Мудрость русского мужика и канонический Островский.
Все фотографии ()
Петербургская критика уже оценила спектакль: "это канонический Островский, чуть разбавленный мягкой иронией", "постановка почтительна, грамотна и крепка", "с неподдельным уважением к автору", "хрестоматийный текст отца русской драматургии поставлен с горечью, иронией, юмором, дает зрителю возможность и посмеяться, и взгрустнуть".
На роль помещицы Раисы Павловны Гурмыжской приглашена звезда петербургской сцены - актриса Александринского театра Эра Зиганшина. Бродячих провинциальных актеров сыграли Сергей Кузнецов (трагик Несчастливцев) и Виталий Кузьмин (комик Счастливцев). В роли ключницы Улиты - Елена Мелешкова.
Аншлаги в зале, все билеты проданы. Петербургская критика уже оценила спектакль: "это канонический Островский, чуть разбавленный мягкой иронией", "постановка почтительна, грамотна и крепка", "с неподдельным уважением к автору", "хрестоматийный текст отца русской драматургии поставлен с горечью, иронией, юмором, дает зрителю возможность и посмеяться, и взгрустнуть". Высоко отметили сценографию и костюмы. Происходящее в старинной русской усадьбе действие оформил изумительный художник Александр Орлов, великолепные костюмы - фантазия художника Ирины Чередниковой.
Несчастливцев и Счастливцев - артисты несчастливые, вечно витающие в облаках, мечтающие о создании своего театра. Судьба их не сложилась, они проиграли ее: нищие, бездомные. Попадая в поместье Гурмыжской, тетки Несчастливцева, они видят другую жизнь - сытую, благополучную, но говорят: лучше мы будем скитаться, чем прозябать в вечном притворстве. Оказывается, что помещица Гурмыжская - большая актриса, притворщица, а они - честные работяги, люди, способные на самопожертвование, доброту, тепло. И у героев появляется новое дыхание: та жизнь, которую они ведут, имеет гораздо больше смысла, нежели богатство.
Актерское призвание, благородство душ, смысл того, чем творцы занимаются на сцене, здесь поднимается на большую высоту. На другом от них полюсе - представитель нового поколения - молодой Буланов, недоучившийся гимназист, пустой человек, всеми правдами и неправдами стремящийся попасть наверх, к благополучию. Два этих мира существуют параллельно. Артисты живут своими грезами, и они для них дороже и выше всего на свете. Артист не может быть сытым, он беспокойный, страждущий, ищет какой-то идеальный мир - который создается на сцене.
Эра Зиганшина: Роль Гурмыжской - это большая радость и неожиданность. Думаю, ни одна актриса от такой знаковой роли не откажется. Я согласилась на предложение театра, прекрасно понимая, что меня ждет: войти в уже почти готовый спектакль, выучить огромное количество текста - и совсем мало времени до премьеры. Мы преодолели сложности, но пока не могу сказать, что у меня это качественная работа. Еще не прошло предпремьерное волнение, не все встало на свои места, но мне спектакль нравится.
Акимовский театр Комедии для меня не чужой. Я здесь репетировала, выпускала спектакли - играла "Зойкину квартиру", потом - "Милый лжец" с Игорем Дмитриевым. Мне вообще здесь очень нравится атмосфера. Впервые встретилась в работе с художественным руководителем Татьяной Казаковой. Сейчас очень трудно сохранить в коллективе семейную атмосферу, артисты разбрелись и к театру относятся не как к дому родному, а как к месту службы: сегодня одно место, завтра - другое. А тут сохранен дух доброго, теплого русского театра-дома, когда все знают друг друга долгие годы, поддерживают, помогают, очень хорошо принимают к себе молодежь - это меня порадовало, давно такого не вижу.
Народный артист России Валерий Никитенко блестяще играет роль Карпа, лакея Гурмыжской. Частые аплодисменты в его сценах - такова реакция зрителей.
Валерий Ефремович, вы более 100 ролей сыграли на акимовской сцене за 60 лет. А Островского не довелось поиграть.
Валерий Никитенко: И очень жаль. Островский, действительно, "русский Шекспир". Знание жизни, удивительная образность, потрясающие тексты - это все наш клад.
Правда, в 1970-е была в нашем театре постановка Вадима Голикова "Горячее сердце". Я был совсем молодой, сыграл Васю Шустрого, сына разорившегося купца. Спектакль был полуэкспериментальным - поиск новой формы, играли его недолго.
Карп в "Лесе" - роль, где герой произносит: "Пожалуйста, сударыня, чай кушать". Лакей, предпоследний в списке действующих лиц. Не о таких ролях мечтают актеры.
Валерий Никитенко: Сначала я так и подумал: опять очередной лакей, все это было, было… Но здесь, оказалось, другое. Мудрость русского мужика Карпа Савельича, его наблюдательность, скупость в оценках - и вместе с тем он все видит, четко понимает, но не высказывает свое мнение до конца. Такая роль - подарок для артиста. Когда ты провел большую жизнь в театре, не всегда интересно выходить на сцену для того, чтобы только забавлять публику. Очень хочется прикоснуться к мудрости. И предыдущая роль - Балясников в арбузовской пьесе "Сказки старого Арбата" - была для меня подарком, она очень перекликалась с моими мыслями о жизни, о людях, такие роли не часто встречаются артистам.
И вот Островский, замечательное сочетание глубины, иронии, юмора. И драматизма. Карп говорит: "Какая наша жизнь, сударь! Живем в лесу, молимся пенью, да и то с ленью...Вот так камардин. Да и то сказать - образование; а здесь что? Одно слово: лес". Такая горечь здесь… Написано 150 лет назад, а перекликается с нашим днем.
Можно вспомнить и чеховского Фирса (которого вы еще не сыграли).
Валерий Никитенко: У Чехова Фирс занимает большое место, а Карп Островского идет фоном - но важным для спектакля. Он несет "лесную философию", но удивительно глубоко и сердечно. Теплый человек. Он так любит бедную девушку Аксюшу, которая попала в историю, так понимает Гурмыжскую. Но все тихо, спокойно, мудро. Для него дорог и Несчастливцев - искренне, пронзительно говорит он с барином. И я чувствую, что зритель это близко принимает.
Мне нравится режиссерская трактовка пьесы - классическая, без всяких современных вывертов, хороший драматический спектакль.
Здесь все сошлось: хороший подарок к моему дню рождения и к дню рождения Николая Павловича Акимова, к Дню театра.
Материал опубликован в газете "Российская Газета" от 30 марта.
Автор: Светлана Мазурова
Статья по ссылке: https://rg.ru/2023/03/30/reg-szfo/mudrost-russkogo-muzhika-i-kanonicheskij-ostrovskij-aktery-akimovs...
На роль помещицы Раисы Павловны Гурмыжской приглашена звезда петербургской сцены - актриса Александринского театра Эра Зиганшина. Бродячих провинциальных актеров сыграли Сергей Кузнецов (трагик Несчастливцев) и Виталий Кузьмин (комик Счастливцев). В роли ключницы Улиты - Елена Мелешкова.
Аншлаги в зале, все билеты проданы. Петербургская критика уже оценила спектакль: "это канонический Островский, чуть разбавленный мягкой иронией", "постановка почтительна, грамотна и крепка", "с неподдельным уважением к автору", "хрестоматийный текст отца русской драматургии поставлен с горечью, иронией, юмором, дает зрителю возможность и посмеяться, и взгрустнуть". Высоко отметили сценографию и костюмы. Происходящее в старинной русской усадьбе действие оформил изумительный художник Александр Орлов, великолепные костюмы - фантазия художника Ирины Чередниковой.
Что рассказали "РГ" создатели спектакля
Татьяна Казакова: Я всегда хотела поставить "Лес", одну из любимых пьес самого Островского. Он был рыцарем театра, хорошо знал театр, любил его, говорил о его высоком предназначении, сочувствовал артистам, которые находились в бедственном положении.Несчастливцев и Счастливцев - артисты несчастливые, вечно витающие в облаках, мечтающие о создании своего театра. Судьба их не сложилась, они проиграли ее: нищие, бездомные. Попадая в поместье Гурмыжской, тетки Несчастливцева, они видят другую жизнь - сытую, благополучную, но говорят: лучше мы будем скитаться, чем прозябать в вечном притворстве. Оказывается, что помещица Гурмыжская - большая актриса, притворщица, а они - честные работяги, люди, способные на самопожертвование, доброту, тепло. И у героев появляется новое дыхание: та жизнь, которую они ведут, имеет гораздо больше смысла, нежели богатство.
Актерское призвание, благородство душ, смысл того, чем творцы занимаются на сцене, здесь поднимается на большую высоту. На другом от них полюсе - представитель нового поколения - молодой Буланов, недоучившийся гимназист, пустой человек, всеми правдами и неправдами стремящийся попасть наверх, к благополучию. Два этих мира существуют параллельно. Артисты живут своими грезами, и они для них дороже и выше всего на свете. Артист не может быть сытым, он беспокойный, страждущий, ищет какой-то идеальный мир - который создается на сцене.
Эра Зиганшина: Роль Гурмыжской - это большая радость и неожиданность. Думаю, ни одна актриса от такой знаковой роли не откажется. Я согласилась на предложение театра, прекрасно понимая, что меня ждет: войти в уже почти готовый спектакль, выучить огромное количество текста - и совсем мало времени до премьеры. Мы преодолели сложности, но пока не могу сказать, что у меня это качественная работа. Еще не прошло предпремьерное волнение, не все встало на свои места, но мне спектакль нравится.
Акимовский театр Комедии для меня не чужой. Я здесь репетировала, выпускала спектакли - играла "Зойкину квартиру", потом - "Милый лжец" с Игорем Дмитриевым. Мне вообще здесь очень нравится атмосфера. Впервые встретилась в работе с художественным руководителем Татьяной Казаковой. Сейчас очень трудно сохранить в коллективе семейную атмосферу, артисты разбрелись и к театру относятся не как к дому родному, а как к месту службы: сегодня одно место, завтра - другое. А тут сохранен дух доброго, теплого русского театра-дома, когда все знают друг друга долгие годы, поддерживают, помогают, очень хорошо принимают к себе молодежь - это меня порадовало, давно такого не вижу.
"Такая роль - подарок для артиста"
Народный артист России Валерий Никитенко блестяще играет роль Карпа, лакея Гурмыжской. Частые аплодисменты в его сценах - такова реакция зрителей.
Валерий Ефремович, вы более 100 ролей сыграли на акимовской сцене за 60 лет. А Островского не довелось поиграть.
Валерий Никитенко: И очень жаль. Островский, действительно, "русский Шекспир". Знание жизни, удивительная образность, потрясающие тексты - это все наш клад.
Правда, в 1970-е была в нашем театре постановка Вадима Голикова "Горячее сердце". Я был совсем молодой, сыграл Васю Шустрого, сына разорившегося купца. Спектакль был полуэкспериментальным - поиск новой формы, играли его недолго.
Карп в "Лесе" - роль, где герой произносит: "Пожалуйста, сударыня, чай кушать". Лакей, предпоследний в списке действующих лиц. Не о таких ролях мечтают актеры.
Валерий Никитенко: Сначала я так и подумал: опять очередной лакей, все это было, было… Но здесь, оказалось, другое. Мудрость русского мужика Карпа Савельича, его наблюдательность, скупость в оценках - и вместе с тем он все видит, четко понимает, но не высказывает свое мнение до конца. Такая роль - подарок для артиста. Когда ты провел большую жизнь в театре, не всегда интересно выходить на сцену для того, чтобы только забавлять публику. Очень хочется прикоснуться к мудрости. И предыдущая роль - Балясников в арбузовской пьесе "Сказки старого Арбата" - была для меня подарком, она очень перекликалась с моими мыслями о жизни, о людях, такие роли не часто встречаются артистам.
И вот Островский, замечательное сочетание глубины, иронии, юмора. И драматизма. Карп говорит: "Какая наша жизнь, сударь! Живем в лесу, молимся пенью, да и то с ленью...Вот так камардин. Да и то сказать - образование; а здесь что? Одно слово: лес". Такая горечь здесь… Написано 150 лет назад, а перекликается с нашим днем.
Можно вспомнить и чеховского Фирса (которого вы еще не сыграли).
Валерий Никитенко: У Чехова Фирс занимает большое место, а Карп Островского идет фоном - но важным для спектакля. Он несет "лесную философию", но удивительно глубоко и сердечно. Теплый человек. Он так любит бедную девушку Аксюшу, которая попала в историю, так понимает Гурмыжскую. Но все тихо, спокойно, мудро. Для него дорог и Несчастливцев - искренне, пронзительно говорит он с барином. И я чувствую, что зритель это близко принимает.
Мне нравится режиссерская трактовка пьесы - классическая, без всяких современных вывертов, хороший драматический спектакль.
Здесь все сошлось: хороший подарок к моему дню рождения и к дню рождения Николая Павловича Акимова, к Дню театра.
Материал опубликован в газете "Российская Газета" от 30 марта.
Автор: Светлана Мазурова
Статья по ссылке: https://rg.ru/2023/03/30/reg-szfo/mudrost-russkogo-muzhika-i-kanonicheskij-ostrovskij-aktery-akimovs...
Вернуться к списку новостей