Александр
Бениаминов
(1903-1991)
Александр Давидович Бениаминов окончил в 1926 году Институт театрального искусства (ГИТИС) в Москве. Затем он перебрался в Ленинград, где работал в городских театрах и на эстраде. В Театр комедии Александр Бениаминов пришел в 1937 году. У Акимова этот меланхолический эксцентрик с маской смешного, наивного, беззащитного человечка стал одним из самых востребованных актеров. Он был занят почти во всех премьерах именитого режиссера и стал кумиром зрителей нескольких поколений.
Актерская маска Бениаминова органично накладывалась на его многочисленные роли: простодушного и экспансивного сэра Питера в «Школе злословия» Р. Шеридана, воинственного на вид, но трусливого кавалера Валерио в «Валенсианской вдове» Лопе де Вега, Бламанже в «Помпадурах и помпадуршах» по М. Салтыкову-Щедрину, а также хлопотливого Льва Гурыча Синичкина в «Льве Гурыче Синичкине» А. Бонди (по Д. Ленскому) и робкого, тихого Муромского в «Деле» А. Сухово-Кобылина. Тот же смешной человечек, но возомнивший себя важной персоной, жил в напыщенном дворецком Мальволио в «Двенадцатой ночи» У. Шекспира и в уродливом Министре финансов в «Тени» Евгения Шварца. Своих чудаковатых героев Александр Давидович изображал с комической невозмутимостью, используя в своей игре фарсовые приемы и трюки. Он мастерски распоряжался своими внешними данными: малым ростом, худобой, резкими жестами выразительных рук, хрипловатым голосом. По словам критика М. Янковского, Бениаминову было «достаточно одного взгляда, чтобы зритель покатился с хохоту».
В лучших актерских образах, созданных Александром Бениаминовым в спектаклях «В понедельник, в 8» Э. Фербера и Д. Кауфмана, «Призраки» и «Искусство комедии» Э. де Филиппо и «Физики» Ф. Дюрренматта, маска актера была всего лишь «опознавательным знаком». «Острый, гротескный жест и вместе с тем удивительно человечная, тонко разработанная внутренняя линия образа, – писал о бениаминовском Паскуале из спектакля «Призраки» критик С. Владимиров. – Предельно комична мимика актера, но его большие удивленные глаза выражают страх, боль, отчаяние, в его маленькой забавной фигурке – своеобразная грация и достоинство».
В 1974 году Театр комедии отметил двойной юбилей Александра Давидовича Бениаминова – 70-летие со дня рождения и 50-летие сценической деятельности. В 1978 году актер эмигрировал из СССР. Остаток жизни Бениаминов прожил в Нью-Йорке.
Актерская маска Бениаминова органично накладывалась на его многочисленные роли: простодушного и экспансивного сэра Питера в «Школе злословия» Р. Шеридана, воинственного на вид, но трусливого кавалера Валерио в «Валенсианской вдове» Лопе де Вега, Бламанже в «Помпадурах и помпадуршах» по М. Салтыкову-Щедрину, а также хлопотливого Льва Гурыча Синичкина в «Льве Гурыче Синичкине» А. Бонди (по Д. Ленскому) и робкого, тихого Муромского в «Деле» А. Сухово-Кобылина. Тот же смешной человечек, но возомнивший себя важной персоной, жил в напыщенном дворецком Мальволио в «Двенадцатой ночи» У. Шекспира и в уродливом Министре финансов в «Тени» Евгения Шварца. Своих чудаковатых героев Александр Давидович изображал с комической невозмутимостью, используя в своей игре фарсовые приемы и трюки. Он мастерски распоряжался своими внешними данными: малым ростом, худобой, резкими жестами выразительных рук, хрипловатым голосом. По словам критика М. Янковского, Бениаминову было «достаточно одного взгляда, чтобы зритель покатился с хохоту».
В лучших актерских образах, созданных Александром Бениаминовым в спектаклях «В понедельник, в 8» Э. Фербера и Д. Кауфмана, «Призраки» и «Искусство комедии» Э. де Филиппо и «Физики» Ф. Дюрренматта, маска актера была всего лишь «опознавательным знаком». «Острый, гротескный жест и вместе с тем удивительно человечная, тонко разработанная внутренняя линия образа, – писал о бениаминовском Паскуале из спектакля «Призраки» критик С. Владимиров. – Предельно комична мимика актера, но его большие удивленные глаза выражают страх, боль, отчаяние, в его маленькой забавной фигурке – своеобразная грация и достоинство».
В 1974 году Театр комедии отметил двойной юбилей Александра Давидовича Бениаминова – 70-летие со дня рождения и 50-летие сценической деятельности. В 1978 году актер эмигрировал из СССР. Остаток жизни Бениаминов прожил в Нью-Йорке.
Cпектакли прошлых лет
Вернуться