Павел
Суханов
(1911-1973)
Павел Михайлович Суханов окончил Ленинградский художественный политехникум. В Театр комедии он пришел в 1936 году, после пяти лет работы в БДТ, и остался в нем на всю жизнь.
С первых же сезонов актер оказался задействован во многих спектаклях: он сыграл Фабьо, слугу графини Дианы, в «Собаке на сене» Лопе де Вега, корнета Постникова в «Терентии Ивановиче» Ю. Свирина, сэра Эндрю в «Двенадцатой ночи» У. Шекспира, слугу Теодоро Тристана в «Валенсианской вдове» Лопе де Вега, Сеню в «Страшном суде» В. Шкваркина. Суханов был занят и в первой постановке пьесы Евгения Шварца «Тень» в 1940 году в роли Ученого, но его Ученый не получил признания. И. Львов, например, отозвался нем, как о «резонере, педанте, скучном сухаре, лишенном обаяния, непосредственности и доброты». Зато Павел Михайлович взял реванш при возобновлении «Тени» в 1960 году, уже в роли Пьетро, бывшего людоеда, а ныне оценщика в ломбарде. Пьетро Суханова иногда прищелкивал зубами, но выглядел скорее обыкновенным, даже добродушным обывателем, и от этого образ становился еще страшнее.
В репертуаре Павла Суханова почти не было крупных, ведущих ролей. Исключения случались, но не часто. В начале 1960-х годов он сыграл главную роль в спектакле «Лев Гурыч Синичкин» А. Бонди (по Д. Ленскому), и его Синичкин, смешной старый актер с умным взглядом и бурными перепадами настроения от радости к отчаянию, органично вписался в мир веселого водевиля. Хотя чаще всего Суханов получал роли второго плана или эпизодические, он редко оставался незамеченным. Многие его персонажи запомнились зрителям: это и Король в «Обыкновенном чуде» Е. Шварца, и Муштаков – человек, которого все знают, – в «Чемодане с наклейками» Д. Угрюмова, и Плотогонов в «Зеленом кузнечике» С. Михалкова. Как несомненную удачу актера оценили рецензенты его работу в спектакле «Кресло № 16» Д. Угрюмова, где Павел Михайлович создал запоминающийся образ драматурга Игната Пузырева, наглого и тупого человека с пустыми глазами, который спекулирует на злободневных темах. Критик С. Владимиров, рецензировавший «Ревизора» Н. Гоголя, особо отметил игру Суханова в роли судьи Ляпкина-Тяпкина: «Судья у него мрачный философ, добровольный соглядатай, готовый в каждом видеть крамольника и жулика».
Павел Суханов был режиссером-ассистентом у Акимова. Ряд спектаклей он поставил самостоятельно: «Не все коту масленица» А. Островского, «Телефонный звонок» Ф. Нотта, «Что скажут завтра» Д. Аля и Л. Ракова и «Ночное небо» А. Гладкова.
С первых же сезонов актер оказался задействован во многих спектаклях: он сыграл Фабьо, слугу графини Дианы, в «Собаке на сене» Лопе де Вега, корнета Постникова в «Терентии Ивановиче» Ю. Свирина, сэра Эндрю в «Двенадцатой ночи» У. Шекспира, слугу Теодоро Тристана в «Валенсианской вдове» Лопе де Вега, Сеню в «Страшном суде» В. Шкваркина. Суханов был занят и в первой постановке пьесы Евгения Шварца «Тень» в 1940 году в роли Ученого, но его Ученый не получил признания. И. Львов, например, отозвался нем, как о «резонере, педанте, скучном сухаре, лишенном обаяния, непосредственности и доброты». Зато Павел Михайлович взял реванш при возобновлении «Тени» в 1960 году, уже в роли Пьетро, бывшего людоеда, а ныне оценщика в ломбарде. Пьетро Суханова иногда прищелкивал зубами, но выглядел скорее обыкновенным, даже добродушным обывателем, и от этого образ становился еще страшнее.
В репертуаре Павла Суханова почти не было крупных, ведущих ролей. Исключения случались, но не часто. В начале 1960-х годов он сыграл главную роль в спектакле «Лев Гурыч Синичкин» А. Бонди (по Д. Ленскому), и его Синичкин, смешной старый актер с умным взглядом и бурными перепадами настроения от радости к отчаянию, органично вписался в мир веселого водевиля. Хотя чаще всего Суханов получал роли второго плана или эпизодические, он редко оставался незамеченным. Многие его персонажи запомнились зрителям: это и Король в «Обыкновенном чуде» Е. Шварца, и Муштаков – человек, которого все знают, – в «Чемодане с наклейками» Д. Угрюмова, и Плотогонов в «Зеленом кузнечике» С. Михалкова. Как несомненную удачу актера оценили рецензенты его работу в спектакле «Кресло № 16» Д. Угрюмова, где Павел Михайлович создал запоминающийся образ драматурга Игната Пузырева, наглого и тупого человека с пустыми глазами, который спекулирует на злободневных темах. Критик С. Владимиров, рецензировавший «Ревизора» Н. Гоголя, особо отметил игру Суханова в роли судьи Ляпкина-Тяпкина: «Судья у него мрачный философ, добровольный соглядатай, готовый в каждом видеть крамольника и жулика».
Павел Суханов был режиссером-ассистентом у Акимова. Ряд спектаклей он поставил самостоятельно: «Не все коту масленица» А. Островского, «Телефонный звонок» Ф. Нотта, «Что скажут завтра» Д. Аля и Л. Ракова и «Ночное небо» А. Гладкова.
Cпектакли прошлых лет
Вернуться