Пропуск в мир Комедии АБОНЕМЕНТЫ Касса 312-45-55

Бешеные деньги

Александр Островский

У красавицы Лидии Чебоксаровой, привыкшей жить на широкую ногу, масса поклонников, но никто из них не готов сделать предложение придирчивой охотнице за богатым мужем, пока на горизонте не появляется скромный влюблённый провинциал Васильков. Прияте...

27

Июль
19:00

Берегите "Лес"


23 Март 2023 Пресса о нас
В петербургском театре Комедии имени Акимова представили премьеру спектакля «Лес» по одноименной пьесе А. Островского к 200-летию со дня рождения автора.
Все фотографии ()


В петербургском театре Комедии имени Акимова представили премьеру спектакля «Лес» по одноименной пьесе Александра Островского к 200-летию со дня рождения автора.

Объективно этот спектакль стоит на трех китах (или на трех столпах, если угодно): режиссер, художник, актерский ансамбль (выдающийся драматург и его программное произведение не обсуждаются — это святое и для конкретного, и для русского театра).

Постановка художественного руководителя театра Комедии Татьяны Казаковой почтительна, грамотна и крепка. Изображение со всем тщанием выполнено густыми красками. Как экспонируемая в галерее большая картина известного художника.

Рассказ о незадачливой вдове-помещице Раисе Павловне Гурмыжской (харизматичная, многогранная Эра Зиганшина) переплетен с незадачливой же судьбиной бродячих артистов — трагика Несчастливцева (статный, горделивый, как вожак волчьей стаи Акела, Сергей Кузнецов) и комика Счастливцева (суетливый, ушлый, как гиена-подпевала, Виталий Кузьмин). Их жизнь, наблюдаемая зрителем, бывала и лучше, знавала и куда более прекрасные времена, однако теперь превращена в запутанную трагикомедию, на вид слегка водевильную, по сути же — в жестокую, почти шекспировскую — по его расхожей метафоре «весь мир — театр, а люди в нем — актеры» из комедии «Как вам это понравится» (собственно, с диалога комика и трагика и начинается спектакль, хоть у Островского мы знакомимся с этими персонажами лишь во втором явлении пьесы).

А разыгрывается эта история на сцене театра Комедии ровно, ритмично и складно, как по нотам. Благо здесь многие и поют (к слову, весьма недурственно): в спектакле, ненавязчиво обрамленном мягкими композициями Игоря Рогалева, дозированно, всегда к месту, звучат русские романсы (спекулятивно-искренний «На заре ты ее не буди» и ему подобные) или народные песенки (к примеру, псевдо-попсовая вещица «Среди-и доли-ины ро-овны-я-а»).

Волею художника-постановщика спектакля Александра Орлова уж коли лес — так сплошная зелень: травяного оттенка оформление лапидарно и предельно функционально. Зеленые прямые кулисы по правую и левую руку. Зеленая подушка сбоку-припеку (она же — пуф, бревно, кочка, козетка — в зависимости от мизансцены). Лес то надвигается на зал, то пятится, то кружит, угрожая героям перспективой «заблудиться в трех соснах». А сотворен лесной массив из пары десятков подвижных зеленых стволов-деревьев, подвешенных к колосникам и передвигающихся с едва уловимым присвистом, напоминающем звук ветра. Стволы эти ровнехоньки, как добротно оцилиндрованные бревна.

По ходу пьесы лес то угрожающе густеет, то беззаботно редеет. Деревья то скучиваются в непролазные дебри, то чинно выстраиваются во фрунт. А за этим условным, абстрактным лесом размещена на арьерсцене и обращена к залу зеркальная стена, что отражает и неприметно удваивает количество стволов — и проблем, а заодно как бы невзначай намекает на гоголевский эпиграф к «Ревизору»: на зеркало, дескать, неча пенять, коли рожа крива.
В каком-то «лесном», природном смысле перекликаются со сценографией и продуманные до ниточки, до стежочка, до крючочка, до пуговички костюмы художника Ирины Чередниковой. Ткани натуральны и качественны, цвета естественны и глубоки. Коричневый с черным — как сумрачная чаща. Вкрадчивый бежевый с насыщенным синим — будто уютные сумерки. Грубый неокрашенный лен косовороток и сарафанов дворовых мужиков и девок — словно сено-солома (разумеется, мешковатые штаны заправлены в грубованые сапоги, через плечо перекинуты косы до пояса, и да, рубахи подпоясаны). А ближе к развязке — ослепляющий шик-блеск шелков и бархата, когда того требует автор в интересах состояния отдельных персонажей.

В тон зеленому оттенку стволов-бревен — форменные жилет и кафтан у слуги Карпа (нюансно гармоничный, деликатный Валерий Никитенко). Зато Алексей Буланов (нарочито бесхитростный Владислав Несин) — пока не принимается «женихаться» с помещицей — одет мальчиком-зайчиком: скачет в гольфиках, коротких желтых штанишках и клетчатом пиджачке не по росту. Как бы «только что из гимназии», да которую так и не сподобился окончить; вроде бы вырос из этих несерьезных одежек, а ума так и не нажил; уже не мальчик, но еще не муж. Зато, когда готовится стать мужем, на глазах превращается во франта, учится носить щегольские белые костюмы в талию и двигаться размеренно-степенно.

Бесприданница Аксюша (органично гуттаперчевая Дария Лятецкая) в нежно-васильковом стойко ассоциируется с полевыми цветами и провинциальной наивностью, а в платье цвета омута («все мне вода представляется», «все меня в воду тянет») — с бедняжкой Офелией. Кавалер ее сердечка Петр Восмибратов (брутальный, собранный Александр Матвеев) из человека-прихвостня своего папаши, купца-лесоторговца Восмибратова (молодой Александр Корнеев искусно перевоплощается в размеренного старика) поначалу является на подмостки «для мебели» и молчаливо сидит сиднем либо стоит столбом, словно воды в рот набравши, но постепенно раскрепощается и раскачивается в страстного, импульсивного юношу со взором горящим.

Ключница Улита (Елена Мелешкова — фейерверк гротеска и буффонады) обладает аляповатой внешностью попугая, ужимками и прыжками мартышки, характером старухи Шапокляк — дамочки одинокой, жадной до внимания, маскирующей чувственность и тоску по лучшей доле за внешней грубоватостью и чудаковатостью. Снует туда-сюда, как юркий зверек, за барыней ухаживает сноровисто и заботливо, шашни с каждым встречным-поперечным крутит по-клоунски широко, прекраснодушно и бойко, покуривая папироску (неизменный атрибут куража как психологической защиты).

Наконец, Эра Гарафовна Зиганшина в образе Раисы Павловны Гурмыжской — мэтр, эталонно играющий незамысловатую приспособленку с замашками капризной барыни. При этом филигранно, набросками, штришок за штришком, актриса рисует подробнейший портрет одинокой женщины — беззащитной по правилам социума, хитроумной по законам бытовым. Она может быть властной и безапелляционной, а через минуту — несуразной и кроткой, по-мхатовски мощной — и одновременно хрупкой. Отменно владеет искусством как фундаментального, так и мгновенного, неуловимого перевоплощения. Щедрой россыпью демонстрирует самодостаточность и самокритику, иронию и сарказм (к примеру, реплику «Ах, как я еще душой молода!» произносит, немощно ползая на карачках). Неподражаемо носит корсеты и пышные юбки (точно отыгрывая каждую авторскую ремарку вроде «нарядно и молодо одетая»), кокетливо — роскошные золотые да алые атласные халаты, трогательно — батистовые ночные сорочки и домашние шерстяные носочки. Только что поигрывала веером и покачивала перьями на шляпах, что твоя фрейлина (а то и вдовствующая королева-мать), а вот жалобно и неуверенно скукожилась стареющей мамзель-стрекозель.

Гурмыжскую Зиганшиной всю дорогу натурально жалко (коллизия: сочувствия, по идее, обычно удостаивается неприкаянный Несчастливцев). Эдакая чудачка, которую грех не облапошить, а после хочется обнять. Но сидящий в ней чертенок непременно оттолкнет, а то и укусит обидчика. Так образ вдовы вышел центральным, главным и объемным. В нем две супротивные, независимые вроде бы части составляют одно смысловое целое: «милая моя, солнышко лесное» раз! — и оборачивается бабою-ягой. Такая внезапная, противоречивая вся. Настоящая женщина.

Материал опубликован на портале «Театрал» от 23 марта 2023 года.
Автор: Мария Кингисепп
Ссылка на источник:
https://teatral-online.ru/news/33142/

Вернуться к списку новостей

Генеральные партнеры

Информационные партнеры

Партнеры

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!