Пропуск в мир Комедии АБОНЕМЕНТЫ Касса 312-45-55

Бешеные деньги

Александр Островский

У красавицы Лидии Чебоксаровой, привыкшей жить на широкую ногу, масса поклонников, но никто из них не готов сделать предложение придирчивой охотнице за богатым мужем, пока на горизонте не появляется скромный влюблённый провинциал Васильков. Прияте...

27

Июль
19:00

«Попробуй-ка в трагики!»


13 Февраль 2023 Пресса о нас
Юбилейный год великого драматурга начался с самой «программной» его пьесы. Отдельный подарок публике — выход на сцену корифеев Эры Зиганшиной и Сергея Кузнецова.
Все фотографии () Ставить приличные вещи, особенно классику, невыразимо трудно — это сиюминутным словесам новомодных авторов и особенно «авторок» довольно надувания щек, ячества и пафоса на пустом месте. Качественные и тем более хрестоматийные тексты небрежности не простят ни в каком случае. У художественного руководителя акимовского театра Татьяны Казаковой получается не просто стабильно выдавать замечательные постановки, но и делать классику интересной и доступной сегодняшнему зрителю, в том числе и молодому. Для которого, например, тот же Островский — это что-то, случившееся сразу после мезозоя. Оказывается, можно вызвать сопереживание персонажам произведений отца русской драматургии, не перенося их в иные исторические реалии и не наполняя спектакль всякими гаджетами и современным антуражем. И более того — заставить смеяться и тут же грустить. Как того и желал Островский. Абсолютно понятно, отчего «продвинутая» петербургская театральная тусовка сторонится Казаковой. Мало у кого получается так дружить с классикой. Оттого и косятся неприязненно на то, что случается в «том театре, что в магазине» (акимовский театр находится в здании гастронома братьев Елисеевых). Словом, все происходит ровно по словам актера Несчастливцева: «…паясничать-то хитрость не велика. А попробуй-ка в трагики! Вот и нет никого».

Встречей Несчастливцева и Счастливцева и начинается юбилейный «Лес» в Театре комедии — режиссер изменила привычный порядок действий пьесы. Встречаются, разумеется, в том самом лесу — в нем вообще происходят все события, — так позволяют трактовать действие универсальные декорации художника-постановщика Александра Орлова. Подвешенные на кронштейнах, весь объем сцены рассекают в разных направлениях длинные и высокие зеленые цилиндры, то символизируя деревья в чаще, то превращаясь в частокол или глухие стены усадьбы Гурмыжской. На чем-то типа бревна сидят люди поплоше, только для самой помещицы-ханжи и ее приближенных предусмотрены богатые стулья и кресла. Монументально высятся также сейф-конторка и обширный диван как символы скаредности и очередного грехопадения Раисы Павловны.

Постановка держится на двух полюсах, на двух личностях, на двух блестящих артистах. Один из которых — Сергей Кузнецов в роли Геннадия Несчастливцева. Вот уж глыба, во всех смыслах! Характер, противостоящий всем перипетиям жизни — мощный и одновременно очень непрактичный, «не умеющий жить». Как это по-русски, до чего же это понятно. Кузнецов в большинстве сцен и эпизодов держит одну ноту, но какую! Скорее не трагедии, а горечи — терпкой, щекочущей легкие и не дающей вдохнуть полной грудью. При этом, несмотря на сохранение такой тональности, рисунок роли Несчастливцева вовсе не однообразен. Тонкая эмоциональная нюансировка осуществляется Сергеем Кузнецовым с ювелирной тщательностью. Он приправляет образ то толикой скепсиса, то щепоткой гнева — и порой микроскопической дозой лиризма, который, однако, отчетливо воспринимается зрителем. Большой актер, видеть которого на петербургской сцене отрада для настоящего театрала.

И здесь же второй сюрприз, еще одно счастье для публики. На роль Гурмыжской Татьяна Казакова пригласила звезду Александринского театра Эру Зиганшину. Актриса вышла в премьерной роли накануне дня рождения с очень красивой цифрой, которая, однако, с Эрой Гарафовной никак не вяжется. Будучи ученицей Георгия Товстоногова, Эра Зиганшина с самого начала своей карьеры была образцом ленинградской театральной школы и, что примечательно, при этом играла на сценах обеих столиц. За плечами актрисы, в частности, сотрудничество с такими именами, как Роман Виктюк и Генриетта Яновская. Именно в Московском театре юного зрителя в 1998 году состоялась одна из ярких встреч актрисы с Островским, когда Зиганшина вышла на сцену в образе Кабанихи — этот труд позже был отмечен премией Константина Станиславского за лучшую женскую роль.

Нынешняя работа Зиганшиной представляется не менее значительной. Гурмыжская в новом спектакле нарисована щедрыми, но не жирными мазками. Перед нами — образцовое двуличие, простирающееся от коварной задушевности до неприкрытой алчности. Передать низменные человеческие страсти утонченно и легко — настоящий актерский краш-тест, который был с блеском пройден (кто бы сомневался!). Достойным обрамлением и значительной помощью для героини здесь стал Владислав Несин в роли молодого воздыхателя Гурмыжской Алексея Буланова. Созданный артистами возрастной контраст и продемонстрированная различная степень изящности в достижении желаемого только подчеркнули единство образов приспособленцев и личностей, лишенных всякой морали. Очень большую роль в создании характеров сыграли костюмы Ирины Чередниковой. Мнимая первоначальная робость Буланова подчеркивается нелепыми бриджами, кургузым клетчатым пиджачком да смешными чулками. После же взлетевший в собственном понимании до небес баловень судьбы манерничает, чудит и гневается в безукоризненном костюме-двойке с жилетом вырвиглазной дешевой расцветки и роскошном летящем белом плаще с красным подбоем — настоящая галантерейная цитата из Булгакова. Наряды же Гурмыжской проходят эволюцию от сдержанных, но утонченных, с богатой вышивкой и причудливыми драпировками фасонов в темных, «высоконравственных» тонах до впечатляющего алого туалета, смотрящегося сколь же богатым, столько и животным. И еще не забыть бы про забавный и одновременно несколько зловещий ридикюль-кошель, который Гурмыжская постоянно таскает с собой как какую-то уродливую грыжу — исключительно говорящая деталь, поставившая окончательную точку в портрете Раисы Павловны.

Из второстепенных персонажей счастливая участь в спектакле выпала на долю Елены Мелешковой в роли ключницы Улиты. Пронырливая особа, смешно шваркающая папироской, всегда готовая к сплетням, наветам, но в то же время не прочь испытать томления любовной страсти — это одна из основных смехоточек постановки. Параллель ей составляет Аркадий Счастливцев (Виталий Кузьмин). Перед этим артистом поставлена особая задача: его персонаж так же оттеняет главную идеологическую составляющую, которую драматург приписал к образу Несчастливцева. Может, такая работа на два фронта и придала персонажу некоторой нервности и дерганности? Впрочем, Виталий Кузьмин отлично справился и с юмором, и с сатирой, с которой изображен склонный к неразборчивости в средствах и творческим компромиссам герой.

В некотором затруднении пишу о лирической линии спектакля и ее действующих лицах. Петр Восмибратов понятно жалок и непригляден в пассивном по сути участии в торгах за приданое с собственным батюшкой (в роли скряги и выжиги Ивана Восмибратова выступил Александр Корнеев), когда на кону стоит его счастье. Сыгравший Петра Александр Матвеев очень подходит на роль этого ничтожества, а вот Дарии Лятецкой, исполнительнице роли воспитанницы Гурмыжской Аксюши, цена которой на наших глазах падает с трех до одной тысячи рублей, явно есть к чему стремиться. Ее трепет слишком трепетный, а интонации чересчур надрывны. Все, как у провинциальной актрисы, которой бы Аксюша и стала, прими она предложение Несчастливцева вступить в его труппу. Но может так и было задумано — тогда логика в подобной интерпретации образа налицо.

Запрос на такие в лучшем смысле традиционные постановки у зрителя велик: горячий прием публики, забившей зал до отказа на премьерных показах «Леса», о том свидетельствовал явственно. На уважение к автору, к его замыслу и слову. На тщательную актерскую работу — не только на творческие поиски актуальности, но и на «старую школу»: каких аплодисментов удостоился Валерий Никитенко в роли лакея Карпа — артист, полвека служащий в акимовском театре, до сих пор остается одним из его главных имен. Все вместе и составляет то самое богатство русского репертуарного театра, который сам по себе является нашим национальным достоянием.

Материал опубликован в газете "Культура" 13.02.2023г.
Автор: Евгений Хакназаров



 

Вернуться к списку новостей

Генеральные партнеры

Информационные партнеры

Партнеры

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!