Пропуск в мир Комедии АБОНЕМЕНТЫ Касса 312-45-55

Бешеные деньги

Александр Островский

У красавицы Лидии Чебоксаровой, привыкшей жить на широкую ногу, масса поклонников, но никто из них не готов сделать предложение придирчивой охотнице за богатым мужем, пока на горизонте не появляется скромный влюблённый провинциал Васильков. Прияте...

27

Июль
19:00

Образцовая акимовская актриса. Исполняется 90 лет Вере Карповой


6 Февраль 2023 Пресса о нас
Сегодня исполняется 90 лет народной артистке России Вере Александровне Карповой. А завтра по случаю ее юбилея на сцене Театра Комедии им. Н. П. Акимова дадут спектакль по пьесе А. Н. Островского «Правда — хорошо, а счастье лучше».
Все фотографии () Образцовая акимовская актриса. Исполняется 90 лет Вере Карповой (spbvedomosti.ru)

Сегодня исполняется 90 лет народной артистке России Вере Александровне Карповой. А завтра по случаю ее юбилея на сцене Театра Комедии им. Н. П. Акимова дадут спектакль по пьесе А. Н. Островского «Правда — хорошо, а счастье лучше».

Образцовая акимовская актриса, Вера Карпова в каждой роли неповторима, но всегда узнаваема. Как пришла по приглашению режиссера в театр после Щукинского училища тоненькой, прелестной, в белокурых кудряшках, необычайно позитивной (судя по фото и по ранним киноролям, хотя бы в фильме «Улица полна неожиданностей»), такой и осталась — только добавив к облику очки в огромной голубой оправе.

Верочка училась под вальсы и марши вахтанговской «Принцессы Турандот» и в бесшабашной атмосфере комедии дель арте. Выходила на сцену, преображенную волшебником Акимовым, в роскошных туалетах, им же сочиненных. И роли сразу получала главные, ни дня не отсидевшись в «кордебалете». А разброс репертуара — от Угрюмова до Чехова, от Гоголя до Шварца, Шекспира, Дюрренматта и Сухово-Кобылина — это не просто «пестрые рассказы», а мечта для каждой актрисы: все испытать, все попробовать, прикоснуться и к классике, и к злобе дня. Конечно, ей выпало немало девушек с веснушками и девушек с характером, но широта диапазона искупала все. Педагогический и режиссерский (на самом деле — ренессансный) талант Акимова так мощно зарядил начинающую актрису, что порох до сих пор при ней. Клоунское начало не вредит даже трагическим образам, таким, к примеру, как Кассандра («Троянской войны не будет»), а нежная лирика сохраняется и в гротеске (самый наглядный пример — героиня спектакля «На кабельных работах осенью 1969 года» по прозе В. Ерофеева «Москва — Петушки» в «Приюте комедианта»).

Из акимовских стариков Карповой особенно симпатизировала блестящая характерная Елизавета Уварова, они дружили, только Вера не пошла ее путем: комическая старуха из нее не получилась, женственность спрятать не удалось.Молодой, задорный, певучий голос я помню еще по детским радио­передачам 1960‑х. Один «Бибишка славный дружок» чего стоил! Еженедельно он радовал питерскую детвору своими историями и песенками. Вот уж где было искусство «как для взрослых, только лучше»! Но голос не исчез, с годами стал только богаче обертонами и интонациями.Считается, что драматург должен жить долго. Скажем, как А. Н. Островский, который запечатлел многие лета, смену эпох и формаций России. Актрисе долгая жизнь на сцене тоже не вредит. Благодаря Вере Карповой мы знаем, какими милыми и сильными были девушки 1950‑х, как взрослели они в оттепель и застой, как могли любить и верить, как выживали в дни победы среди войны… Десятки судеб, пласты истории, как нашей, так и всемирной, отражавшей горести и радости подруг, жен, дочерей, матерей. Разве Аннунциата в шварцевской «Тени» — характер не на все времена? А Скрипка из «Концерта для…» или Смерть из «Теркин-Теркин»? Актрисе везло и с замечательными партнерами (разве забудешь их дуэты с Геннадием Воропаевым или Сергеем Дрейденом?!), и с режиссерами, среди которых были Вадим Голиков, Михаил Левитин, Юлий Дворкин, Роман Виктюк, Петр Фоменко. С кем бы ни работала Вера Александровна, ее индивидуальность всегда — в духе театра Акимова — не просто присутствовала, а выскакивала как черт из табакерки. Так и ныне. В бенефисном спектак­ле «Правда — хорошо, а счастье лучше» ровное течение известного сюжета вскипает, стоит только выйти на сцену ее Филицате или подать — впроброс — реплику. Островскому нередко везло на прекрасных актрис, с Верой Карповой посчастливилось всего трижды (первой была Гурмыжская в «Лесе»), зато как! Каждый раз награды, премии, «Золотые софиты», но главное — любовь публики.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 21 (7350) от 06.02.2023 под заголовком «Счастье — лучше!».

Вернуться к списку новостей

Генеральные партнеры

Информационные партнеры

Партнеры

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!