Пропуск в мир Комедии КАНИКУЛЫ Касса 312-45-55

Хитрая вдова

Карло Гольдони

    « Встретились однажды надменный англичанин, изящный француз, воинственный испанец и незаметный итальянец…» И местом их встречи стал венецианский карнавал, после одной из бурных ночей которого у красивой предприим...

    15

    Октябрь
    19:00

    О "СЧАСТЬЕ" в театре Комедии


    2 Март 2022 Пресса о нас
    Рецензия Светланы Исаковой на премьеру спектакля Татьяны Казаковой "Краткий курс счастливой жизни"
    Все фотографии ()
    «В чем счастье, брат?» — премьера театра Комедии им. Н.П.Акимова рассказывает о том ,как добиться личностного роста. «Мир передо мной — как яйцо — гладкий, закрытый, неприступный. А что внутри? Свежие и бодрые люди», — с этой сентенции Эмиль Мажис, главный герой спектакля Татьяны Казаковой «Краткий курс счастливой жизни», начинает рассказ о себе. Настаивая вслед за драматургом на том, что события спектакля, поставленного по пьесе Фелисьена Марсо «Яйцо», происходят в Париже, в 1960 году, театр немного лукавит: уж слишком современной кажется эта история о том, как обычный паренек, стремясь стать как все, превращается в изощренного мерзавца.




    Когда-то  художественный руководитель театра Татьяна Казакова поставила  жесткий и хлесткий спектакль по сатире М. Салтыкова-Щедрина «Тени», назвав его  «Клавир для начинающих карьеру». В нем Евгений Баранов блистательно играл изощренного проходимца Клаверова, спешащего к вершинам своей карьеры по головам друзей и близких. Эмиль Мажис в не менее выдающемся исполнении Александра Матвеева, сложивший свой практический курс о достижении счастья, – его родной брат.

    Ощущая себя вне круга успешных и богатых людей, такие особи начинают вычислять законы, по которым существует социум как система, законы взаимоотношений между людьми, для того, чтобы мимикрировав под общество, благополучно вписаться в него. Не способные на серьезные, глубокие чувства, на любовь, но, поняв, что это одна из самых мощных эмоций, они быстро учатся влюблять в себя людей, с тем, чтобы потом умело ими манипулировать. Иногда они выстраивают интригу для развлечения, но чаще — для собственной выгоды.  Эгоизм их главная движущая сила.

    Эмиль Мажис – эгоист «с трудной дорогой». Судьба изначально не вложила ему в руки никаких орудий. Он некрасив, неумен, небогат. Он работает мелким служащим, живет с матерью и сестрой, не имеет друзей.Эмиль впервые предстает перед зрителями в скромном костюмчике, который лишь подчеркивает его обыкновенность. Во втором же отделении достигший успеха главный герой выйдет на сцену в роскошной... нет... в сногсшибательной тройке. В  спектакле костюмы не только помогают создать образ, они - равноправная, а иногда и самая значимая, его часть. Как изысканно и стильно, с парижским шиком, одеты министерские чиновники и их роскошные дамы! Как тонки черные обстрочки, украшающие их прекрасно скроенные, белые пиджаки и платья! Так что не пожалеем аплодисментов художнику по костюмам Стефании Граурогкайте!

    Эмиль не умеет знакомиться с девушками, вместо танца нелепо дергается под музыку. Хореография Яны Дынько, подарившая спектаклю темпераментный твист и рок-н-ролл, которые лихо отплясывает молодежь, достойна высочайшей похвалы. Сама по себе. Но не только. Танец выполняет свою сверхзадачу —  контрастирует с образом  главного героя. Рок-н-ролл –танец страстей, танец радости, танец наполненной чувством жизни, а жизнь почему-то всегда течет мимо Эмиля. Как ее подчинить себе? Как разбить скорлупу  мира успешных людей?

    Ложь, обман, хитрость, конформизм. Вот, что работает здесь успешно.  Вот цемент, который скрепляет Систему. Спектакль строится как  прямой диалог героя со зрительным залом. Удивительно, что он так честен и беспристрастен  в рассказе о событиях своей жизни и своих чувствах. Мажис, каким играет его Александр Матвеев, умный наблюдатель и тонко чувствующий человек. Часто в своих откровениях он очень обаятелен и убедителен. Цинизм не присущ ему генетически, прогибаться  под изменчивый мир его вынуждают обстоятельства. Сочувствие и иронию, сострадание и ненависть вызывает у нас Эмиль. И всю эту гамму чувств, оказывается можно пробудить, благодаря единственному персонажу, если  он  будет вылеплен правдиво и психологически достоверно. Интересно наблюдать за тем, как от сцены к сцене герой меняется, как раскованность в движениях сменяет угловатость пластики, как убыстряется скорость его речи и становится громче и увереннее голос, как выпрямляется спина и все крепче  «приклеивается» к лицу небрежная ухмылка.

    Но не подумайте, что придя в театр, вы получите некий философско-психологический «перегруз». Вовсе нет! Невзирая на глубину и драматичность темы, спектакль полон юмора. Вот гомерически смешные мамаша (Елена Мелешкова) с сестрой (Виктория Криулина) в два голоса  пилят Эмиля, который преспокойно лежит на диване, вместо того, чтобы рыскать в поисках работы! А эта дивная мадмуазель Дюван, ласково именуемая Черепашка, которая бог знает на сколько десятилетий старше Мажиса, страстно прижимающая свои безграничные телеса к робеющему юноше! А вот  -  фальшиво-счастливая свадьба  его сестры. Восторженный, романтически влюбленный в другую Гюстав (Сергей Романюк) стал жертвой изощренно проведенной Эмилем интриги. Интересно же провести над людьми опыт, какие испытания может выдержать их любовь. А вот – неожиданный приход туповатого неуклюжего Эжена (Михаил Сливников) – мужа второй по счету возлюбленной Мажиса, пышногрудой Розы (Анастасия Антропова). Розовые шелка постельного белья очень гармонируют с ее ярко- красным бюстье и такого же цвета губками бантиком. Эмилю повезло - никаких сложностей, никаких интеллектуальных затрат, никаких выяснений отношений, никаких обязательств: сплошное телесное удовольствие.

    Поняв основной закон общественной системы, герой Александра Матвеева приступает к изощренным манипуляциям. Попав на работу в министерство, он периодически воздействует на окружающих просто ради развлечения. И практически тасует людей, как колоду карт, игрой в которые он владеет виртуозно. Уже «держит на крючке» крупного министерского чиновника Рафара (з.а. России Сергей Русскин). Главное для Эмиля – найти в человеке слабость, чтобы управлять им в дальнейшем. И такая слабость у  самодовольного Раффара, гордо и вальяжно вышагивающего с эскортом из трех секретарш (все в обтягивающих юбках и с неприступными лицами), есть. Он любит позиционировать себя как покровителя молодежи, с которой не прочь после работы посидеть в клубе с картишками. Попадает под обаяние героя и господин Бертулле (з.а. России Дмитрий Лебедев) – милейший представитель высшего общества, отец трех дочерей, на одной  из которых неожиданно для себя и женится Мажис.

    И вот  все, о чем мечталось, достигнуто: прекрасно оплачиваемая, не требующая никаких умственных и физических затрат министерская должность, новая квартира, красивая жена. Гортензия (Анастасия Грачева), правда, холодна как лед, неприступна, недосягаемо благородна и озабочена, вслед за всем семейством, только соблюдением приличий. Но почему же Мажису так скучно? Почему на этом празднике жизни он все равно чувствует себя чужим? Спасает его только возращение бывшего возлюбленного жены – нежно-страстного романтика Виктора Дюгомье (Денис Зайцев) и возникшая необходимость как-то реагировать на любовный треугольник. Мажис придумывает хитрый и изощренный план мести не потому, что его ранила неверность жены, а потому что в очередной раз его унизили пренебрежением. Свою партию Мажис разыгрывает  жестоко, искусно, умно – он же теперь точно знает, как устроен этот мир бодрых и сильных людей.  И состоящий из его лучших представителей суд будет всегда на его стороне. Театр,  остроумно и язвительно демонстрируя  «сцены из французской жизни»,  удерживается от банальных обличений и рассчитывает на вдумчивого зрителя, способного  самостоятельно решить, пригодится ли на практике этот курс счастливой жизни.

    Журнал "Адреса Петербурга" / 02/2022

    https://adresaspb.ru/news/schaste-v-teatre-komedii/

    Вернуться к списку новостей

    Генеральные партнеры

    Информационные партнеры

    Партнеры

    Решаем вместе
    Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!