Ирина
Гошева
(1911-1988)
Ирина Прокофьевна Гошева окончила Ленинградский техникум сценических искусств. Проработав несколько лет в «Молодом театре» Сергея Радлова, в 1935 году актриса перешла в акимовский Театр комедии.
Первые же сыгранные ею здесь роли поразили театральный Ленинград: образы обвиненной в убийстве очаровательной француженки Мадлен из пьесы Л. Вернейля и Ж. Бера «Мое преступление» и своенравной красавицы-графини Дианы из комедии «Собака на сене» Лопе де Вега производили неизгладимое впечатление на зрителей.
Прекрасная и грациозная, с большими задумчивыми глазами, к тому же наделенная неповторимым музыкальным голосом, Гошева заслуженно заняла амплуа молодой героини в труппе театра. Неслучайно драматург Евгений Шварц называл ее «таинственной и поэтической», а критики в один голос восхищались особым элегическим лиризмом, пронизывающим ее работы. По словам одного современника, она всегда оставляла за собой «право быть печальной, внося ноту лиризма во всеобщее веселье». И действительно, Ирина Гошева играла свои роли лирически, обогащая эмоциональную палитру акимовских спектаклей проникновенной поэтической интонацией. В Оливии из «Двенадцатой ночи» Шекспира, искренне и в то же время изящно горевавшей по брату (актриса придала ее страданиям особую лукавую иронию), виделась самостоятельная и решительная натура, готовая на все ради ответной любви. Говоря об этой постановке, один из рецензентов сравнивал Оливию в исполнении Ирины Прокофьевны с женщиной эпохи Возрождения.
Актриса осталась верна своей лирической теме и в «Тени» Е. Шварца, в которой ей досталась роль Аннунциаты. Вопреки первоначальному замыслу режиссера, видевшего в Аннунциате бойкую девушку-щебетунью, Гошева представила эту героиню обаятельно-наивной и бесконечно трогательной в своей любви к Ученому. По признанию самого драматурга, Гошева превзошла в «Тени» почти всех остальных актеров. Созданный ей образ Аннунциаты заслуженно остался не только в биографии театра, но и в сценической истории самой пьесы Шварца.
Впрочем, не хуже, чем комедийные, удавались актрисе и драматические роли: психологически тонко играла Гошева Олуэн в «Опасном повороте» Д. Пристли.
В 1940 году по приглашению В. И. Немировича-Данченко Ирина Прокофьевна перешла в МХАТ, где проработала почти четверть века. Ее актерская карьера больше не знала сильных взлетов или падений: тот артистический подъем, который она пережила в Театре комедии у Акимова, остался в прошлом и на мхатовской сцене не повторился.
Первые же сыгранные ею здесь роли поразили театральный Ленинград: образы обвиненной в убийстве очаровательной француженки Мадлен из пьесы Л. Вернейля и Ж. Бера «Мое преступление» и своенравной красавицы-графини Дианы из комедии «Собака на сене» Лопе де Вега производили неизгладимое впечатление на зрителей.
Прекрасная и грациозная, с большими задумчивыми глазами, к тому же наделенная неповторимым музыкальным голосом, Гошева заслуженно заняла амплуа молодой героини в труппе театра. Неслучайно драматург Евгений Шварц называл ее «таинственной и поэтической», а критики в один голос восхищались особым элегическим лиризмом, пронизывающим ее работы. По словам одного современника, она всегда оставляла за собой «право быть печальной, внося ноту лиризма во всеобщее веселье». И действительно, Ирина Гошева играла свои роли лирически, обогащая эмоциональную палитру акимовских спектаклей проникновенной поэтической интонацией. В Оливии из «Двенадцатой ночи» Шекспира, искренне и в то же время изящно горевавшей по брату (актриса придала ее страданиям особую лукавую иронию), виделась самостоятельная и решительная натура, готовая на все ради ответной любви. Говоря об этой постановке, один из рецензентов сравнивал Оливию в исполнении Ирины Прокофьевны с женщиной эпохи Возрождения.
Актриса осталась верна своей лирической теме и в «Тени» Е. Шварца, в которой ей досталась роль Аннунциаты. Вопреки первоначальному замыслу режиссера, видевшего в Аннунциате бойкую девушку-щебетунью, Гошева представила эту героиню обаятельно-наивной и бесконечно трогательной в своей любви к Ученому. По признанию самого драматурга, Гошева превзошла в «Тени» почти всех остальных актеров. Созданный ей образ Аннунциаты заслуженно остался не только в биографии театра, но и в сценической истории самой пьесы Шварца.
Впрочем, не хуже, чем комедийные, удавались актрисе и драматические роли: психологически тонко играла Гошева Олуэн в «Опасном повороте» Д. Пристли.
В 1940 году по приглашению В. И. Немировича-Данченко Ирина Прокофьевна перешла в МХАТ, где проработала почти четверть века. Ее актерская карьера больше не знала сильных взлетов или падений: тот артистический подъем, который она пережила в Театре комедии у Акимова, остался в прошлом и на мхатовской сцене не повторился.
Вернуться