Пропуск в мир Комедии АБОНЕМЕНТЫ Касса 312-45-55

Доктор философии

Бранислав Нушич

Дом состоятельного банкира Животы – настоящий храм бизнеса. Массивные колонны, павлин в золотой клетке и диплом доктора философии на имя сына Животы – в золотой рамке под стеклом. Проблема в том, что образование и диплом получил не обая...

23

Июль
19:00

Счастье актера Несчастливцева


7 Июнь 2023 Пресса о нас
Юбилей самого известного русского драматурга Александра Островского театр Комедии им.Н.П.Акимова отметил премьерой спектакля «Лес».
Все фотографии () Каждый талантливый спектакль рождает в нашем сознании ряд параллельных образов. Главная ассоциация, которая возникает в связи со спектаклем «Лес» по пьесе А.Островского,— маятник.

На сцене театра Комедии им.Н. Акимова разворачивается действие, затягивающее в себя подобно инструменту гипнотизера. Поначалу
режиссер Татьяна Казакова запускает этот маятник неспешно. Мы достаточно подробно знакомимся с героями, выслушиваем их монологи и постигаем их внутренний мир.

Потом амплитуда движения становится сильнее, оно захватывает все новых участников, стремительно срывает покровы помыслов и тайн. И вот уже на сцене бушуют страсти, и маятник истории не просто раскачивается, он крутится, как пропеллер. А потом маятник снова замедляет свой ход… 

Маски сброшены, и жизнь приобретает новый ритм. Эта внутренняя динамика спектакля и является одной из самых отличительных его черт. Островский — это классика, и современные режиссеры, экспериментируя, порою лишь грубо калечат материал. Татьяна Казакова, напротив, относясь к тексту крайне бережно, предлагает свой, авторский, ни на что не похожий, способ погружения в него.

Начинают спектакль два актера. Трагик Геннадий Несчастливцев — заслуженный артист России Сергей Кузнецов. И комик Аркадий Счастливцев — Виталий Кузьмин. Они одинаковые?

Конечно! Они разные? Абсолютно.

С этой задачей показать людей единых в своем мироощущении, но абсолютно разных в своем поведении актеры справляются блестяще. Несчастливцев из разряда абсолютно правильных людей. Он стойко переносит все испытания, посылаемые жизнью, любит даже тех, кто явно любви недостоин. Геннадий живет высокими идеалами и верен им и на сцене, и в жизни. Счастье для него – служить сцене, служить людям.Счастливцев же — эдакий мелкий бесенок,  мошенник. Кузьмин просто смакует эту роль, делая персонаж невероятно обаятельным. Ну а что такого… занять у ключницы денег и сбежать?

Счастливцев же не виноват, это все бедность. Для Алексея Буланова (актер Владислав Несин), недоучки и красавчика, бедность — не досадное обстоятельство, а главный враг.И цель жизни — победить ее любой ценой. И Буланов радостно, без
тени сомнения, продает и тело, и душу. Раиса Гурмыжская
(народная артистка России Эра Зиганшина) готова купить себе молодого мужа, а он только того и ждет! 

А теперь вспомним Счастливцева. К его услугам влюбленная в него ключница! Странно, но этот плутишка оказывается… неспособным на подлость. Он выпьет наливочки, но не унизит женщину. Сняв парик и состроив «козью морду», он смешно напугает ее, но в разухабистом отчаянии своем не утратит благородства. А почему же эта троица так по — разному относится к бедности?

Не будем забывать, Несчастливцев и Счастливцев — актеры.
Именно в этом их упрекают, именно за это их презирают. Фарисеи
полагают, что лицедейство — грех. Но в том-то и дело, что актеры
доносят до людей истины, призывающие сохранить систему вечных ценностей. И хорошие актеры не просто несут искусство людям, они сами наполняются им, пропитываются им изнутри. 
Именно потому Несчастливцев и не копит деньги, а как только появляется лишняя копейка, начинает подкармливать собратьев по сцене.

Именно потому он отдает последнее, лишь бы его сестра Аксюша была счастлива. Что такое этот спектакль, если не гимн актерству, делающему человечество лучше!

А что же те, кто клянет актеров? Актеры надевают маски открыто, и для дела. А вот добропорядочные люди зачастую носят маски тайно. Как, например, Раиса Гурмыжская в блистательном исполнении Эры Зиганшиной!

Вот она встречает соседей-помещиков – чопорная благовоспитанная гранд-дама, оплот местной нравственности. Через минуту отвлеклась, расслабилась, «уронила» лицо — и перед нами хищная, злобная стяжательница, пекущаяся только о собственной выгоде. Вот — смиренная праведница и заботливая тетушка, а вот — умело скрывающая истинные желания и алчущая телесных удовольствий ревнивица.

Непрактичная хозяйка, обиженная девочка, умудренная опытом
женщина, томная обольстительница, циничная покупательница,
надежный друг – свои личины Гурмыжская меняет легко и уверенно, никого по-настоящему не любя и ни за кого всерьез не переживая.

Упоительно наблюдать за тем, как гениальная театральная актриса на сцене играет гениальную актрису в жизни. Как же она хороша и бесконечно эффектна эта Гурмыжская!

А на другом полюсе — бедная племянница Гурмыжской Аксюша. В исполнении Дарии Лятецкой в этом лесу человеческих страстей и неправд она, пожалуй, единственная, кто остается самой собой, кто не скрывает лица под масками, кто ни во что и ни с кем не играет. Кто умеет сильно чувствовать и жить чувствами.

Красивая, нежная, трепетная. Не женщина — «эфир», как говорили о другой героине Островского, о Ларисе из «Бесприданницы». Или как Катерина в его же «Грозе», с тем же внутреннем желанием полета. И той же готовностью  утопиться, потому что это лучше, чем подчиниться или жить вяло, тихо, не имея работы для души.

Правда, неожиданно у Аксюши возникает альтернатива – уйти из
глухомани леса вместе с актерами. Ходить по миру, служить искусству, бороться с нищетой, но доносить до людей понятие нравственности.

Прав был Несчастливцев, эта девушка стала бы отличной актрисой. Но выбрала она любовь. И сумела незадачливого возлюбленного своего, Петра (артист Александр Матвеев), поднять до высоты и красоты своих чувств. «Как же ты любишь!» — потрясенно прошепчет он. И, расправив плечи, сбросит маску боязливого купеческого сынка.

Его отец Восьмибратов (молодой артист Александр Корнеев очень смешон, но убедителен в этой возрастной роли) — маленький, кривоногий, хитроватый мужичок, скупает у Гурмыжской лесные угодья. Объегорить, подкузьмить….помните такие русские слова? Это все вот про таких.

Они тоже боятся бедности и стремятся извлечь выгоду из всего. И их дети — это капитал, в который вкладывались, и который должен хотя бы частично вернуться. С Гурмыжской они одного поля ягоды: в душе у них нет места для доброты и самопожертвования. Так что в этом лесу, лесу дремучих, глубоко укоренившихся, безнравственных принципов, разрушающих правду и чистоту, один настоящий человек, один воин – актер Несчастливцев.

Статья опубликована в онлайн-журнале "Диалог поколений" 30.05.2023
Автор: Светлана Исакова

Вернуться к списку новостей

Генеральные партнеры

Информационные партнеры

Партнеры

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!