Борис
Тенин
(1905-1990)
Борис Михайлович Тенин окончил Государственный Институт музыкальной драмы. Он начинал свою карьеру в 1920-е годы как комик-импровизатор и трансформатор, а с 1937 года стал работать в Театре комедии.
«Ленинград – это лучшие годы моей жизни», – впоследствии писал Тенин в своей книге воспоминаний «Фургон комедианта». Здесь, на Ленфильме, он снялся в знаменитой кинокартине «Человек с ружьем», и здесь, в Театре комедии, он завоевал известность как драматический актер широкого диапазона, которому доступны любые комедийные жанры: от водевиля и фарса до сатирической комедии.
В Театре комедии Тенин, неожиданно для себя, начинал с ролей положительных героев: школьного учителя Страхова в «Весеннем смотре» В. Шкваркина и командира партизанского отряда Сухарева в «Терентии Ивановиче» Ю. Свирина. В военные годы Борис Михайлович даже сыграл романтического поручика Ржевского в «Питомцах славы» А. Гладкова. Актер удивительного обаяния, с неповторимой улыбкой (о знаменитой тенинской улыбке непременно упоминали все, кто писал о нем), он сумел преодолеть схематизм этих ролей, внеся в них живые комедийные краски и интонации.
Однако настоящее признание и успех пришли к Тенину после других ролей – Тоби Белча в «Двенадцатой ночи» У. Шекспира и бывшего людоеда Пьетро в «Тени» Е. Шварца. Эти роли дали возможность актеру вернуться к прежнему амплуа комика-простака и к эксцентрической трактовке характеров. Наиболее запоминающейся и увлекательной, по словам Бориса Михайловича, была работа с Акимовым над спектаклем «Двенадцатая ночь», когда в спорах, а затем на репетициях рождался его сэр Тоби Белч, воинственный на вид, но при этом крайне изобретательный озорник и насмешник. Не меньший успех выпал на долю Тенина и после постановки «Опасного поворота» Д. Пристли: в этом спектакле актер осуществил выход за рамки своего амплуа. Он играл Стэнтона ярко и глубоко, постепенно раскрывая зрителю ту моральную опустошенность и цинизм, которые таились под маской респектабельности и добродушия этого персонажа. Последней ролью Бориса Михайловича на ленинградской сцене стал Синичкин в водевиле «Лев Гурыч Синичкин» А. Бонди (по Д. Ленскому).
После войны Тенин переехал в Москву вместе со своей женой, актрисой Лидией Сухаревской, и работал в разных московских театрах, пока в 1972 году не перешел в Театр драмы им В. В. Маяковского. Актер был также известен благодаря своим телевизионным работам, особенно телеспектаклям о комиссаре Мегрэ (на основе романов Ж. Сименона).
«Ленинград – это лучшие годы моей жизни», – впоследствии писал Тенин в своей книге воспоминаний «Фургон комедианта». Здесь, на Ленфильме, он снялся в знаменитой кинокартине «Человек с ружьем», и здесь, в Театре комедии, он завоевал известность как драматический актер широкого диапазона, которому доступны любые комедийные жанры: от водевиля и фарса до сатирической комедии.
В Театре комедии Тенин, неожиданно для себя, начинал с ролей положительных героев: школьного учителя Страхова в «Весеннем смотре» В. Шкваркина и командира партизанского отряда Сухарева в «Терентии Ивановиче» Ю. Свирина. В военные годы Борис Михайлович даже сыграл романтического поручика Ржевского в «Питомцах славы» А. Гладкова. Актер удивительного обаяния, с неповторимой улыбкой (о знаменитой тенинской улыбке непременно упоминали все, кто писал о нем), он сумел преодолеть схематизм этих ролей, внеся в них живые комедийные краски и интонации.
Однако настоящее признание и успех пришли к Тенину после других ролей – Тоби Белча в «Двенадцатой ночи» У. Шекспира и бывшего людоеда Пьетро в «Тени» Е. Шварца. Эти роли дали возможность актеру вернуться к прежнему амплуа комика-простака и к эксцентрической трактовке характеров. Наиболее запоминающейся и увлекательной, по словам Бориса Михайловича, была работа с Акимовым над спектаклем «Двенадцатая ночь», когда в спорах, а затем на репетициях рождался его сэр Тоби Белч, воинственный на вид, но при этом крайне изобретательный озорник и насмешник. Не меньший успех выпал на долю Тенина и после постановки «Опасного поворота» Д. Пристли: в этом спектакле актер осуществил выход за рамки своего амплуа. Он играл Стэнтона ярко и глубоко, постепенно раскрывая зрителю ту моральную опустошенность и цинизм, которые таились под маской респектабельности и добродушия этого персонажа. Последней ролью Бориса Михайловича на ленинградской сцене стал Синичкин в водевиле «Лев Гурыч Синичкин» А. Бонди (по Д. Ленскому).
После войны Тенин переехал в Москву вместе со своей женой, актрисой Лидией Сухаревской, и работал в разных московских театрах, пока в 1972 году не перешел в Театр драмы им В. В. Маяковского. Актер был также известен благодаря своим телевизионным работам, особенно телеспектаклям о комиссаре Мегрэ (на основе романов Ж. Сименона).
Вернуться