Пропуск в мир Комедии АБОНЕМЕНТЫ Касса 312-45-55

Бешеные деньги

Александр Островский

У красавицы Лидии Чебоксаровой, привыкшей жить на широкую ногу, масса поклонников, но никто из них не готов сделать предложение придирчивой охотнице за богатым мужем, пока на горизонте не появляется скромный влюблённый провинциал Васильков. Прияте...

27

Июль
19:00

Мудрость русского мужика и канонический Островский.


30 Март 2023 Пресса о нас
Аншлаги в зале, все билеты проданы. Петербургская критика уже оценила спектакль.
Все фотографии () Петербургская критика уже оценила спектакль: "это канонический Островский, чуть разбавленный мягкой иронией", "постановка почтительна, грамотна и крепка", "с неподдельным уважением к автору", "хрестоматийный текст отца русской драматургии поставлен с горечью, иронией, юмором, дает зрителю возможность и посмеяться, и взгрустнуть".

На роль помещицы Раисы Павловны Гурмыжской приглашена звезда петербургской сцены - актриса Александринского театра Эра Зиганшина. Бродячих провинциальных актеров сыграли Сергей Кузнецов (трагик Несчастливцев) и Виталий Кузьмин (комик Счастливцев). В роли ключницы Улиты - Елена Мелешкова.

Аншлаги в зале, все билеты проданы. Петербургская критика уже оценила спектакль: "это канонический Островский, чуть разбавленный мягкой иронией", "постановка почтительна, грамотна и крепка", "с неподдельным уважением к автору", "хрестоматийный текст отца русской драматургии поставлен с горечью, иронией, юмором, дает зрителю возможность и посмеяться, и взгрустнуть". Высоко отметили сценографию и костюмы. Происходящее в старинной русской усадьбе действие оформил изумительный художник Александр Орлов, великолепные костюмы - фантазия художника Ирины Чередниковой.

Что рассказали "РГ" создатели спектакля

Татьяна Казакова: Я всегда хотела поставить "Лес", одну из любимых пьес самого Островского. Он был рыцарем театра, хорошо знал театр, любил его, говорил о его высоком предназначении, сочувствовал артистам, которые находились в бедственном положении.

Несчастливцев и Счастливцев - артисты несчастливые, вечно витающие в облаках, мечтающие о создании своего театра. Судьба их не сложилась, они проиграли ее: нищие, бездомные. Попадая в поместье Гурмыжской, тетки Несчастливцева, они видят другую жизнь - сытую, благополучную, но говорят: лучше мы будем скитаться, чем прозябать в вечном притворстве. Оказывается, что помещица Гурмыжская - большая актриса, притворщица, а они - честные работяги, люди, способные на самопожертвование, доброту, тепло. И у героев появляется новое дыхание: та жизнь, которую они ведут, имеет гораздо больше смысла, нежели богатство.

Актерское призвание, благородство душ, смысл того, чем творцы занимаются на сцене, здесь поднимается на большую высоту. На другом от них полюсе - представитель нового поколения - молодой Буланов, недоучившийся гимназист, пустой человек, всеми правдами и неправдами стремящийся попасть наверх, к благополучию. Два этих мира существуют параллельно. Артисты живут своими грезами, и они для них дороже и выше всего на свете. Артист не может быть сытым, он беспокойный, страждущий, ищет какой-то идеальный мир - который создается на сцене.

Эра Зиганшина: Роль Гурмыжской - это большая радость и неожиданность. Думаю, ни одна актриса от такой знаковой роли не откажется. Я согласилась на предложение театра, прекрасно понимая, что меня ждет: войти в уже почти готовый спектакль, выучить огромное количество текста - и совсем мало времени до премьеры. Мы преодолели сложности, но пока не могу сказать, что у меня это качественная работа. Еще не прошло предпремьерное волнение, не все встало на свои места, но мне спектакль нравится.

Акимовский театр Комедии для меня не чужой. Я здесь репетировала, выпускала спектакли - играла "Зойкину квартиру", потом - "Милый лжец" с Игорем Дмитриевым. Мне вообще здесь очень нравится атмосфера. Впервые встретилась в работе с художественным руководителем Татьяной Казаковой. Сейчас очень трудно сохранить в коллективе семейную атмосферу, артисты разбрелись и к театру относятся не как к дому родному, а как к месту службы: сегодня одно место, завтра - другое. А тут сохранен дух доброго, теплого русского театра-дома, когда все знают друг друга долгие годы, поддерживают, помогают, очень хорошо принимают к себе молодежь - это меня порадовало, давно такого не вижу.

"Такая роль - подарок для артиста"


Народный артист России Валерий Никитенко блестяще играет роль Карпа, лакея Гурмыжской. Частые аплодисменты в его сценах - такова реакция зрителей.

Валерий Ефремович, вы более 100 ролей сыграли на акимовской сцене за 60 лет. А Островского не довелось поиграть.

Валерий Никитенко: И очень жаль. Островский, действительно, "русский Шекспир". Знание жизни, удивительная образность, потрясающие тексты - это все наш клад.

Правда, в 1970-е была в нашем театре постановка Вадима Голикова "Горячее сердце". Я был совсем молодой, сыграл Васю Шустрого, сына разорившегося купца. Спектакль был полуэкспериментальным - поиск новой формы, играли его недолго.

Карп в "Лесе" - роль, где герой произносит: "Пожалуйста, сударыня, чай кушать". Лакей, предпоследний в списке действующих лиц. Не о таких ролях мечтают актеры.

Валерий Никитенко: Сначала я так и подумал: опять очередной лакей, все это было, было… Но здесь, оказалось, другое. Мудрость русского мужика Карпа Савельича, его наблюдательность, скупость в оценках - и вместе с тем он все видит, четко понимает, но не высказывает свое мнение до конца. Такая роль - подарок для артиста. Когда ты провел большую жизнь в театре, не всегда интересно выходить на сцену для того, чтобы только забавлять публику. Очень хочется прикоснуться к мудрости. И предыдущая роль - Балясников в арбузовской пьесе "Сказки старого Арбата" - была для меня подарком, она очень перекликалась с моими мыслями о жизни, о людях, такие роли не часто встречаются артистам.

И вот Островский, замечательное сочетание глубины, иронии, юмора. И драматизма. Карп говорит: "Какая наша жизнь, сударь! Живем в лесу, молимся пенью, да и то с ленью...Вот так камардин. Да и то сказать - образование; а здесь что? Одно слово: лес". Такая горечь здесь… Написано 150 лет назад, а перекликается с нашим днем.

Можно вспомнить и чеховского Фирса (которого вы еще не сыграли).

Валерий Никитенко: У Чехова Фирс занимает большое место, а Карп Островского идет фоном - но важным для спектакля. Он несет "лесную философию", но удивительно глубоко и сердечно. Теплый человек. Он так любит бедную девушку Аксюшу, которая попала в историю, так понимает Гурмыжскую. Но все тихо, спокойно, мудро. Для него дорог и Несчастливцев - искренне, пронзительно говорит он с барином. И я чувствую, что зритель это близко принимает.

Мне нравится режиссерская трактовка пьесы - классическая, без всяких современных вывертов, хороший драматический спектакль.

Здесь все сошлось: хороший подарок к моему дню рождения и к дню рождения Николая Павловича Акимова, к Дню театра.

Материал опубликован в газете "Российская Газета" от 30 марта.
Автор: Светлана Мазурова
Статья по ссылке: https://rg.ru/2023/03/30/reg-szfo/mudrost-russkogo-muzhika-i-kanonicheskij-ostrovskij-aktery-akimovs...



Вернуться к списку новостей

Генеральные партнеры

Информационные партнеры

Партнеры

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!