Елена
Юнгер
(1910-1999)
Елена Владимировна Юнгер училась в Школе русской драмы при бывшем Александринском театре и в Московской театральной студии под рук. Ю. Завадского. Имя Елены Юнгер неотделимо от имени Николая Павловича Акимова, художника и режиссера, многие годы руководившего Театром комедии: актриса была его многолетней спутницей, помощницей и музой. Прочно связано ее имя и с Театром комедии, куда Юнгер пришла вместе с Акимовым в 1936 году и где она оставалась ведущей актрисой более полувека.
Свой путь актрисы Елена Владимировна начинала в амплуа молодой героини. Ее капризные красавицы-испанки, Диана и Леонарда в «Собаке на сене» и «Валенсианской вдове» Лопе де Вега, а также переодетая мальчиком юная Виола в «Двенадцатой ночи» У. Шекспира были очаровательны, лукавы и женственны. Удавались Юнгер и другие роли: глуповатой вздорной Принцессы в «Тени» Е. Шварца, Фреды в «Опасном повороте» Д. Пристли, за внешней респектабельностью и показной любезностью которой скрывались темные страсти, эксцентричной Лулу в «В понедельник, в 8» Э. Фербера и Д. Кауфмана. По словам критика В. Сухаревича, небольшую роль Лулу актриса сумела превратить в «сценический шедевр».
Елена Юнгер была актрисой, которая могла играть любые роли одинаково хорошо. Но она все-таки больше тяготела к психологическому театру, особенно в послевоенные десятилетия. Ее любимой ролью стала Софья Ковалевская в одноименной драме бр. Тур, поставленной в 1948 году: здесь можно было «сыграть всю жизнь», показать характер великой женщины со всех сторон. Именно таких героинь, как Фреда и Софья Ковалевская, в первую очередь имел в виду Е. Шварц, когда писал Юнгер: «Ты всегда создаешь образ своеобразный. Острый. Непременно сильная женщина у тебя получается». Позже этот ряд был пополнен образами Днепровской в «Не сотвори себе кумира» А. Файко, г-жи NN из «Рассказа г-жи NN» в «Пестрых рассказах» по А. Чехову, а также Бабушки в «Деревья умирают стоя» Д. Касоны (это была первая возрастная роль актрисы). Много лет Елена Владимировна играла в дуэте с Л. Колесовым в эпистолярной комедии Д. Килти «Милый обманщик», мастерски изображая интеллектуальный турнир Б. Шоу и актрисы Патрик Кэмпбелл. «Ее миссис Кэмпбелл поистине великая чародейка, – говорилось о Юнгер в одной из рецензий, – То мягкая и лиричная, то вспыльчивая и экспансивная, она женственна и обаятельна».
После смерти Акимова в 1968 году, когда театр стало лихорадить от частой смены режиссеров, Елена Владимировна нечасто выходила на сцену в новых спектаклях. Актриса дорожила теми немногочисленными ролями, которые появлялись в ее репертуаре: Эржбет в «Игре с кошкой» И. Эркеня, Мод в «Гарольде и Мод» К. Хиггинса и Сарой Бернар в «Смехе лангуста» Д. Маррела. Сара Бернар стала последней среди новых ролей, сыгранных Юнгер на сцене родного театра. Спектакли «Контесса» М. Дрюона и «Три высокие женщины» Э. Олби с ее участием были показаны уже на других театральных площадках. Недостаток актерской работы в последние годы жизни Елена Владимировна восполняла литературной деятельностью: переводила пьесы и писала воспоминания.
Свой путь актрисы Елена Владимировна начинала в амплуа молодой героини. Ее капризные красавицы-испанки, Диана и Леонарда в «Собаке на сене» и «Валенсианской вдове» Лопе де Вега, а также переодетая мальчиком юная Виола в «Двенадцатой ночи» У. Шекспира были очаровательны, лукавы и женственны. Удавались Юнгер и другие роли: глуповатой вздорной Принцессы в «Тени» Е. Шварца, Фреды в «Опасном повороте» Д. Пристли, за внешней респектабельностью и показной любезностью которой скрывались темные страсти, эксцентричной Лулу в «В понедельник, в 8» Э. Фербера и Д. Кауфмана. По словам критика В. Сухаревича, небольшую роль Лулу актриса сумела превратить в «сценический шедевр».
Елена Юнгер была актрисой, которая могла играть любые роли одинаково хорошо. Но она все-таки больше тяготела к психологическому театру, особенно в послевоенные десятилетия. Ее любимой ролью стала Софья Ковалевская в одноименной драме бр. Тур, поставленной в 1948 году: здесь можно было «сыграть всю жизнь», показать характер великой женщины со всех сторон. Именно таких героинь, как Фреда и Софья Ковалевская, в первую очередь имел в виду Е. Шварц, когда писал Юнгер: «Ты всегда создаешь образ своеобразный. Острый. Непременно сильная женщина у тебя получается». Позже этот ряд был пополнен образами Днепровской в «Не сотвори себе кумира» А. Файко, г-жи NN из «Рассказа г-жи NN» в «Пестрых рассказах» по А. Чехову, а также Бабушки в «Деревья умирают стоя» Д. Касоны (это была первая возрастная роль актрисы). Много лет Елена Владимировна играла в дуэте с Л. Колесовым в эпистолярной комедии Д. Килти «Милый обманщик», мастерски изображая интеллектуальный турнир Б. Шоу и актрисы Патрик Кэмпбелл. «Ее миссис Кэмпбелл поистине великая чародейка, – говорилось о Юнгер в одной из рецензий, – То мягкая и лиричная, то вспыльчивая и экспансивная, она женственна и обаятельна».
После смерти Акимова в 1968 году, когда театр стало лихорадить от частой смены режиссеров, Елена Владимировна нечасто выходила на сцену в новых спектаклях. Актриса дорожила теми немногочисленными ролями, которые появлялись в ее репертуаре: Эржбет в «Игре с кошкой» И. Эркеня, Мод в «Гарольде и Мод» К. Хиггинса и Сарой Бернар в «Смехе лангуста» Д. Маррела. Сара Бернар стала последней среди новых ролей, сыгранных Юнгер на сцене родного театра. Спектакли «Контесса» М. Дрюона и «Три высокие женщины» Э. Олби с ее участием были показаны уже на других театральных площадках. Недостаток актерской работы в последние годы жизни Елена Владимировна восполняла литературной деятельностью: переводила пьесы и писала воспоминания.
Cпектакли прошлых лет
Вернуться