилом Мокровым режиссер уводит зрителя из повседневности, предлагая ему другую реальность. Сценическое пространство Казаковой не только насыщенно светом и цветом, особое звучание ему придает музыка, которую для Театра Комедии пишут композиторы Евгений Стецюк, Игорь Рогалев, Фаустас Латенас.
Легендарная «Тень» Шварца, к которой Татьяна Казакова вновь решила обратиться в 2003 г., стала своего рода брендом современного Театра Комедии. В постановке Казаковой сказка для взрослых превратилась в философскую притчу, возвращающую зрителя к размышлениям о темной и светлой сторонах, присущих каждой человеческой личности. «Тень» в афише театра сегодня - это и благодарность его создателю, и память о первой акимовской постановке пьесы. А имя Николая Павловича Акимова Академический Театр Комедии носит с 1986 г.
В 2014 г. по инициативе Комитета по культуре Администрации Санкт-Петербурга в городе прошел опрос зрителей и экспертов по оценке деятельности театров и концертных организаций города. По результатам этого опроса Академический театр комедии имени Н.П. Акимова занял первое место в рейтинге драматических театров Санкт-Петербурга.