Пропуск в мир Комедии АБОНЕМЕНТЫ Касса 312-45-55

Бешеные деньги

Александр Островский

У красавицы Лидии Чебоксаровой, привыкшей жить на широкую ногу, масса поклонников, но никто из них не готов сделать предложение придирчивой охотнице за богатым мужем, пока на горизонте не появляется скромный влюблённый провинциал Васильков. Прияте...

27

Июль
19:00

Двойная игра


20 Октябрь 2023 Пресса о нас
В репертуаре театра Комедии имени Н. П. Акимова, есть такие ее постановки, которые смотришь на одном дыхании, как будто и не прошло много лет со дня премьеры. И радуешься, что зрительный зал заполняют бесконечные толпы народа, и люди эмоционально, в едином порыве реагируют на происходящее на сцене. Один из примеров – гоголевские «Игроки».
Все фотографии ()     Шестнадцать лет назад, в далеком 2007 году Татьяна Казакова поставила эту пьесу со своими учениками. Спектакль шел в музее Достоевского, потом обосновался в театре Комедии и до сих пор там идет.

     Азартная игра картежников таит в себе неожиданные повороты. Разве мог подумать Ихарев, что в захудалой провинциальной гостинице его объегорит тройка шулеров? Его, художника и поэта карточной игры, который так мечтал «обмануть всех и не быть обманутому самому», обведут вокруг пальца, как мальчишку?! Веселая компания во главе со Степаном Ивановичем Утешительным представится ему друзьями и сообщниками по коварному ремеслу, а потом укатит в неизвестном направлении с его деньгами. Тема обмана и наживы актуальна во все времена. А если обман еще и талантлив, и принимает артистические формы, да еще сдобренные мастерством высшего класса…

     Актеры театра Комедии в образах героев Гоголя не уступают им ни в азарте, ни в таланте, ни в мастерстве. Гениальная драматургия позволяет артистам раскрыться по полной. На сцене идет захватывающая двойная игра – картежников с подставными лицами и актеров труппы Казаковой.

     Ихарев в исполнении Дениса Зайцева – холеный господинчик с бакенбардами, важной походкой и лихорадочно блестящими глазами. Он похож на фантастического гоголевского чиновника из Nского департамента, который мечтает дорваться до места в департаменте петербургском. Но у его горячечного взгляда совсем другая причина. Ихарев одержим карточной игрой. Одна мысль о том, что он способен обчистить новых знакомых, волнует его настолько, что он не может думать ни о чем, кроме карт. Вдобавок ко всему с ним всегда его заветная колода, которую он лелеет и называет человеческим именем Аделаида Ивановна. Впрочем, герой Зайцева всячески пытается скрывать свою пылкую натуру. Он придерживается золотого правила: во время игры надо обязательно сохранять хладнокровие – только тогда со своим увлекшимся партнером можно делать что угодно. Кажется, это правило из игры он перенес в жизнь. Можно подумать, что это очень серьезный господин, если бы не возбужденные глаза, которых не скроешь даже очками! 

     Полная противоположность Ихарева – Степан Иванович Утешительный (Александр Матвеев). Обманывая других, он хочет произвести впечатление открытого человека и пускает в ход свое обаяние. И делает он это мастерски, так что и не заподозришь ничего странного. Участливый взгляд, видимость заботливости и внимания к людям Степан Иванович создает на самом тонком уровне. Изящное движение – нет, не поклон, это было бы слишком, – просто такое движение, как будто он тянется к собеседнику, чуть-чуть, слегка, без какого бы то ни было нажима. Улыбка – абсолютно естественная, очаровательная и действительно располагающая к себе. Порой даже хочется поверить герою Матвеева. Можно понять Ихарева, который купился на его мнимую доброжелательность. Веришь и в то, что Утешительный мог ввести в заблуждение мошенника такого высокого класса, как Ихарев.

     Не раскрывают свои карты и дружки – шустрый Пётр Петрович Швохнев, с готовностью поддерживающий светскую беседу (Платон Побегайло), и неторопливый, но деловитый полковник Кругель с трубкой во рту (Михаил Сливников).

     Александр Корнеев играет в спектакле целых три роли: трактирного слугу Алексея и двух подставных лиц, которых наняла троица картежников, чтобы обмануть Ихарева. Корнеев умеет перевоплощаться до неузнаваемости, поэтому Казакова иногда дает ему в своих постановках больше одной роли. Подставных – помещика Глова и чиновника Замухрышкина – актер играет гротескно и смачно. Корнеев, которому еще нет и сорока лет, виртуозно изображает дряхлого старика Глова, задыхающегося от кашля и с трудом передвигающего ноги. Но самая лучшая его роль в «Игроках» – это Псой Стахич Замухрышкин. Изворотливый чиновник бросает опасливые взгляды на картежников и для храбрости быстро заглатывает содержимое протянутой ему рюмки. Замухрышкин – плоть от плоти персонаж комедии масок. Когда видишь Корнеева в этой роли, невольно вспоминаешь Аркадия Райкина. А если знаешь, что это один и тот же актер, начинаешь фантазировать: а вдруг Глов и Замухрышкин – это один и тот же персонаж, который выдает себя за разных людей?

     Хочется сказать о художнике Стефании Граурогкайте, оформившей спектакль. На черном ночном фоне сюртуки картежников разных цветов – красный, зеленый, коричневый с малиновым оттенком – выглядят очень экспрессивно. Это впечатление усиливает пластика артистов. Создавая костюмы к «Игрокам», художница великолепно передала стиль эпохи. При всем минимализме декорации предметы, задействованные в спектакле, тоже выразительны. Например, мутное зеркало в захолустной гостинице, в которое смотрится Ихарев. Или карты, с которыми актеры время от времени по ходу действия показывают фокусы, подчеркивая игровую природу происходящего.

     Конечно, Ихарев и его мнимые товарищи – люди одной породы. Все они жулики, каждый из них мечтает обобрать другого. Но если веселая троица в конце концов преспокойненько исчезнет, то Ихарева, когда он поймет, что произошло, накроет беспросветное отчаяние. Всё полетело к чертям – и обчистили, и надули, и дружба оказалась липовой. В финале спектакля бедняга издаст пронзительный крик, полный ужаса и тоски. В пылу увлечения своим любимым занятием он поверил мошенникам, которые казались такими приветливыми, почтительными…

     После аплодисментов и поклонов зрители выходят из зала благодарными. Это чувство они испытывают к артистам, которые притворились другими людьми. Ведь это совсем другой обман – сценический. Тот самый, о котором актеры говорили очарованному зрителю в песне Юлия Кима: «Приходи – мы еще раз обманем. Ты умеешь поверить в обман!..»

ЖУРНАЛ «ТЕАТР+», октябрь 2023
Автор: Татьяна Назарова 

Вернуться к списку новостей

Генеральные партнеры

Информационные партнеры

Партнеры

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!