Ирина
Зарубина
(1907-1976)
Ирина Петровна Зарубина окончила в 1929 году Ленинградский техникум сценических искусств и через несколько лет, в 1935 году, пришла в Театр комедии, где проработала до конца своей жизни.
«Это актриса настоящая, не умственная, а от природы. Великолепная русская речь, голос, музыкальность», — так писал о Зарубиной Евгений Шварц, добавляя: «И прелестная улыбка». Актриса яркой «русской типажности», напоминавшая своей статью женщин с полотен Малявина и Кустодиева, она приобрела широкую известность и запомнилась публике прежде всего по таким кинолентам, как «Гроза», где сыграла роль Варвары, «Иудушка Головлев», в которой создала образ Евпраксии, а также «Петр I», где исполнила роль Ефросиньи. Однако сама Ирина Петровна считала себя в первую очередь актрисой театральной, а своим родным домом — Театр комедии.
Зарубина принимала участие в наиболее заметных постановках Акимова, от «Собаки на сене» Лопе де Вега 1936 года до «Свадьбы Кречинского» А. Сухово-Кобылина 1966 года и «Звонка в пустую квартиру» Д. Угрюмова 1967 года. Играла актриса и в спектаклях других режиссеров. Профессионалы и критики больше всего ценили ее мастерство в исполнении сатирических ролей: Помпадурши в «Помпадурах и помпадуршах» по М. Салтыкову-Щедрину, миссис Уоррен в «Профессии миссис Уоррен» Б. Шоу. К безусловным творческим удачам Ирины Зарубиной современники причисляли образы Евгении в комедии А. Островского «На бойком месте», Анны Андреевны в «Ревизоре» Н. Гоголя и дамы-сочинительницы Мурашкиной в чеховской «Драме» из цикла «Пестрые рассказы».
Но сильнее всего полюбились зрителям другие героини Ирины Петровны, вызывавшие душевную симпатию, а часто и улыбку при первом же появлении актрисы на сцене: именно такими были бойкая служанка Марсела в «Собаке на сене» Лопе де Вега, смешная и трогательная в своих попытках стать молодой светской женщиной леди Тизл в «Школе злословия» Р. Шеридана, забавная санитарка Фрося в «Сыне народа» Ю. Германа, обаятельная выдумщица Мария в шекспировской «Двенадцатой ночи». В образе Марии Зарубина в полной мере воплотила замысел постановщика, сделав ее «самой веселой девушкой в мире», словно вобравшей в себя дух остроумия и шуток, царящий в сказочной Иллирии. Роль Хозяйки, жены Волшебника в «Обыкновенном чуде», Евгений Шварц, казалось, писал специально для Зарубиной, в расчете на ее индивидуальность, внешность, мелодику голоса. Хозяйка в исполнении актрисы «согревала» весь спектакль своей домовитостью, заботой о муже-Волшебнике, тревогой за судьбу Медведя и Принцессы.
Героинь советских комедий 1960–70-х годов Ирина Петровна неизменно наделяла добродушием, сердечной расположенностью к людям и легкой иронией. Таковы были образы Муштаковой в «Чемодане с наклейками» Д. Угрюмова и Раисы Александровны в «Этом милом старом доме» А. Арбузова. Только благодаря своему мастерству смогла Зарубина «оживить» схематичный образ Екатерины Капитоновны Успенцевой в «Звонке в пустую квартиру» Д. Угрюмова, представив ее как характер незаурядный и искренний в своих экстравагантных порывах.
«Это актриса настоящая, не умственная, а от природы. Великолепная русская речь, голос, музыкальность», — так писал о Зарубиной Евгений Шварц, добавляя: «И прелестная улыбка». Актриса яркой «русской типажности», напоминавшая своей статью женщин с полотен Малявина и Кустодиева, она приобрела широкую известность и запомнилась публике прежде всего по таким кинолентам, как «Гроза», где сыграла роль Варвары, «Иудушка Головлев», в которой создала образ Евпраксии, а также «Петр I», где исполнила роль Ефросиньи. Однако сама Ирина Петровна считала себя в первую очередь актрисой театральной, а своим родным домом — Театр комедии.
Зарубина принимала участие в наиболее заметных постановках Акимова, от «Собаки на сене» Лопе де Вега 1936 года до «Свадьбы Кречинского» А. Сухово-Кобылина 1966 года и «Звонка в пустую квартиру» Д. Угрюмова 1967 года. Играла актриса и в спектаклях других режиссеров. Профессионалы и критики больше всего ценили ее мастерство в исполнении сатирических ролей: Помпадурши в «Помпадурах и помпадуршах» по М. Салтыкову-Щедрину, миссис Уоррен в «Профессии миссис Уоррен» Б. Шоу. К безусловным творческим удачам Ирины Зарубиной современники причисляли образы Евгении в комедии А. Островского «На бойком месте», Анны Андреевны в «Ревизоре» Н. Гоголя и дамы-сочинительницы Мурашкиной в чеховской «Драме» из цикла «Пестрые рассказы».
Но сильнее всего полюбились зрителям другие героини Ирины Петровны, вызывавшие душевную симпатию, а часто и улыбку при первом же появлении актрисы на сцене: именно такими были бойкая служанка Марсела в «Собаке на сене» Лопе де Вега, смешная и трогательная в своих попытках стать молодой светской женщиной леди Тизл в «Школе злословия» Р. Шеридана, забавная санитарка Фрося в «Сыне народа» Ю. Германа, обаятельная выдумщица Мария в шекспировской «Двенадцатой ночи». В образе Марии Зарубина в полной мере воплотила замысел постановщика, сделав ее «самой веселой девушкой в мире», словно вобравшей в себя дух остроумия и шуток, царящий в сказочной Иллирии. Роль Хозяйки, жены Волшебника в «Обыкновенном чуде», Евгений Шварц, казалось, писал специально для Зарубиной, в расчете на ее индивидуальность, внешность, мелодику голоса. Хозяйка в исполнении актрисы «согревала» весь спектакль своей домовитостью, заботой о муже-Волшебнике, тревогой за судьбу Медведя и Принцессы.
Героинь советских комедий 1960–70-х годов Ирина Петровна неизменно наделяла добродушием, сердечной расположенностью к людям и легкой иронией. Таковы были образы Муштаковой в «Чемодане с наклейками» Д. Угрюмова и Раисы Александровны в «Этом милом старом доме» А. Арбузова. Только благодаря своему мастерству смогла Зарубина «оживить» схематичный образ Екатерины Капитоновны Успенцевой в «Звонке в пустую квартиру» Д. Угрюмова, представив ее как характер незаурядный и искренний в своих экстравагантных порывах.
Cпектакли прошлых лет
Вернуться