Пропуск в мир Комедии АБОНЕМЕНТЫ Касса 312-45-55

Малыш и Карлсон

Астрид Линдгрен

Инсценировка Сергея Романюка

    История всем знакома. На самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живёт самая обыкновенная семья: папа, мама и трое ребят, один из которых Малыш.
    &...

25

Май
12:00

О бедном артисте замолвите слово…


7 Июнь 2023 Пресса о нас
Премьерный «Лес» в театре Комедии им. Н. П. Акимова – это, прежде всего, история об актёрах, о взаимодействии театрального искусства и прозы жизни.
Все фотографии () Поставившая спектакль Татьяна Казакова очень бережно отнеслась к замыслу Островского, не искажая ни текста знаменитой пьесы, ни смыслов, заложенных в неё автором. Спектакль, созданный акимовцами, аутентичен веку Островского и одновременно актуален для дня сегодняшнего.

 Художник спектакля Александр Орлов подвесил к штанкетам сцены длинные объемные  колонны из зеленой ткани, то плотно смыкающиеся, то в причудливом танце «расступающиеся» в стороны. Это деревья, лес. Вместо задника - зеркальная стена. Таинственное, волшебное пространство,  то виньеточное, изящное, сияющее  роскошеством как в  поместье Гурмыжской , то опасное, трагическое, с  застывшей гладью омута , в который хочет броситься бесприданница Аксюша, эдакий «сумрачный лес», где очутился поэт, земную жизнь пройдя до половины. Все герои и героини «Леса» — пьесы, того леса, который присутствует на сцене, и метафорического леса, о котором говорит Геннадий Несчастливцев,  – блуждают по нему в поисках счастья, у каждого своего. Женщины – какого бы они ни были возраста — ищут любви, мужчины – успеха и богатства. Эти поиски происходят в  лесу человеческого бытия, который рушится и в истории продажи леса помещицей Гурмыжской купцу Восмибратову, и в историях персонажей, судьба которых меняется по ходу пьесы. Большая часть персонажей этого спектакля -  души заблудшие, потерявшиеся в «лесу жизни».

Прежде всего заблудились Счастливцев и Несчастливцев, колесящие в поисках актёрского счастья по матушке России. В статном богатыре  Геннадии Несчастливцеве не сразу можно признать известного комика Сергея Кузнецова, в последние годы специализировавшегося на гротескных комических образах жуликов и негодяев (Бургомистр в спектакле «Визит дамы», Бургомистр в спектакле «Дракон», Джон Смит из «Слишком женатого таксиста» и другие). Широкие жесты, сильный глубокий голос, длинные  волосы, страстный, пронзительный взгляд -  Кузнецов хорош в роли «русского Дон Кихота», романтически настроенного провинциального трагика, разговаривающего цитатами из пьес Шиллера. Его коллега и антипод комик Аркадий Счастливцев ( Виталий Кузьмин) – оригинальная смесь «маленького человека» Чарли Чаплина и нагловатого урки. Два бездомных актера «заблудились» в прямом смысле слова, ведь ни в Вологде, ни в Керчи, куда они собираются отправиться, актерских трупп уже нет. Обитатели же имения «Дубки», где вскоре оказываются приятели, - тоже люди заблудшие, только в переносном смысле.

Первая среди них - хозяйка богатого лесом имения Раиса Павловна Гурмыжская в исполнении Эры Зиганшиной - великолепной актрисы, которой подвластны любые жанры и любые темы, глубокий психологизм и малейшие нюансы переживаний, гротеск и пронзительный лиризм.  Жизнь как следует побила эту Гурмыжскую, бури страстей ,бывало, сбивали ее с ног, но бойцовский характер не сломали. Богатство далось ей нелегко,  но  зато  теперь она  живет в свое удовольствие, пестуя свои  человеческие слабости , и ловко поддерживая имидж высоконравственной  и добросердечной вдовы. С крепкой , моложавой на вид , но «возрастной» помещицей случилась беда, «беда от нежного сердца» – она влюбилась в молодого человека, сына подруги, которого пригласила к себе ,желая женить на своей воспитаннице Аксюше. И теперь , участок за участком, Гурмыжская продает лес – чтобы иметь возможность осыпать избранника деньгами.    Озабоченная лишь собственным благополучием, отчаянно терзаемая ревностью, она изгоняет из своей жизни по-настоящему хороших и родных людей. Негодующий против несправедливости племянник, он же актер Несчастливцев, помогает ей вернуть деньги, нагло недоданные «совершеннейшим коканцем и киргизом-кайсаком» Восмибратовым.   Молодой артист Александр Корнеев,  мастерски играющий этого  злобного, старого  хитрована - купца,  невысокого росточка, со смешно откляченным крупом,  к слову, очень точен и смешон. 

В сцене, когда Гурмыжская не может без помощи Несчастливцева закрыть свой лязгающий сейф, она выглядит, как маленькая, напуганная жизнью девочка. Не ясно, будет ли героине хорошо с недоучившимся гимназистом Булановым, который совсем ещё недавно неосторожно «уронил» свою возлюбленную. Но  сейчас Гурмыжская Зиганшиной  по-настоящему счастлива.  Она очень нежна со своим юным избранником,  до самозабвения влюблена в  него и готова пожертвовать для него  всем. А  ошарашенный свалившимся на него счастьем Буланов (Владислав Несин),  так   ему рад, так искренне  благодарен Раисочке,   так самозабвенно благоговеет перед нею, так по-детски упоенно и  восторженно начинает строить свои  наполеоновские планы, что внезапно сложившийся этот  союз не вызывает недоумения и неприятия.  В финальной сцене  выход будущих молодоженов  даже сопровождают зрительские аплодисменты, как говорилось в старинном русском театре «на костюм», такое торжествующе красное платье сочинила Гурмыжской  художник по костюмам Ирина Чередникова. Единственное, что омрачает радость  героини  – «шантаж» Несчастливцева, который при гостях пытается пробудить её совесть, чтобы заставить дать приданое Аксюше.

Бедной воспитаннице Аксюше (Дария Лятецкая) нелегко в доме Гурмыжской. Красивая, легкая, нежная, умеющая чувствовать глубоко и сильно, она неоднократно порывается убежать вглубь леса, к манящей её воде, и только надежда на  любовь Петра (Александр Матвеев), да братская поддержка Несчастливцева возвращают её обратно, к жизни. 

Нелепая ключница Улита (Елена Мелешкова),  истово и с наслаждением шпионящая за Аксюшей и Булановым, беспрестанно лебезит и угодливо целует госпоже ручки и плечики. Неприятная, злобная особа.  Но во втором действии, когда она,  тоже отчаянно влюблённая и смешно наряженная, прячет под свою широкую юбку обнаглевшего  Счастливцева – становится даже жаль эту изуродованную вечным подобострастием женщину.  

И только старый слуга Карп Савельич, великолепно сыгранный Игорем Лепихиным, гармоничен и ровен духом в тяжелой атмосфере «леса». Ни самодурские выходки зарвавшегося Буланова, ни насмешки «самого каторжного из артистов» Счастливцева не могут вывести из себя опытного лакея. Проживший долгую жизнь и повидавший всякое, Карп умеет приспособиться к любому повороту событий.

Неудачливые служители Мельпомены лишь ненадолго соприкасаются с жизнью обитателей  имения «Дубки», занятых сугубо земными интересами. Отнюдь не идеальные, неудобные, нелепые бродяги и пьяницы, они всё же принадлежат к иному миру, миру театрального искусства, который на поверку оказывается более красивым, милосердным и благородным, чем реальная жизнь. Деньги не имеют власти над трагиком Несчастливцевым, он даже не всегда помнит об их существовании. Чудом отобрав у Восмибратова тысячу рублей, он, не раздумывая, широким  актерским жестом, всё до копейки отдаёт задолжавшей ему тётке. И вскоре, не колеблясь, вручает все свои деньги на приданое Аксюше. А сам вместе со своим заклятым товарищем по судьбе Счастливцевым отправится снова бродить в поисках удачи по пыльным русским дорогам, беззаботный и нищий, как птица небесная.

Статья опубликована в журнале "Театр+", апрель 2023 (32).
Автор: Мария Кросс 


Вернуться к списку новостей

Генеральные партнеры

Информационные партнеры

Партнеры

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!