Эраст
Гарин
(1902-1980)
Эраст Павлович Гарин окончил Высшие экспериментальные театральные мастерские. Ученик Всеволода Мейерхольда, он успешно играл в знаменитых спектаклях мастера: среди его ролей Гулячкин в «Мандате» Н. Эрдмана, Хлестаков в «Ревизоре» Н. Гоголя и Чацкий в «Горе уму» по А. Грибоедову.
Акимов пригласил Гарина в Театр комедии в 1938 году для постановки пьесы В. Шкваркина «Простая девушка». Эраст Павлович создал веселый, легкий спектакль, немного напоминающий водевиль. Именно в нем выдающийся комик Сергей Филиппов сыграл свою лучшую роль – управдома Макарова. Спектакль мгновенно обрел зрительскую популярность, выдержал в течение года более 100 представлений и был возобновлен театром после войны. В том же 1938 году Гарин поставил драму «Сын народа» Юрия Германа, где сам вышел на сцену в главной роли доктора Калюжного. Его Калюжный, некрасивый, сумрачный, сомневающийся, был не похож на уверенных в себе, положительных героев того времени, лучезарная улыбка которых озаряла театральные залы и сияла с экранов отечественных кинотеатров. «Таких большевиков не бывает», – заявили в Реперткоме и чуть не запретили спектакль.
Вторая актерская работа Гарина в Театре комедии – Тень в пьесе-сказке Евгения Шварца «Тень» – вызвала противоречивые оценки. Драматург не принял актера в этой роли: «Его маска – растерянного, по-детски наивного дурачка – никак не годилась для злодея». Елена Юнгер, партнерша Эраста Гарина в этом спектакле (она исполнила роль Принцессы), впоследствии вспоминала, не соглашаясь с автором пьесы: «Гарин это делал страшно. Он ведь без грима играл… До сих пор помню, как он стоял за спиной, не прикасаясь. Этот холод неприкосновения помню. Как он эту пустоту, пустое место – НИЧТО – играл!» Критик Сухаревич назвал Эраста Павловича в этой роли «злобным призраком страны сказок».
В конце 1940-х годов Гарин поставил три пьесы: «Вас вызывает Таймыр» А. Галича и К. Исаева, «Московский характер» А. Софронова и «Роковое наследство» Л. Шейнина. Удачным рецензенты называли лишь спектакль «Вас вызывает Таймыр», где режиссер, по мнению С. Дрейдена, «помог большинству исполнителей сохранить необходимую внутреннюю серьезность и вместе с тем передать задорный юмор положений».
В 1950 году Эраст Гарин начал работать в Театре-студии киноактера, продолжая сниматься в кино.
Акимов пригласил Гарина в Театр комедии в 1938 году для постановки пьесы В. Шкваркина «Простая девушка». Эраст Павлович создал веселый, легкий спектакль, немного напоминающий водевиль. Именно в нем выдающийся комик Сергей Филиппов сыграл свою лучшую роль – управдома Макарова. Спектакль мгновенно обрел зрительскую популярность, выдержал в течение года более 100 представлений и был возобновлен театром после войны. В том же 1938 году Гарин поставил драму «Сын народа» Юрия Германа, где сам вышел на сцену в главной роли доктора Калюжного. Его Калюжный, некрасивый, сумрачный, сомневающийся, был не похож на уверенных в себе, положительных героев того времени, лучезарная улыбка которых озаряла театральные залы и сияла с экранов отечественных кинотеатров. «Таких большевиков не бывает», – заявили в Реперткоме и чуть не запретили спектакль.
Вторая актерская работа Гарина в Театре комедии – Тень в пьесе-сказке Евгения Шварца «Тень» – вызвала противоречивые оценки. Драматург не принял актера в этой роли: «Его маска – растерянного, по-детски наивного дурачка – никак не годилась для злодея». Елена Юнгер, партнерша Эраста Гарина в этом спектакле (она исполнила роль Принцессы), впоследствии вспоминала, не соглашаясь с автором пьесы: «Гарин это делал страшно. Он ведь без грима играл… До сих пор помню, как он стоял за спиной, не прикасаясь. Этот холод неприкосновения помню. Как он эту пустоту, пустое место – НИЧТО – играл!» Критик Сухаревич назвал Эраста Павловича в этой роли «злобным призраком страны сказок».
В конце 1940-х годов Гарин поставил три пьесы: «Вас вызывает Таймыр» А. Галича и К. Исаева, «Московский характер» А. Софронова и «Роковое наследство» Л. Шейнина. Удачным рецензенты называли лишь спектакль «Вас вызывает Таймыр», где режиссер, по мнению С. Дрейдена, «помог большинству исполнителей сохранить необходимую внутреннюю серьезность и вместе с тем передать задорный юмор положений».
В 1950 году Эраст Гарин начал работать в Театре-студии киноактера, продолжая сниматься в кино.
Вернуться