Пропуск в мир Комедии АБОНЕМЕНТЫ Касса 312-45-55

Бешеные деньги

Александр Островский

У красавицы Лидии Чебоксаровой, привыкшей жить на широкую ногу, масса поклонников, но никто из них не готов сделать предложение придирчивой охотнице за богатым мужем, пока на горизонте не появляется скромный влюблённый провинциал Васильков. Прияте...

27

Июль
19:00

Между прошлым и будущим


7 Март 2024 Пресса о нас
Родителям и детям часто сложно понять друг друга – их разделяет время. Но со временем люди способны меняться, а, значит, что-то переосмыслить, простить, принять. Современным зрителям непросто понять уклад жизни героев пьесы, написанной Алексеем Казанцевым в 1976 году, но, по сути, люди во все времена одинаковы: заблуждаются, боятся, любят…
Все фотографии () «Я заканчиваю школу и живу с родителями в старом доме. В каждой комнате по семье, сегодня многие не знают, как это: одна ванная, один туалет, одна кухня на всех…» – звучит в начале спектакля «за кадром» голос главного героя Олега Крылова. Эта режиссерская вставка не только ликбез для молодого зрителя, но и первый нарочный акцент на времени, разделяющем героев и зал, говорящий – вы, вроде, такие разные, но увидите, как близко вам будет происходящее. Деликатно трубит вальс в исполнении духового оркестра, напоминающий городскую ауру середины прошлого века. На черном фоне задника постепенно высвечиваются окна с белоснежными занавесками (на тросах подвешены мультимедийные панели), внутри окон сначала чернота – старый дом как бы проступает из небытия, а под колосниками появляется и будет нависать все действие легкая дымка: все это только воспоминания Олега. Мимолетная на фоне вечности, но и повторяющаяся веками история.
Главные герои Олег Крылов (Александр Матвеев) и Саша Глебова (Дария Лятецкая) – этакие Ромео и Джульетта советских семидесятых их семьи питают друг к другу враждебность на почве социального различия. Семья Саши неблагополучная (пьющий отец, покорная мать), а семья Олега, по пренебрежительному определению Сашиного отца, «в интеллигентов играют». Крыловы на самом деле люди «цивилизованного уровня»: отец, Павел Иванович (Андрей Толшин), собирается на работу в костюме, мельком бросая «в институт просили заехать»; Олег оканчивает школу с медалью; в комнате изящная мебель белого цвета (в комнате Саши грубая некрашеная). Однако игра в исключительность близка тут только матери Олега, Таисии Петровне. Наталья Ткаченко в своей героине  уверенно и изящно очерчивает тот самый невротичный тип женщины-матери, которая, превознося себя до небес  и придушивая близких агрессивной заботой, лучше  всех знает, как надо жить. Пышная прическа, гламурный шелковый халат либо строгая синяя юбка с причудливо цветастой блузкой, беспокойно-требовательная манера общения. Кружит, как хлопотунья - муха; иногда плачет, нарочито трагически припадая на спинку стула; провожая у дверей, наставляет даже мужа осторожней переходить улицу.   Доминанта существования Андрея Павловича у Толшина – терпеливая отстраненность и очевидное желание поскорее уйти, причем умелая  и тонкая  игра артиста   сразу рождает подозрение, что есть другая женщина (потом выясняется, что вообще другая семья). Таисия Петровна, как сейчас говорят, скрытый абьюзер.

В семье Саши абьюзер явный – ее отец, Максим Ферапонтович. Мужчины-тираны бывают по-настоящему страшны, но, учитывая парадигму Театра комедии, очевидного «зверя» здесь не делали: герой Сергея Кузнецова удивительно искусно беззлобен при всем его постоянном и оголтелом нападении на членов семьи, в особенности на жену Зинаиду Семеновну (Ирина Цветкова). Надо бы негодовать на его поведение, но в зале стоит смех. И дело не в том, что люди не сочувствуют героине Цветковой, просто Кузнецов – прекрасный комедийный актер, его герой активно театрален и, кажется, сам больше играет в тирана, нежели им является. С Цветковой их тандем по сути клоунский, в некотором роде Арлекин и Пьеро: один подтрунивает, наседает, другой терпит. Дуэт логично развивается по той же модели во втором действии, только время меняет их ролями: отец, поверженный инсультом, лежит в постели (стоит ли говорить, что в болезни он тоже смешон?), а его освободившаяся от гнета жена, вычурно разодетая в яркие цвета, цинично отплясывает на его глазах «танец свободы и счастья» под песню «Каникулы любви» японских близняшек Ито. И также закономерно, когда Максима Ферапонтовича не станет, Зинаида Семеновна будет стенать и плакать: «Голубчик ты мой, болезный ты мой»… Два трагикомических старика, которые враждуют и любят одновременно.
Частые закадровые комментарии повзрослевшего Олега – смыслообразующая режиссерская канва спектакля о такой порой странной, трудной, но в, то, же время самой обычной жизни: «Два мира есть у человека: / Один, который нас творил, / Другой, который век от века / Творим мы сами в меру сил…» – звучат строки стихотворения Николая Заболоцкого. Олег и Саша творят в меру своих сил вопреки семейной и коммунальной данности (но и она сыграет свою роль). Отстаивают самостоятельную жизнь и любовь, встречаясь украдкой на чердаке старого дома: в лучах летнего света, пробивающегося сквозь чердачные окна, они наслаждаются близостью, пониманием с полуслова, делятся мечтами и строят совместные планы.

Собранные в два хвостика светлые волосы с безмятежно выбившимися прядками, короткое ситцевое платье в мелкий цветочек… Лирическая по своей актерской природе, женственная Дария Лятецкая прекрасно попадает в образ романтичной семнадцатилетней девушки: ей идет распахнутый взгляд, робкая улыбка, игривый поворот головы,  порывистость, подростковой неловкость движений. Разочаровать такую, причинить боль, сразу понятно, несложно, что и происходит по сюжету: первая же сплетня, что Олег изменил с соседкой Юлией Михайловной (Алиса Кондратьева), наносит героине сокрушительную травму, что разведет влюбленных на целых двенадцать лет. Хотя интерес Олега к соседке – это лишь влияние того самого мира, «который нас творил»: впитанное с молоком матери (никуда не денешься!) стремление «играть в интеллигенцию». Интеллектуалка Юлия Михайловна действительно из старинной семьи интеллигентов, в ее комнате большая библиотека, она играет на фортепиано, пишет книгу и красиво говорит о жизни. На ней элегантное алое платье, туфли-лодочки на каблуках, в ушах крупные серьги. Все это завораживает юношу, а в силу возраста он еще не различает настоящую любовь и восторженный интерес, поэтому пылко кидается на колени, признаваясь в любви…
Главного подстрекателя раздора, пожилого соседа Петра Кузьмича Разяева, идейного соглядатая и борца за нравственность Юрий Лазарев сделал узнаваемо наглядным: в нем отчетливо просвечивает кондовый партийный функционер в худшем смысле. Разяев врет, что видел поцелуй Юлии и Олега, сам того не понимая – картины вездесущей безнравственности живут лишь в его искаженной реальности.

Стекла в окнах разбиты, когда Саша уходит из дома… Режиссер Татьяна Казакова, художник-постановщик Александр Орлов и художник по видео Максим Юрак  из окон старого дома сотворили впечатляющий образ слияния природы, чувств, событий: в них космос или голубое небо с облаками, вдруг глубокая матовая зелень или неоновая синева, идет снег и тут же сияет опасное раскаленное желтое зарево… Дом, как единое целое с жителями, как живой объект во вселенной, как воспоминание и бытиё.
Время, время… Олег возвращается в город через двенадцать лет после расставания с Сашей. Многое меняется, и даже пространство совершает переворот – зрители видят теперь дом снаружи, на сцене огромное дерево, ветви которого раньше были только чуть видны сквозь окна, а теперь, наоборот, комнаты проглядывают из-за дерева. «Переворачивает» и героев. Отец Олега уходит из семьи, Таисия Петровна живет с новым мужем; Саша становится знаменитой актрисой, Разяев встречается с молодой женщиной и уходит от «дел»… Герои по-новому строят жизнь, любовь и ищут прощения за свои прежние поступки. И не в том суть, будут ли Олег и Саша снова вместе, финал открытый. А в том, что все движется, меняется. Никто не может знать, что будет.
В финале окна раскрыты настежь, ветер развевает занавески. Слышен голос Олега: «Жизнь проходит в нашем отсутствии: мы всегда находимся между воспоминанием и надеждой». Из черноты окон ветер как бы врывается на сцену и в зал, объединяя героев и зрителей.
Янина Зарицына
https://kstolica.ru/publ/sobytija/post_factum/mezhdu_proshlym_i_budushhim_v_teatre_komedii_imeni_n_p...



Вернуться к списку новостей

Генеральные партнеры

Информационные партнеры

Партнеры

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!