Пропуск в мир Комедии АБОНЕМЕНТЫ Касса 312-45-55

Бешеные деньги

Александр Островский

У красавицы Лидии Чебоксаровой, привыкшей жить на широкую ногу, масса поклонников, но никто из них не готов сделать предложение придирчивой охотнице за богатым мужем, пока на горизонте не появляется скромный влюблённый провинциал Васильков. Прияте...

27

Июль
19:00

Газета: "Телевидение.Радио": ЕВГЕНИЙ ШВАРЦ - сказочник и провидец


1 Ноябрь 2022 Пресса о нас
21 октября исполнилось 126 лет со дня рождения выдающегося сказочника и драматурга Евгения Шварца, любимого как детьми, так и взрослыми. Его герои настоящие, добро и зло очевидное, но ни в одной истории не обходится без волшебства. Шварц придумал особый жанр – «сказка для взрослых». Фильмы по мотивам произведений Шварца многие знают наизусть. Это и «Золушка», и «Обыкновенное чудо».
Все фотографии () «Быть настоящим человеком очень нелегко», – замечает один из шварцевских героев. Еще сложнее быть писателем, который может по-настоящему правдиво рассказать о человеческих слабостях и при этом сохранить искреннюю веру в человечность. С героями Шварца знакомятся с детства: радуются вместе с Золушкой, отправившейся на бал, переживают за школьников, бездарно растративших свое время. Становясь старше, размышляют над словами Дракона и судьбой Ланцелота, сочувствуют влюбленным – Медведю и Принцессе, сострадают неудачам Дон Кихота. И каждый раз зритель, читатель удивляются мудрости и тонкости, точности и ироничности позиции автора, правде жизни, в которой «всё так замечательно и великолепно перепутано». Длившееся четверть века сотрудничество драматурга Евгения Шварца с режиссером Николаем Акимовым – один из самых увлекательных «театральных романов» минувшего столетия. «Так называемая творческая близость моя с Театром Комедии, или, что почти то же, с Акимовым, была не так уж проста», – записал в своем дневнике Шварц в январе 1957 года. Между тем на этой сцене шли четыре его пьесы и еще три были приняты к постановке, но не вышли к публике по не зависящим от самого театра причинам. Впрочем, история постановок пьес Шварца в Театре Комедии никогда не была простой и безоблачной. Познакомились художники в 1931 году в Театре им. Е.Вахтангова – Шварц читал труппе «Приключения Гогенштауфена». Акимову пьеса не очень понравилась, но что-то такое увидел он в драматурге, который прежде писал исключительно для детского театра: «автор любит людей с их недостатками, и если ненавидит, то пороки в людях, а не самих людей». Вот это и сблизило Акимова со Шварцем. Для своей экспериментальной студии в Ленинградском Мюзик-холле режиссер заказал драматургу новую пьесу. Так на свет появилась «Принцесса и свинопас», написанная по мотивам сразу трех андерсеновских историй: «Принцессы на горошине», «Нового платья короля» и «Свинопаса». Забавная комедия положений без явного подтекста не увидела света рампы – наполовину готовый спектакль запретил Главрепертком. В 1935 году Акимов попытался поставить его уже в Театре Комедии. Последовал новый запрет. Только в 1960 году, обернувшись «Голым королем», пьеса вышла в молодом «Современнике».

Легендой Театра Комедии стала постановка другой пьесы Шварца. Это «Тень», которую Николай Акимов воспринимал, как «Чайку» – для Московского Художественного и «Принцессу Турандот» – для Вахтанговского. «Тень» Акимов со Шварцем сочинили в 1940 году, но жизнь этого спектакля оборвалась. С началом войны в эвакуации играть его было сложно. Восстановили постановку только в 1960-м. Сергей Образцов очень точно высказался о творчестве Евгения Шварца: «Среди современных советских драматургов трудно подобрать ему параллель. Он ставит жизнь и людей в какой-то особый ракурс». Акимов же поставил в особый ракурс шварцевскую пьесу, выступив, как это часто бывало, не только постановщиком, но и сценографом. Искрящиеся, острые метафоры драматурга подстегивали воображение художника: «Если бы на сцене не произносили слов, их можно было бы читать по этим декорациям!» – восклицал после спектакля писатель Перец Маркиш.

Уму непостижимо, как можно было поставить такой спектакль в такую эпоху. Где-то там правит бал соцреализм, а тут… У пьесы Шварца и сказки Андерсена разные финалы: в «первоисточнике» толком даже не поймешь, что стало с главным героем, писатель ограничился короткой фразой о том, что с Ученым покончено. Драматург не просто воскресил бедолагу, но и сделал Тень его спасителем. Фактически Шварц воскресил хорошего человека, чтобы жил плохой! Фантастичность и закономерность происходящего в пьесе будоражили фантазию режиссера: «Как играть людоеда? Как по законам реализма Тень должна отделяться от человека? Каким естественным жестом следует терять голову с плеч? Во всех таких случаях приходится, отложив театральные самоучители, опытным путем, прислушиваясь к стилистике автора… угадывать решение», – писал Николай Акимов.

В начале войны шла работа и над «Драконом». Во время эвакуации уехавший из Ленинграда вместе с Театром Комедии Шварц был заведующим литературной частью и даже исполнял обязанности художественного руководителя во время отъездов Акимова в Москву, главным образом в Главрепертком, который с трудом давал разрешение на выпуск пьесы и всё время требовал сокращений, изменений, правок и корректировок. Оно и понятно. «Хотел написать про Гитлера, получилось про нас…» – признавался драматург.

В 1944 году ленинградский Театр Комедии переехал из Сталинабада в Москву. Именно там «Дракон» и увидел свет рампы. Но после нескольких прогонов спектакль закрыли. Страх и трепет от спектакля усиливались, поскольку содержательная глубина ни у кого не вызывала сомнений, как и то, что Дракон – это не только Гитлер и фашизм, но некто близкий и более страшный для советского человека. В 1962 году, в эпоху «оттепели», Акимов вернулся к «Дракону». Но и на этот раз цензоры были свирепы и неумолимы: спектакль был сыгран лишь несколько раз. Двум другим пьесам Шварца – «Обыкновенному чуду» и «Повести о молодых супругах» – повезло больше. Поставленные и оформленные Акимовым, они шли долго и успешно. «У пьес Евгения Шварца, в каком бы театре они ни ставились, такая же судьба, как у цветов, морского прибоя и других даров природы: их любят все, независимо от возраста, – писал Николай Акимов. – Я думаю, что секрет успеха сказок Шварца заключен в том, что, рассказывая о волшебниках, принцессах, говорящих котах, о юноше, превращенном в медведя, он выражает наши мысли о справедливости, наше представление о счастье, наши взгляды на добро и зло».

Вот уже семь десятилетий «Тень» не сходит с афиши Театра Комедии. После двух акимовских редакций спектакля в 1984 году он был восстановлен режиссером Юрием Аксеновым, а в 2003-м свою версию предложила нынешний художественный руководитель театра Татьяна Казакова. В ее же постановке в 2016 году вышел и «Дракон». Каждый новый сезон в Театре Комедии открывается именно «Тенью» – в память о выдающихся драматурге Шварце и режиссере/художнике Акимове, составивших славу этого театра.







Вернуться к списку новостей

Генеральные партнеры

Информационные партнеры

Партнеры

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!