Газета: "Телевидение.Радио": ЕВГЕНИЙ ШВАРЦ - сказочник и провидец

Все фотографии ()
«Быть настоящим человеком очень нелегко», – замечает один из шварцевских героев. Еще сложнее быть писателем, который может по-настоящему правдиво рассказать
о человеческих слабостях и при этом сохранить искреннюю веру в человечность. С героями Шварца знакомятся
с детства: радуются вместе с Золушкой, отправившейся на бал, переживают
за школьников, бездарно растративших
свое время. Становясь старше, размышляют над словами Дракона и судьбой Ланцелота,
сочувствуют влюбленным – Медведю и Принцессе, сострадают неудачам Дон Кихота. И каждый раз зритель, читатель удивляются мудрости и тонкости, точности
и ироничности позиции автора, правде жизни, в которой
«всё так замечательно и великолепно перепутано».
Длившееся четверть века сотрудничество драматурга Евгения Шварца с режиссером Николаем Акимовым –
один из самых увлекательных «театральных романов»
минувшего столетия. «Так называемая творческая близость моя с Театром Комедии, или, что почти то же, с
Акимовым, была не так уж проста», – записал в своем
дневнике Шварц в январе 1957 года. Между тем на этой
сцене шли четыре его пьесы и еще три были приняты к
постановке, но не вышли к публике по не зависящим от
самого театра причинам. Впрочем, история постановок
пьес Шварца в Театре Комедии никогда не была простой и безоблачной.
Познакомились художники в 1931 году в Театре
им. Е.Вахтангова – Шварц читал труппе «Приключения
Гогенштауфена». Акимову пьеса не очень понравилась,
но что-то такое увидел он в драматурге, который прежде
писал исключительно для детского театра: «автор любит
людей с их недостатками, и если ненавидит, то пороки
в людях, а не самих людей». Вот это и сблизило Акимова со Шварцем.
Для своей экспериментальной студии в Ленинградском Мюзик-холле режиссер заказал драматургу новую
пьесу. Так на свет появилась «Принцесса и свинопас», написанная по мотивам сразу трех андерсеновских историй: «Принцессы на горошине», «Нового платья короля» и «Свинопаса». Забавная комедия положений без явного
подтекста не увидела света рампы – наполовину готовый
спектакль запретил Главрепертком. В 1935 году Акимов
попытался поставить его уже в Театре Комедии. Последовал новый запрет. Только в 1960 году, обернувшись «Голым
королем», пьеса вышла в молодом «Современнике».
Легендой Театра Комедии стала постановка другой пьесы Шварца. Это «Тень», которую Николай Акимов воспринимал, как «Чайку» – для Московского Художественного и «Принцессу Турандот» – для Вахтанговского. «Тень» Акимов со Шварцем сочинили в 1940 году, но жизнь этого спектакля оборвалась. С началом войны в эвакуации играть его было сложно. Восстановили постановку только в 1960-м. Сергей Образцов очень точно высказался о творчестве Евгения Шварца: «Среди современных советских драматургов трудно подобрать ему параллель. Он ставит жизнь и людей в какой-то особый ракурс». Акимов же поставил в особый ракурс шварцевскую пьесу, выступив, как это часто бывало, не только постановщиком, но и сценографом. Искрящиеся, острые метафоры драматурга подстегивали воображение художника: «Если бы на сцене не произносили слов, их можно было бы читать по этим декорациям!» – восклицал после спектакля писатель Перец Маркиш.
Уму непостижимо, как можно было поставить такой спектакль в такую эпоху. Где-то там правит бал соцреализм, а тут… У пьесы Шварца и сказки Андерсена разные финалы: в «первоисточнике» толком даже не поймешь, что стало с главным героем, писатель ограничился короткой фразой о том, что с Ученым покончено. Драматург не просто воскресил бедолагу, но и сделал Тень его спасителем. Фактически Шварц воскресил хорошего человека, чтобы жил плохой! Фантастичность и закономерность происходящего в пьесе будоражили фантазию режиссера: «Как играть людоеда? Как по законам реализма Тень должна отделяться от человека? Каким естественным жестом следует терять голову с плеч? Во всех таких случаях приходится, отложив театральные самоучители, опытным путем, прислушиваясь к стилистике автора… угадывать решение», – писал Николай Акимов.
В начале войны шла работа и над «Драконом». Во время эвакуации уехавший из Ленинграда вместе с Театром Комедии Шварц был заведующим литературной частью и даже исполнял обязанности художественного руководителя во время отъездов Акимова в Москву, главным образом в Главрепертком, который с трудом давал разрешение на выпуск пьесы и всё время требовал сокращений, изменений, правок и корректировок. Оно и понятно. «Хотел написать про Гитлера, получилось про нас…» – признавался драматург.
В 1944 году ленинградский Театр Комедии переехал из Сталинабада в Москву. Именно там «Дракон» и увидел свет рампы. Но после нескольких прогонов спектакль закрыли. Страх и трепет от спектакля усиливались, поскольку содержательная глубина ни у кого не вызывала сомнений, как и то, что Дракон – это не только Гитлер и фашизм, но некто близкий и более страшный для советского человека. В 1962 году, в эпоху «оттепели», Акимов вернулся к «Дракону». Но и на этот раз цензоры были свирепы и неумолимы: спектакль был сыгран лишь несколько раз. Двум другим пьесам Шварца – «Обыкновенному чуду» и «Повести о молодых супругах» – повезло больше. Поставленные и оформленные Акимовым, они шли долго и успешно. «У пьес Евгения Шварца, в каком бы театре они ни ставились, такая же судьба, как у цветов, морского прибоя и других даров природы: их любят все, независимо от возраста, – писал Николай Акимов. – Я думаю, что секрет успеха сказок Шварца заключен в том, что, рассказывая о волшебниках, принцессах, говорящих котах, о юноше, превращенном в медведя, он выражает наши мысли о справедливости, наше представление о счастье, наши взгляды на добро и зло».
Вот уже семь десятилетий «Тень» не сходит с афиши Театра Комедии. После двух акимовских редакций спектакля в 1984 году он был восстановлен режиссером Юрием Аксеновым, а в 2003-м свою версию предложила нынешний художественный руководитель театра Татьяна Казакова. В ее же постановке в 2016 году вышел и «Дракон». Каждый новый сезон в Театре Комедии открывается именно «Тенью» – в память о выдающихся драматурге Шварце и режиссере/художнике Акимове, составивших славу этого театра.
Легендой Театра Комедии стала постановка другой пьесы Шварца. Это «Тень», которую Николай Акимов воспринимал, как «Чайку» – для Московского Художественного и «Принцессу Турандот» – для Вахтанговского. «Тень» Акимов со Шварцем сочинили в 1940 году, но жизнь этого спектакля оборвалась. С началом войны в эвакуации играть его было сложно. Восстановили постановку только в 1960-м. Сергей Образцов очень точно высказался о творчестве Евгения Шварца: «Среди современных советских драматургов трудно подобрать ему параллель. Он ставит жизнь и людей в какой-то особый ракурс». Акимов же поставил в особый ракурс шварцевскую пьесу, выступив, как это часто бывало, не только постановщиком, но и сценографом. Искрящиеся, острые метафоры драматурга подстегивали воображение художника: «Если бы на сцене не произносили слов, их можно было бы читать по этим декорациям!» – восклицал после спектакля писатель Перец Маркиш.
Уму непостижимо, как можно было поставить такой спектакль в такую эпоху. Где-то там правит бал соцреализм, а тут… У пьесы Шварца и сказки Андерсена разные финалы: в «первоисточнике» толком даже не поймешь, что стало с главным героем, писатель ограничился короткой фразой о том, что с Ученым покончено. Драматург не просто воскресил бедолагу, но и сделал Тень его спасителем. Фактически Шварц воскресил хорошего человека, чтобы жил плохой! Фантастичность и закономерность происходящего в пьесе будоражили фантазию режиссера: «Как играть людоеда? Как по законам реализма Тень должна отделяться от человека? Каким естественным жестом следует терять голову с плеч? Во всех таких случаях приходится, отложив театральные самоучители, опытным путем, прислушиваясь к стилистике автора… угадывать решение», – писал Николай Акимов.
В начале войны шла работа и над «Драконом». Во время эвакуации уехавший из Ленинграда вместе с Театром Комедии Шварц был заведующим литературной частью и даже исполнял обязанности художественного руководителя во время отъездов Акимова в Москву, главным образом в Главрепертком, который с трудом давал разрешение на выпуск пьесы и всё время требовал сокращений, изменений, правок и корректировок. Оно и понятно. «Хотел написать про Гитлера, получилось про нас…» – признавался драматург.
В 1944 году ленинградский Театр Комедии переехал из Сталинабада в Москву. Именно там «Дракон» и увидел свет рампы. Но после нескольких прогонов спектакль закрыли. Страх и трепет от спектакля усиливались, поскольку содержательная глубина ни у кого не вызывала сомнений, как и то, что Дракон – это не только Гитлер и фашизм, но некто близкий и более страшный для советского человека. В 1962 году, в эпоху «оттепели», Акимов вернулся к «Дракону». Но и на этот раз цензоры были свирепы и неумолимы: спектакль был сыгран лишь несколько раз. Двум другим пьесам Шварца – «Обыкновенному чуду» и «Повести о молодых супругах» – повезло больше. Поставленные и оформленные Акимовым, они шли долго и успешно. «У пьес Евгения Шварца, в каком бы театре они ни ставились, такая же судьба, как у цветов, морского прибоя и других даров природы: их любят все, независимо от возраста, – писал Николай Акимов. – Я думаю, что секрет успеха сказок Шварца заключен в том, что, рассказывая о волшебниках, принцессах, говорящих котах, о юноше, превращенном в медведя, он выражает наши мысли о справедливости, наше представление о счастье, наши взгляды на добро и зло».
Вот уже семь десятилетий «Тень» не сходит с афиши Театра Комедии. После двух акимовских редакций спектакля в 1984 году он был восстановлен режиссером Юрием Аксеновым, а в 2003-м свою версию предложила нынешний художественный руководитель театра Татьяна Казакова. В ее же постановке в 2016 году вышел и «Дракон». Каждый новый сезон в Театре Комедии открывается именно «Тенью» – в память о выдающихся драматурге Шварце и режиссере/художнике Акимове, составивших славу этого театра.
Вернуться к списку новостей