Пропуск в мир Комедии АБОНЕМЕНТЫ Касса 312-45-55

Бешеные деньги

Александр Островский

У красавицы Лидии Чебоксаровой, привыкшей жить на широкую ногу, масса поклонников, но никто из них не готов сделать предложение придирчивой охотнице за богатым мужем, пока на горизонте не появляется скромный влюблённый провинциал Васильков. Прияте...

27

Июль
19:00

О бедном артисте замолвите слово…


7 Июнь 2023 Пресса о нас
Премьерный «Лес» в театре Комедии им. Н. П. Акимова – это, прежде всего, история об актёрах, о взаимодействии театрального искусства и прозы жизни.
Все фотографии () Поставившая спектакль Татьяна Казакова очень бережно отнеслась к замыслу Островского, не искажая ни текста знаменитой пьесы, ни смыслов, заложенных в неё автором. Спектакль, созданный акимовцами, аутентичен веку Островского и одновременно актуален для дня сегодняшнего.

 Художник спектакля Александр Орлов подвесил к штанкетам сцены длинные объемные  колонны из зеленой ткани, то плотно смыкающиеся, то в причудливом танце «расступающиеся» в стороны. Это деревья, лес. Вместо задника - зеркальная стена. Таинственное, волшебное пространство,  то виньеточное, изящное, сияющее  роскошеством как в  поместье Гурмыжской , то опасное, трагическое, с  застывшей гладью омута , в который хочет броситься бесприданница Аксюша, эдакий «сумрачный лес», где очутился поэт, земную жизнь пройдя до половины. Все герои и героини «Леса» — пьесы, того леса, который присутствует на сцене, и метафорического леса, о котором говорит Геннадий Несчастливцев,  – блуждают по нему в поисках счастья, у каждого своего. Женщины – какого бы они ни были возраста — ищут любви, мужчины – успеха и богатства. Эти поиски происходят в  лесу человеческого бытия, который рушится и в истории продажи леса помещицей Гурмыжской купцу Восмибратову, и в историях персонажей, судьба которых меняется по ходу пьесы. Большая часть персонажей этого спектакля -  души заблудшие, потерявшиеся в «лесу жизни».

Прежде всего заблудились Счастливцев и Несчастливцев, колесящие в поисках актёрского счастья по матушке России. В статном богатыре  Геннадии Несчастливцеве не сразу можно признать известного комика Сергея Кузнецова, в последние годы специализировавшегося на гротескных комических образах жуликов и негодяев (Бургомистр в спектакле «Визит дамы», Бургомистр в спектакле «Дракон», Джон Смит из «Слишком женатого таксиста» и другие). Широкие жесты, сильный глубокий голос, длинные  волосы, страстный, пронзительный взгляд -  Кузнецов хорош в роли «русского Дон Кихота», романтически настроенного провинциального трагика, разговаривающего цитатами из пьес Шиллера. Его коллега и антипод комик Аркадий Счастливцев ( Виталий Кузьмин) – оригинальная смесь «маленького человека» Чарли Чаплина и нагловатого урки. Два бездомных актера «заблудились» в прямом смысле слова, ведь ни в Вологде, ни в Керчи, куда они собираются отправиться, актерских трупп уже нет. Обитатели же имения «Дубки», где вскоре оказываются приятели, - тоже люди заблудшие, только в переносном смысле.

Первая среди них - хозяйка богатого лесом имения Раиса Павловна Гурмыжская в исполнении Эры Зиганшиной - великолепной актрисы, которой подвластны любые жанры и любые темы, глубокий психологизм и малейшие нюансы переживаний, гротеск и пронзительный лиризм.  Жизнь как следует побила эту Гурмыжскую, бури страстей ,бывало, сбивали ее с ног, но бойцовский характер не сломали. Богатство далось ей нелегко,  но  зато  теперь она  живет в свое удовольствие, пестуя свои  человеческие слабости , и ловко поддерживая имидж высоконравственной  и добросердечной вдовы. С крепкой , моложавой на вид , но «возрастной» помещицей случилась беда, «беда от нежного сердца» – она влюбилась в молодого человека, сына подруги, которого пригласила к себе ,желая женить на своей воспитаннице Аксюше. И теперь , участок за участком, Гурмыжская продает лес – чтобы иметь возможность осыпать избранника деньгами.    Озабоченная лишь собственным благополучием, отчаянно терзаемая ревностью, она изгоняет из своей жизни по-настоящему хороших и родных людей. Негодующий против несправедливости племянник, он же актер Несчастливцев, помогает ей вернуть деньги, нагло недоданные «совершеннейшим коканцем и киргизом-кайсаком» Восмибратовым.   Молодой артист Александр Корнеев,  мастерски играющий этого  злобного, старого  хитрована - купца,  невысокого росточка, со смешно откляченным крупом,  к слову, очень точен и смешон. 

В сцене, когда Гурмыжская не может без помощи Несчастливцева закрыть свой лязгающий сейф, она выглядит, как маленькая, напуганная жизнью девочка. Не ясно, будет ли героине хорошо с недоучившимся гимназистом Булановым, который совсем ещё недавно неосторожно «уронил» свою возлюбленную. Но  сейчас Гурмыжская Зиганшиной  по-настоящему счастлива.  Она очень нежна со своим юным избранником,  до самозабвения влюблена в  него и готова пожертвовать для него  всем. А  ошарашенный свалившимся на него счастьем Буланов (Владислав Несин),  так   ему рад, так искренне  благодарен Раисочке,   так самозабвенно благоговеет перед нею, так по-детски упоенно и  восторженно начинает строить свои  наполеоновские планы, что внезапно сложившийся этот  союз не вызывает недоумения и неприятия.  В финальной сцене  выход будущих молодоженов  даже сопровождают зрительские аплодисменты, как говорилось в старинном русском театре «на костюм», такое торжествующе красное платье сочинила Гурмыжской  художник по костюмам Ирина Чередникова. Единственное, что омрачает радость  героини  – «шантаж» Несчастливцева, который при гостях пытается пробудить её совесть, чтобы заставить дать приданое Аксюше.

Бедной воспитаннице Аксюше (Дария Лятецкая) нелегко в доме Гурмыжской. Красивая, легкая, нежная, умеющая чувствовать глубоко и сильно, она неоднократно порывается убежать вглубь леса, к манящей её воде, и только надежда на  любовь Петра (Александр Матвеев), да братская поддержка Несчастливцева возвращают её обратно, к жизни. 

Нелепая ключница Улита (Елена Мелешкова),  истово и с наслаждением шпионящая за Аксюшей и Булановым, беспрестанно лебезит и угодливо целует госпоже ручки и плечики. Неприятная, злобная особа.  Но во втором действии, когда она,  тоже отчаянно влюблённая и смешно наряженная, прячет под свою широкую юбку обнаглевшего  Счастливцева – становится даже жаль эту изуродованную вечным подобострастием женщину.  

И только старый слуга Карп Савельич, великолепно сыгранный Игорем Лепихиным, гармоничен и ровен духом в тяжелой атмосфере «леса». Ни самодурские выходки зарвавшегося Буланова, ни насмешки «самого каторжного из артистов» Счастливцева не могут вывести из себя опытного лакея. Проживший долгую жизнь и повидавший всякое, Карп умеет приспособиться к любому повороту событий.

Неудачливые служители Мельпомены лишь ненадолго соприкасаются с жизнью обитателей  имения «Дубки», занятых сугубо земными интересами. Отнюдь не идеальные, неудобные, нелепые бродяги и пьяницы, они всё же принадлежат к иному миру, миру театрального искусства, который на поверку оказывается более красивым, милосердным и благородным, чем реальная жизнь. Деньги не имеют власти над трагиком Несчастливцевым, он даже не всегда помнит об их существовании. Чудом отобрав у Восмибратова тысячу рублей, он, не раздумывая, широким  актерским жестом, всё до копейки отдаёт задолжавшей ему тётке. И вскоре, не колеблясь, вручает все свои деньги на приданое Аксюше. А сам вместе со своим заклятым товарищем по судьбе Счастливцевым отправится снова бродить в поисках удачи по пыльным русским дорогам, беззаботный и нищий, как птица небесная.

Статья опубликована в журнале "Театр+", апрель 2023 (32).
Автор: Мария Кросс 


Вернуться к списку новостей

Генеральные партнеры

Информационные партнеры

Партнеры

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!