Лев
Колесов
(1910-1974)
Лев Константинович Колесов до прихода в Театр комедии в 1940 году более десяти лет работал в различных театральных коллективах. В Ленинграде он был известен прежде всего как актер Нового ТЮЗа, сыгравший Бориса Годунова в пушкинской трагедии. Среди первых ролей Колесова на сцене Театра комедии были Тень и Дракон в пьесах Евгения Шварца и профессор Хиггинс в «Пигмалионе» Б. Шоу, причем в образе Дракона Колесов вышел на сцену лишь однажды: спектакль «Дракон» после единственного открытого показа в Москве в 1944 году был запрещен.
Своим учителем Лев Константинович называл И. Певцова, хотя непосредственным учеником этого великого актера никогда не был. По словам Е. Юнгер, часто выступавшей в одних спектаклях с Колесовым, «характер игры Певцова, его интенсивная внутренняя, как бы скрытая с виду жизнь в спектаклях увлекала Льва Колесова, была ему близка. Он восхищался внешней сдержанностью, даже скупостью проявлений глубоких чувств, восхищался умением думать на сцене, старался научиться этому».
Эти же качества — проникновенный психологизм при внешней сдержанности — отличали и все лучшие актерские работы самого Колесова, особенно созданные им образы ученых в спектаклях «Софья Ковалевская» бр. Тур, где он играл Калмыкова, «Не сотвори себе кумира» А. Файко, где исполнил роль Молоканова, и «Автор Неизвестен» П. Тура, в котором изобразил Калмыкова.
Комедию Э. де Филиппо «Ложь на длинных ногах» в совместной постановке Акимова и Колесова современники называли моноспектаклем Колесова: актер сыграл в ней безработного Либеро, с трудом сводившего концы с концами, но сохранившего в нищете свое достоинство и благородство. В «Деле» А. Сухово-Кобылина Лев Колесов в очередь с А. Бениаминовым исполнял роль правдолюбца Муромского, а в «Пестрых рассказах» по А. Чехову сыграл Буркина из «Человека в футляре». Но самой знаменитой ролью Льва Константиновича стал Бернард Шоу в «Милом обманщике» Д. Килти, эпистолярной комедии, созданной на основе переписки Б. Шоу с актрисой Патрик Кэмпбелл. Партнершей Колесова в образе Патрик Кэмпбелл выступила Е. Юнгер. Этот спектакль, премьера которого состоялась в 1961 году, с большим успехом шел на сцене театра до самой смерти актера. Как заметил один критик, «Шоу в спектакле не вызывает и малейших сомнений в своей достоверности».
Колесов в совершенстве владел голосом и речью, в связи с чем именно ему поручалось чтение разнообразных прологов и ролей «от автора»: в «Острове мира» Е. Петрова, в «Мертвых душах» по Н. Гоголю, в «Обыкновенном чуде» Е. Шварца. В «Дон Жуане» по Д. Байрону Лев Константинович исполнял роль основного ведущего. Мастер художественного слова, актер неоднократно выступал на эстраде с чтением произведений А.С. Пушкина, В.В. Маяковского, Г. Ибсена.
Своим учителем Лев Константинович называл И. Певцова, хотя непосредственным учеником этого великого актера никогда не был. По словам Е. Юнгер, часто выступавшей в одних спектаклях с Колесовым, «характер игры Певцова, его интенсивная внутренняя, как бы скрытая с виду жизнь в спектаклях увлекала Льва Колесова, была ему близка. Он восхищался внешней сдержанностью, даже скупостью проявлений глубоких чувств, восхищался умением думать на сцене, старался научиться этому».
Эти же качества — проникновенный психологизм при внешней сдержанности — отличали и все лучшие актерские работы самого Колесова, особенно созданные им образы ученых в спектаклях «Софья Ковалевская» бр. Тур, где он играл Калмыкова, «Не сотвори себе кумира» А. Файко, где исполнил роль Молоканова, и «Автор Неизвестен» П. Тура, в котором изобразил Калмыкова.
Комедию Э. де Филиппо «Ложь на длинных ногах» в совместной постановке Акимова и Колесова современники называли моноспектаклем Колесова: актер сыграл в ней безработного Либеро, с трудом сводившего концы с концами, но сохранившего в нищете свое достоинство и благородство. В «Деле» А. Сухово-Кобылина Лев Колесов в очередь с А. Бениаминовым исполнял роль правдолюбца Муромского, а в «Пестрых рассказах» по А. Чехову сыграл Буркина из «Человека в футляре». Но самой знаменитой ролью Льва Константиновича стал Бернард Шоу в «Милом обманщике» Д. Килти, эпистолярной комедии, созданной на основе переписки Б. Шоу с актрисой Патрик Кэмпбелл. Партнершей Колесова в образе Патрик Кэмпбелл выступила Е. Юнгер. Этот спектакль, премьера которого состоялась в 1961 году, с большим успехом шел на сцене театра до самой смерти актера. Как заметил один критик, «Шоу в спектакле не вызывает и малейших сомнений в своей достоверности».
Колесов в совершенстве владел голосом и речью, в связи с чем именно ему поручалось чтение разнообразных прологов и ролей «от автора»: в «Острове мира» Е. Петрова, в «Мертвых душах» по Н. Гоголю, в «Обыкновенном чуде» Е. Шварца. В «Дон Жуане» по Д. Байрону Лев Константинович исполнял роль основного ведущего. Мастер художественного слова, актер неоднократно выступал на эстраде с чтением произведений А.С. Пушкина, В.В. Маяковского, Г. Ибсена.
Cпектакли прошлых лет
Вернуться