Пропуск в мир Комедии АБОНЕМЕНТЫ Касса 312-45-55

Бешеные деньги

Александр Островский

У красавицы Лидии Чебоксаровой, привыкшей жить на широкую ногу, масса поклонников, но никто из них не готов сделать предложение придирчивой охотнице за богатым мужем, пока на горизонте не появляется скромный влюблённый провинциал Васильков. Прияте...

27

Июль
19:00

Ключик в мир веселья


19 Июль 2022 Пресса о нас
17 июля на сцене Театра комедии имени Н.П.Акимова в трагифарсе «Краткий курс счастливой жизни» развернулась жизнь одного непростого человека — Эмиля Мажиса, в которой нашлось место для серьезного разговора об экзистенциальном выборе и романтических мечтах, для душещипательного признания в циничном предательстве и изменах, для азартных игр в карты и в обществе.
Все фотографии ()


В течение всего спектакля зрители, затаив дыхание, смотрели на то, как свет неимоверного будущего счастья ускользал от Эмиля с каждым его шагом вверх по социальной лестнице. В сценическом варианте пьесы Фелисьена Марсо «Яйцо» режиссера Татьяны Казаковой философский сюжет воплощен с точно рассчитанным темпоритмом, в котором смена настроений достигается с помощью визуального ряда, подбора музыки и актерской игры на грани драмы и фарса, в которой по-акимовски соединена внутренняя сущность характера с выразительностью и четкостью внешней формы. Премьера спектакля состоялась в феврале этого года. 




Вспоминая режиссера, чье имя непосредственно связано с Театром Комедии – Николая Павловича Акимова, актеры признавались, что он прививал им неприязнь к шаблонным решениям и дорожил сценической выразительностью. Первое, что привлекает в постановке «Краткий курс счастливой жизни» — это игра Александра Матвеева, исполнившего роль Эмиля Мажиса. Его персонаж – ас в картах и неудачник в любви, экспрессивный мечтатель в юности и алекситимичный циник в зрелом возрасте, безнравственный карьерист и паранойяльный ревнивец.Эмиль чувствует себя изгнанником, который «заржавел» и не может быть таким же бодрым и счастливым, как все окружающие. Изначально он мечтает о любви как в кино и песнях, которая возвышает и дарит крылья. Ему кажется, что у каждого есть свой способ – некий ключик в мир веселья и счастья. И ему нужно просто понять как функционирует система, чтобы «стать своим в доску». Наблюдая за окружающими, он быстро схватывает правила игры, и любовь теряет свой романтический ореол, превращаясь в «лестницу в темноте, когда точно не знаешь, сколько ступеней там осталось» или просто «слово». У Эмиля все по маслу – статус, деньги и семья, но вместо счастья – тоска и одиночество. Его страх порождает фантомы. Когда разумом управляет страх, сознание погрязло в искажениях, чувства остаются заперты глубоко внутри, а счастье оказывается вне зоны доступа, люди вокруг превращаются в фон или декорации.

.

Символически эта идея передана, в том числе, и декорациями, представляющими собой освещенный разными цветами фон, на который периодически транслируется видео ночного города, и который трансформируется в дома, зал суда или своеобразные ширмы, отделяющие Эмиля от окружающих людей. Художник Стефания Граурогкайте создала целый ряд сменяющихся по ходу действия сюжета сценических картин, передающих атмосферу тоски и одиночества Эмиля, радости и веселья молодежных танцевальных вечеров, а также запредельного романтизма в момент встречи Гюстава и Жюльетт у окна.Такого персонажа, как Эмиль, невозможно играть шаблонно, и Александр находит свой необычный подход. Верхняя часть тела практически неподвижна, в то время как нижняя находится в постоянном, резком движении. Это и внезапные танцевальные па ногами, и прыжки. Взгляд – серьезный. Речь – отрывистая и четкая. Александр мастерски владеет всем своим актерским аппаратом. Он передает чувства своего героя тембральными изменениями голоса, мимикой, неожиданными жестами, горящим взглядом и хлесткими репликами.



Но не лишен Эмиль и определенного шарма. Он напоминает персонажей Челентано и Бельмондо. В нем есть что-то от мопассановского «Милого друга», от Хлестакова и от Гэтсби. Однажды надев маску, Эмиль становится от нее зависимым. В ней удобно и спокойно. Это защита от любого социального нокаута, которая позволяет не раздражаться, не кричать, а изображать панибратство, даже тогда, когда стоило бы дать отпор. Под маской собственные желания перестают иметь значение. И вот уже вместо любимой женщины выбирается та, которая согласилась, а вместо чувств – пустота.Согласившиеся быть с Эмилем женщины – те персонажи, на которых построена ироническая составляющая постановки. Прежде всего это невероятно комичная, экстравагантная, темпераментная и страстная престарелая любовница Эмиля – мадмуазель Дюван, которую великолепно сыграла Елена Мелешкова. И конечно, выше всяческих похвал – полнокровная замужняя «женщина-пустыня» Роза (Анастасия Антропова), которая ничего не читала, но два раза в неделю ждала Эмиля, чтобы он почесал ей спинку и не только.


Не менее комичны мать и сестра Мажиса Жюстина (Виктория Криулина). Недалекие, жестокие, конфликтные женщины противопоставлены двум другим женщинам, которые способны вызвать настоящие чувства любви – возлюбленной Гюстава — Жюльетт (Анна Саклакова) и возлюбленной Виктора — Гортензии (Анастасия Грачева). Интеллигентные, элегантные, скромные, женственные образы этих героинь пробуждают сочувствие, нежность и веру в лучшее в человеке. Тем печальнее осознание того, что Гортензии приходится в итоге жить с мужчиной, позволившим себе потерять самое дорогое сокровище, которое у него было – человечность.«Краткий курс счастливой жизни» — это не легкомысленная комедия, а комплексная, многоуровневая постановка, в духе книг Горина, пьес Шварца или фильмов Захарова. Этот спектакль – пример зрелого искусства, в котором есть и мудрость, и разочарование, и обращение к совести. Замечательные, удивительные актерские работы, неотразимое обаяние Александра Матвеева, творческий подход к декорациям и интеллектуальная насыщенность постановки делают ее предельно честной, добросовестно сделанной, достойной уважения и пристального внимания.

Текст: Инна Зайцева
Фотографии Леонида Торопова

Вернуться к списку новостей

Генеральные партнеры

Информационные партнеры

Партнеры

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!