О бедном артисте замолвите слово…
Все фотографии ()
Поставившая
спектакль Татьяна Казакова очень бережно отнеслась к замыслу Островского, не
искажая ни текста знаменитой пьесы, ни смыслов, заложенных в неё автором.
Спектакль, созданный акимовцами, аутентичен веку Островского и одновременно
актуален для дня сегодняшнего.
Художник спектакля Александр Орлов подвесил к штанкетам сцены длинные объемные колонны из зеленой ткани, то плотно смыкающиеся, то в причудливом танце «расступающиеся» в стороны. Это деревья, лес. Вместо задника - зеркальная стена. Таинственное, волшебное пространство, то виньеточное, изящное, сияющее роскошеством как в поместье Гурмыжской , то опасное, трагическое, с застывшей гладью омута , в который хочет броситься бесприданница Аксюша, эдакий «сумрачный лес», где очутился поэт, земную жизнь пройдя до половины. Все герои и героини «Леса» — пьесы, того леса, который присутствует на сцене, и метафорического леса, о котором говорит Геннадий Несчастливцев, – блуждают по нему в поисках счастья, у каждого своего. Женщины – какого бы они ни были возраста — ищут любви, мужчины – успеха и богатства. Эти поиски происходят в лесу человеческого бытия, который рушится и в истории продажи леса помещицей Гурмыжской купцу Восмибратову, и в историях персонажей, судьба которых меняется по ходу пьесы. Большая часть персонажей этого спектакля - души заблудшие, потерявшиеся в «лесу жизни».
Прежде всего заблудились Счастливцев и Несчастливцев, колесящие в поисках актёрского счастья по матушке России. В статном богатыре Геннадии Несчастливцеве не сразу можно признать известного комика Сергея Кузнецова, в последние годы специализировавшегося на гротескных комических образах жуликов и негодяев (Бургомистр в спектакле «Визит дамы», Бургомистр в спектакле «Дракон», Джон Смит из «Слишком женатого таксиста» и другие). Широкие жесты, сильный глубокий голос, длинные волосы, страстный, пронзительный взгляд - Кузнецов хорош в роли «русского Дон Кихота», романтически настроенного провинциального трагика, разговаривающего цитатами из пьес Шиллера. Его коллега и антипод комик Аркадий Счастливцев ( Виталий Кузьмин) – оригинальная смесь «маленького человека» Чарли Чаплина и нагловатого урки. Два бездомных актера «заблудились» в прямом смысле слова, ведь ни в Вологде, ни в Керчи, куда они собираются отправиться, актерских трупп уже нет. Обитатели же имения «Дубки», где вскоре оказываются приятели, - тоже люди заблудшие, только в переносном смысле.
Первая среди них - хозяйка богатого лесом имения Раиса Павловна Гурмыжская в исполнении Эры Зиганшиной - великолепной актрисы, которой подвластны любые жанры и любые темы, глубокий психологизм и малейшие нюансы переживаний, гротеск и пронзительный лиризм. Жизнь как следует побила эту Гурмыжскую, бури страстей ,бывало, сбивали ее с ног, но бойцовский характер не сломали. Богатство далось ей нелегко, но зато теперь она живет в свое удовольствие, пестуя свои человеческие слабости , и ловко поддерживая имидж высоконравственной и добросердечной вдовы. С крепкой , моложавой на вид , но «возрастной» помещицей случилась беда, «беда от нежного сердца» – она влюбилась в молодого человека, сына подруги, которого пригласила к себе ,желая женить на своей воспитаннице Аксюше. И теперь , участок за участком, Гурмыжская продает лес – чтобы иметь возможность осыпать избранника деньгами. Озабоченная лишь собственным благополучием, отчаянно терзаемая ревностью, она изгоняет из своей жизни по-настоящему хороших и родных людей. Негодующий против несправедливости племянник, он же актер Несчастливцев, помогает ей вернуть деньги, нагло недоданные «совершеннейшим коканцем и киргизом-кайсаком» Восмибратовым. Молодой артист Александр Корнеев, мастерски играющий этого злобного, старого хитрована - купца, невысокого росточка, со смешно откляченным крупом, к слову, очень точен и смешон.
В сцене, когда Гурмыжская не может без помощи Несчастливцева закрыть свой лязгающий сейф, она выглядит, как маленькая, напуганная жизнью девочка. Не ясно, будет ли героине хорошо с недоучившимся гимназистом Булановым, который совсем ещё недавно неосторожно «уронил» свою возлюбленную. Но сейчас Гурмыжская Зиганшиной по-настоящему счастлива. Она очень нежна со своим юным избранником, до самозабвения влюблена в него и готова пожертвовать для него всем. А ошарашенный свалившимся на него счастьем Буланов (Владислав Несин), так ему рад, так искренне благодарен Раисочке, так самозабвенно благоговеет перед нею, так по-детски упоенно и восторженно начинает строить свои наполеоновские планы, что внезапно сложившийся этот союз не вызывает недоумения и неприятия. В финальной сцене выход будущих молодоженов даже сопровождают зрительские аплодисменты, как говорилось в старинном русском театре «на костюм», такое торжествующе красное платье сочинила Гурмыжской художник по костюмам Ирина Чередникова. Единственное, что омрачает радость героини – «шантаж» Несчастливцева, который при гостях пытается пробудить её совесть, чтобы заставить дать приданое Аксюше.
Бедной воспитаннице Аксюше (Дария Лятецкая) нелегко в доме Гурмыжской. Красивая, легкая, нежная, умеющая чувствовать глубоко и сильно, она неоднократно порывается убежать вглубь леса, к манящей её воде, и только надежда на любовь Петра (Александр Матвеев), да братская поддержка Несчастливцева возвращают её обратно, к жизни.
Нелепая ключница Улита (Елена Мелешкова), истово и с наслаждением шпионящая за Аксюшей и Булановым, беспрестанно лебезит и угодливо целует госпоже ручки и плечики. Неприятная, злобная особа. Но во втором действии, когда она, тоже отчаянно влюблённая и смешно наряженная, прячет под свою широкую юбку обнаглевшего Счастливцева – становится даже жаль эту изуродованную вечным подобострастием женщину.
И только старый слуга Карп Савельич, великолепно сыгранный Игорем Лепихиным, гармоничен и ровен духом в тяжелой атмосфере «леса». Ни самодурские выходки зарвавшегося Буланова, ни насмешки «самого каторжного из артистов» Счастливцева не могут вывести из себя опытного лакея. Проживший долгую жизнь и повидавший всякое, Карп умеет приспособиться к любому повороту событий.
Неудачливые служители Мельпомены лишь ненадолго соприкасаются с жизнью обитателей имения «Дубки», занятых сугубо земными интересами. Отнюдь не идеальные, неудобные, нелепые бродяги и пьяницы, они всё же принадлежат к иному миру, миру театрального искусства, который на поверку оказывается более красивым, милосердным и благородным, чем реальная жизнь. Деньги не имеют власти над трагиком Несчастливцевым, он даже не всегда помнит об их существовании. Чудом отобрав у Восмибратова тысячу рублей, он, не раздумывая, широким актерским жестом, всё до копейки отдаёт задолжавшей ему тётке. И вскоре, не колеблясь, вручает все свои деньги на приданое Аксюше. А сам вместе со своим заклятым товарищем по судьбе Счастливцевым отправится снова бродить в поисках удачи по пыльным русским дорогам, беззаботный и нищий, как птица небесная.
Статья опубликована в журнале "Театр+", апрель 2023 (32).
Автор: Мария Кросс
Художник спектакля Александр Орлов подвесил к штанкетам сцены длинные объемные колонны из зеленой ткани, то плотно смыкающиеся, то в причудливом танце «расступающиеся» в стороны. Это деревья, лес. Вместо задника - зеркальная стена. Таинственное, волшебное пространство, то виньеточное, изящное, сияющее роскошеством как в поместье Гурмыжской , то опасное, трагическое, с застывшей гладью омута , в который хочет броситься бесприданница Аксюша, эдакий «сумрачный лес», где очутился поэт, земную жизнь пройдя до половины. Все герои и героини «Леса» — пьесы, того леса, который присутствует на сцене, и метафорического леса, о котором говорит Геннадий Несчастливцев, – блуждают по нему в поисках счастья, у каждого своего. Женщины – какого бы они ни были возраста — ищут любви, мужчины – успеха и богатства. Эти поиски происходят в лесу человеческого бытия, который рушится и в истории продажи леса помещицей Гурмыжской купцу Восмибратову, и в историях персонажей, судьба которых меняется по ходу пьесы. Большая часть персонажей этого спектакля - души заблудшие, потерявшиеся в «лесу жизни».
Прежде всего заблудились Счастливцев и Несчастливцев, колесящие в поисках актёрского счастья по матушке России. В статном богатыре Геннадии Несчастливцеве не сразу можно признать известного комика Сергея Кузнецова, в последние годы специализировавшегося на гротескных комических образах жуликов и негодяев (Бургомистр в спектакле «Визит дамы», Бургомистр в спектакле «Дракон», Джон Смит из «Слишком женатого таксиста» и другие). Широкие жесты, сильный глубокий голос, длинные волосы, страстный, пронзительный взгляд - Кузнецов хорош в роли «русского Дон Кихота», романтически настроенного провинциального трагика, разговаривающего цитатами из пьес Шиллера. Его коллега и антипод комик Аркадий Счастливцев ( Виталий Кузьмин) – оригинальная смесь «маленького человека» Чарли Чаплина и нагловатого урки. Два бездомных актера «заблудились» в прямом смысле слова, ведь ни в Вологде, ни в Керчи, куда они собираются отправиться, актерских трупп уже нет. Обитатели же имения «Дубки», где вскоре оказываются приятели, - тоже люди заблудшие, только в переносном смысле.
Первая среди них - хозяйка богатого лесом имения Раиса Павловна Гурмыжская в исполнении Эры Зиганшиной - великолепной актрисы, которой подвластны любые жанры и любые темы, глубокий психологизм и малейшие нюансы переживаний, гротеск и пронзительный лиризм. Жизнь как следует побила эту Гурмыжскую, бури страстей ,бывало, сбивали ее с ног, но бойцовский характер не сломали. Богатство далось ей нелегко, но зато теперь она живет в свое удовольствие, пестуя свои человеческие слабости , и ловко поддерживая имидж высоконравственной и добросердечной вдовы. С крепкой , моложавой на вид , но «возрастной» помещицей случилась беда, «беда от нежного сердца» – она влюбилась в молодого человека, сына подруги, которого пригласила к себе ,желая женить на своей воспитаннице Аксюше. И теперь , участок за участком, Гурмыжская продает лес – чтобы иметь возможность осыпать избранника деньгами. Озабоченная лишь собственным благополучием, отчаянно терзаемая ревностью, она изгоняет из своей жизни по-настоящему хороших и родных людей. Негодующий против несправедливости племянник, он же актер Несчастливцев, помогает ей вернуть деньги, нагло недоданные «совершеннейшим коканцем и киргизом-кайсаком» Восмибратовым. Молодой артист Александр Корнеев, мастерски играющий этого злобного, старого хитрована - купца, невысокого росточка, со смешно откляченным крупом, к слову, очень точен и смешон.
В сцене, когда Гурмыжская не может без помощи Несчастливцева закрыть свой лязгающий сейф, она выглядит, как маленькая, напуганная жизнью девочка. Не ясно, будет ли героине хорошо с недоучившимся гимназистом Булановым, который совсем ещё недавно неосторожно «уронил» свою возлюбленную. Но сейчас Гурмыжская Зиганшиной по-настоящему счастлива. Она очень нежна со своим юным избранником, до самозабвения влюблена в него и готова пожертвовать для него всем. А ошарашенный свалившимся на него счастьем Буланов (Владислав Несин), так ему рад, так искренне благодарен Раисочке, так самозабвенно благоговеет перед нею, так по-детски упоенно и восторженно начинает строить свои наполеоновские планы, что внезапно сложившийся этот союз не вызывает недоумения и неприятия. В финальной сцене выход будущих молодоженов даже сопровождают зрительские аплодисменты, как говорилось в старинном русском театре «на костюм», такое торжествующе красное платье сочинила Гурмыжской художник по костюмам Ирина Чередникова. Единственное, что омрачает радость героини – «шантаж» Несчастливцева, который при гостях пытается пробудить её совесть, чтобы заставить дать приданое Аксюше.
Бедной воспитаннице Аксюше (Дария Лятецкая) нелегко в доме Гурмыжской. Красивая, легкая, нежная, умеющая чувствовать глубоко и сильно, она неоднократно порывается убежать вглубь леса, к манящей её воде, и только надежда на любовь Петра (Александр Матвеев), да братская поддержка Несчастливцева возвращают её обратно, к жизни.
Нелепая ключница Улита (Елена Мелешкова), истово и с наслаждением шпионящая за Аксюшей и Булановым, беспрестанно лебезит и угодливо целует госпоже ручки и плечики. Неприятная, злобная особа. Но во втором действии, когда она, тоже отчаянно влюблённая и смешно наряженная, прячет под свою широкую юбку обнаглевшего Счастливцева – становится даже жаль эту изуродованную вечным подобострастием женщину.
И только старый слуга Карп Савельич, великолепно сыгранный Игорем Лепихиным, гармоничен и ровен духом в тяжелой атмосфере «леса». Ни самодурские выходки зарвавшегося Буланова, ни насмешки «самого каторжного из артистов» Счастливцева не могут вывести из себя опытного лакея. Проживший долгую жизнь и повидавший всякое, Карп умеет приспособиться к любому повороту событий.
Неудачливые служители Мельпомены лишь ненадолго соприкасаются с жизнью обитателей имения «Дубки», занятых сугубо земными интересами. Отнюдь не идеальные, неудобные, нелепые бродяги и пьяницы, они всё же принадлежат к иному миру, миру театрального искусства, который на поверку оказывается более красивым, милосердным и благородным, чем реальная жизнь. Деньги не имеют власти над трагиком Несчастливцевым, он даже не всегда помнит об их существовании. Чудом отобрав у Восмибратова тысячу рублей, он, не раздумывая, широким актерским жестом, всё до копейки отдаёт задолжавшей ему тётке. И вскоре, не колеблясь, вручает все свои деньги на приданое Аксюше. А сам вместе со своим заклятым товарищем по судьбе Счастливцевым отправится снова бродить в поисках удачи по пыльным русским дорогам, беззаботный и нищий, как птица небесная.
Статья опубликована в журнале "Театр+", апрель 2023 (32).
Автор: Мария Кросс
Вернуться к списку новостей