Карта привилегий Абонементы Касса 312-45-55

Хитрая вдова

Карло Гольдони

    « Встретились однажды надменный англичанин, изящный француз, воинственный испанец и незаметный итальянец…» И местом их встречи стал венецианский карнавал, после одной из бурных ночей которого у красивой предприим...

    21

    Декабрь
    19:00
    Plane GIF

    Легко ли любить молодым?


    5 Март 2024 Пресса о нас
    Недавно в театре Комедии им. Н.П. Акимова прошла премьера спектакля «Старый дом», поставленного его художественным руководителем Татьяной Казаковой по одноименной комедии Алексея Казанцева. У пьесы вообще счастливая судьба.
    Все фотографии () Ее много и охотно ставили сразу после написания, в конце 70-х, не забывали и потом – в советские и уже не советские годы. Писательский талант, умение причудливо сочетать тонкость психологизма и достоверность бытописания с мелодраматической сентиментальностью и водевильной легкостью помогли Казанцеву, достоверно и точно изображая эпоху, выйти за ее временные границы. И хотя премьерный спектакль театра Комедии имени Н.П. Акимова и начинается словами повзрослевшего главного героя «Тысяча девятьсот шестьдесят восьмой год. Я заканчиваю школу…», его авторы вовсе не настаивают на исторической точности и конкретности своего повествования.

    На огромном, вытянутом по вертикали заднике сцены Театра Комедии - большие светящиеся «московские окна» (художник-постановщик Александр Орлов) и видеографика Максима Юрака. Порой зрители видят их со стороны улицы, когда они освещают темноту двора, а порой - из комнат, когда за окнами шевелятся от ветра кусты сирени или струятся холодные капли дождя. Здесь старый дом – не просто обветшавший особняк в центре Москвы, разделенный на коммуналки. В спектакле он именно Дом, в котором живут такие разные люди, такие разные семьи.

    Юным обитателям дома, старшеклассникам Олегу Крылову (Александр Матвеев) и Саше Глебовой (Дария Лятецкая) посчастливилось (или не посчастливилось) влюбиться друг в друга в возрасте, когда любить еще не полагается. Они учатся в одной школе и тайно встречаются на чердаке. Строят совместные планы, мечтают поступить в вузы и родить детей. Их чувства нежны и трепетны. Чисто внешне они вполне напоминают современных молодых людей: костюм Олега – джинсы и рубашка, у героини Дарии Лятецкой – скромное светлое платье с надетой поверх кофточкой (создатель костюмов – Ирина Чередникова).

    Но если Саша – человек сильный, «правильная» школьница- отличница, волевая, решительная и прямая, которую уважает даже отец – тиран, то с Олегом все не так просто. Добрый и порывистый, нетерпеливый и страстный, он искренне любит Сашу, но по-мужски его тянет и к одинокой соседке Юлии Михайловне – интеллигентной, красивой, умной. Актриса Алиса Кондратьева убедительна и точна в изображении красавицы-интеллектуалки – прямая осанка, стильная прическа, разговоры о высоком, стеллаж, полный книг, игра на фортепьяно.

    Трогательная полудетская любовь главных героев, которая могла бы сделать их счастливыми на всю жизнь, искалечена грубым вмешательством нечутких и не очень умных родителей и соседей по квартире. Несчастные из-за отсутствия любви сами, они сделали такими же и детей.

    Интеллигентные и благополучные родители Олега на поверку оказываются равнодушными и эгоистичными, каждый из них живет своей жизнью. Отец Павел Иванович (Андрей Толшин) находится во «внутренней эмиграции», большую часть времени проводя на работе. Его нервная и истеричная супруга Таисия Петровна (Наталья Ткаченко) озабочена лишь вопросами соблюдения приличий.
     -
    Семья Саши еще более неблагополучная. Глава семьи – неудачливый блюститель порядка, пьяница и тиран Максим Ферапонтович. Благодаря сильной актерской энергетике исполнителя этой роли Сергея Кузнецова, этот образ – одна из главных доминант спектакля. Как к лицу ему сине-красная форма охранника с лихо заломленной фуражкой. Максим Ферапонтович Сергея Кузнецова, кажется, занимает все пространство сцены, не оставляя места для жизни не только детям Саше и Вите, но и жене Зинаиде Семёновне, которую он беспрерывно шпыняет. Ирина Цветкова, играющая Зинаиду, выглядит старше своего супруга, что вполне объяснимо ее адской жизнью. Беззащитная и излишне доверчивая, она не смеет подняться со стула в углу, куда ее «ссылает» распоясавшийся муж. Но, живя не разумом, а чувствами, опасливо, но твердо, она мгновенно встает на защиту дочери, чтобы в меру своих слабых сил защитить ее от «обидчика». Желание свободы, стремление сбросить оковы обретает форму веселого безудержного танца во втором акте, когда Максим Ферапонтович лежит обездвиженный, умирая от алкоголизма. Но, закончится веселая музыка, и она все же подойдет к постели мужа, заботливо подоткнет одеяло, что-то нежное и ласковое прошепчет ему тихо – родной все-таки человек.

    Родители Саши и местный «блюститель нравственности» Пётр Кузьмич Рязаев (Юрий Лазарев), устроивший слежку за молодой парой – носители деревенского менталитета, который предполагает, что всем есть дело до всех, а воспитание «оступившихся» необходимо совершать на глазах у всего общества. Наглый и напористый Рязаев, оголтелый общественник и самодовольный всезнайка, искренне уверен том, что его миссия заключается в наставлении на путь истинный молодежи. Звездный час Петра наступает, когда он, сначала выведя на «чистую воду» проведших ночь Олега с Юлией Михайловной, врывается вместе со всеми жильцами на чердак к молодым влюбленным. Этот момент роли мастер мощных, ярких актерских красок Юрий Лазарев проживает с удивительной подробностью и точностью. Упоение собственной значимостью и радость победы превращает обычного негодяя в гения злодейства.
     -
    Но через двенадцать лет, когда веселый и нарядный Рязаев, сам заведший интрижку на стороне, вновь встретит вернувшегося в родной дом Олега, окажется, что совесть его все-таки неспокойна, и ему захочется прощения. Пожалуй, каждый, кто был причастен тогда к уничтожению любви, будет помнить об этом и чувствовать себя виноватым.

    Мать Олега, вот чья душа по-настоящему болит из-за разрыва. Но ей не удается «переиграть» прошлое, тем более, что большая часть ее заботы и нежности предназначены теперь новому мужу Николаю Ивановичу – нелепому человечку в застегнутом на все пуговицы костюме (Павел Исайкин).

    Конечно, в «старом доме» Олег встречает Сашу, которую продолжает любить. Но восстановить былые отношения не удается. Повзрослевшая, ставшая известной актрисой и невозможной красавицей, девушка, похожа на гордую, но опустившую крылья птицу. Конечно, она хранит в памяти свое светлое юношеское чувство. Нет-нет да и прорвется в ней прежняя девичья трепетность и порывистость, но жизнь сделала ее сильной и уверенной в себе, очень мудрой и даже немного циничной.

    Время прошло, былые обидчики юных влюбленных постарели и «сходят со сцены». Но это не приносит легкого счастья Олегу и Саше, которых тоже уже изрядно потрепала жизнь. Грубые ошибки взрослых когда-то сильно их ранили. Найдут ли герои силы достойно жить дальше? Открытый финал спектакля позволяет надеяться на лучшее.

    Мария Кросс 
    https://spbcult.ru/articles/reportazhi-i-retsenzii/legko-li-lyubit-molodym/

    Вернуться к списку новостей

    Генеральные партнеры

    Информационные партнеры

    Партнеры

    Решаем вместе
    Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!