Карта привилегий Абонементы Касса 312-45-55

Школа злословия

Ричард Бринсли Шеридан

  « Школа злословия» — это не просто комедия, а едкая, острая и бесконечно живая сатира, которая, несмотря на прошедшие 250 лет, остаётся актуальной и остроумной. Ричард Бринсли Шеридан, сын актёра, драматург и владелец знаменитого театра Друри-Л...

20

Февраль
19:00

Такая вот «система»!


19 Март 2022 Пресса о нас
В Театре Комедии им. Н. П. Акимова премьера – спектакль «Краткий курс счастливой жизни» по пьесе Фелисьена Марсо «Яйцо» в постановке Татьяны Казаковой.
Все фотографии ()
Пьеса, написанная французским драматургом в далеком уже теперь 1956 году, сегодня представляется невероятно актуальной. Она про странности любви и парадоксы общественного сознания, а также про то, как «маленький человек» без особых способностей и талантов, вписавшись в общественную «систему» и прикрываясь ею (Марсо называет это «быть в яйце»), может стать агрессивно антигуманным и представлять опасность для других людей. Особенно для тех, кто, идя вслед за своими чувствами, становится аутсайдером в «системе», а потому особенно уязвим.    

На европейских подмостках «Яйцо» имеет богатую сценическую историю, начавшуюся в 1956 году, когда по ней режиссером Андре Барсаком был поставлен спектакль в знаменитом театре «Ателье». А вот в России пьесу практически не ставили. Хотя все другие произведения, опубликованные в двухтомнике «Современная французская комедия», быстро превратились в шлягеры и прекрасно существуют на театральных сценах до сих пор.  Для веселой зрительской комедии эта пьеса слишком серьезна. 
 

Сменив название и определив жанр спектакля как трагифарс, но оставив неизменной канву сюжета, театр Комедии представил собственную оригинальную редакцию пьесы. В ней возникли современные смыслы и сегодняшние рифмы: богатство и успех любой ценой - поколение «нулевых» прежде всего озабочено личностным ростом.
   Спектакль интересно устроен: его стержень составляют монологи главного героя – Эмиля Мажиса (Александр Матвеев). На них в стремительном ритме «нанизываются» эпизоды его прошлой жизни. Такой постоянный «флэшбэк», как говорят кинематографисты.    

Первый акт постановки, в котором юный Эмиль рассказывает о своих попытках найти место под солнцем, напоминает выступление артиста-стэндапера. Сценография минималистична, а герой облачен в современную униформу «человека из толпы» - актуальные сегодня укороченные джинсы, обычная серая футболка, кеды, кепка (художник Стефания Граурогкайте). Поначалу Эмиль вызывает симпатию. Искренний, неуклюжий и смешной, он бесстрашно пытается познавать безжалостный мир взрослых отношений. С юмором рассказывает он о своих неудачных попытках обрести любовь, или хотя бы партнершу для свиданий. Увы, на первых порах он не находит понимания ни у женщин, ни у коллег по работе, ни у своих начальников, ни даже у своей семьи. Однако постепенно Эмиль начинает кое-что понимать в том, как устроена окружающая жизнь, и что нужно делать для того, чтобы быть успешным. Он вычленяет в ней некие закономерности. Например, чтобы быть искренним и честным – это путь в никуда, что нужно приспосабливаться к обстоятельствам и выжидать для прорыва удобного момента. «Система!» - неоднократно с восторгом повторяет Эмиль, пройдя очередной этап своего жизненного «обучения». В этот период становления личности Эмиль лишь принимает то, что милостиво или наоборот немилосердно преподносит ему судьба, часто попадая в нелепые и смешные ситуации.  В характеристике своего персонажа Александр Матвеев точен и подробен. Мы становимся свидетелями постепенного изменения Мажиса.  Вместе с взрослением обычного, «негероического» среднего человека происходит и его неожиданное, нетиповое «расчеловечевание».
   

Во втором действие спектакль меняется жанрово – перед нами разворачивается психологический триллер. Если раньше «система» работала против героя, то теперь он постепенно успешно вписывается в «систему». Волею случая Эмиль попадает в «хорошее общество» – благодаря умению играть в карты он знакомится с буржуазной семьёй Бертулле (чета Бертулле – виртуозные работы артистов Дмитрия Лебедева и Елены Мелешковой).
 Эмиль Мажис увлекается их прелестной младшей дочерью Шарлоттой (Александра Дроздова), но Бертулле вынуждают его жениться на старшей Гортензии (Анастасия Грачева), – хорошо воспитанной и образованной, но безразличной ему девушке.   Никаких особенных усилий - и герой получает положение в обществе, комфортную жизнь и престижную работу в министерстве.  Однако через какое-то время Мажис начинает тяготиться своей новой «красивой» жизнью.   На службе нет никаких особых дел, разве что перекинуться в карты с начальством. Жена молчалива и не понятна, она кажется ему слишком сухой и скучной, и он отдыхает душой, посещая свою давнюю любовницу Розу (Анастасия Антропова) – недалёкую обладательницу роскошных форм.     

На всех действующих лиц этой истории, «оживающих» в рассказах Мажиса, мы, естественно, смотрим его глазами. Как человек умный и наблюдательный, с хорошим и тонким чувством юмора, Эмиль быстро схватывает суть характера своих «визави».  Вечно бодрые и улыбающиеся члены клана Бертулле, сбитые в крепкую, однородную массу, слаженно и весело вскидывающие руки при прощаниях, глупы и смешны. Часто сцена кажется переполненной людьми, но каждый персонаж непременно имеет свою минуту крупного плана.
    Министерский начальник Раффар (Сергей Русскин), самовлюбленный и напыщенный бездельник, падок на  примитивную ложь и неприкрытую лесть.  Портрет «высшего общества» нарисован в спектакле изобретательно и остроумно. 
   

Вызывают сочувствие только два его представителя: тихая красавица Гортензия, нелюбимая жена Мажиса и романтичный мечтатель Виктор Дюгомье (Денис Зайцев), ее бывший возлюбленный, возвратившийся из далекого Индокитая. Роман двух симпатичных и очень честных людей развивается трогательно и робко. Но быстро становится известным Мажису. Казалось бы, изменяющий жене Эмиль, мог бы быть более великодушным к запутавшейся в своих чувствах супруге. Однако Мажис коварно замышляет месть. И вот «простого парня» сменяет опасный коварный хищник. Совершено преступление. А потом будет суд.  Суд, свидетели на котором, в один голос будут утверждать, что Мажис прекрасный человек, замечательный друг, любящий муж, уникальный специалист. Ему даже не нужно будет оправдываться, достаточно просто изображать глубокую скорбь. Вот она – победа Системы!
      

Неожиданный и смелый поворот спектакля и явленная убедительно трансформация его главного героя заставляют всерьез задуматься о парадоксальности общественного восприятия и «справедливости» устройства «системы». 
Мария Кросс

Вернуться к списку новостей

Генеральные партнеры

Информационные партнеры

Партнеры

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!