Карта привилегий Новогодние праздники Касса 312-45-55

Дракон

Евгений Шварц

400 лет правит городом хитрый и могущественный Дракон. Что ни год Дракон требует новую жертву, выбирая себе в невесты прекраснейшую из девушек города. Но вот однажды в город приходит странствующий рыцарь Ланцелот — усталый рыцарь без кольчуги и меча,...

21

Ноябрь
19:00
Plane GIF

ЗОЛОТОЙ СОФИТ. ИСТОРИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ


11 Ноябрь 2024 Пресса о нас
Высшая театральная премия «Золотой софит» в тридцатый раз соберет театральный бомонд на торжественную церемонию. Будучи неотъемлемой частью культурной жизни Петербурга, эта церемония подведет итоги прошедшего театрального сезона. Источник: theaterplus.ru
Все фотографии ()   – Юбилейный «Золотой Софит» лично для меня очень важное и дорогое событие. Смотрю на статуэтку и вспоминаю, как рождалась сама идея объединить театральное сообщество, – рассказывает Алексей Фрадин, директор премии. – Девяностые, на кухне у Виктора Абрамовича и Ларисы Романовны Новиковых мой папа Евгений Леонидович Фрадин поделился с ними задумкой. А когда историю одобрил и активно поддержал Кирилл Юрьевич Лавров, «Золотой Софит» обрел конкретные очертания: какими будут экспертные советы, номинации, призы. А потом «Золотой Софит» прошел все стадии становления – от неприятия и обвинения критиками до признания у профессионалов и зрителей. 
  
Я еще помню времена, когда номинанты приходили в джинсах, чтобы подчеркнуть свое прохладное отношение к премии. А теперь накануне церемонии в Союзе театральных деятелей и у меня телефон разрывается – столько желающих стать частью этого действа, – улыбается собеседник. Премия стала высшей не только по наименованию, но и по сути. 
  
Я счастлив, что на мне лежит только организационная часть, я не участвую в работе номинационного совета. С каждым годом экспертам всё сложнее: столько премьер, столько интересных актерских, режиссерских работ заявляется каждый сезон, столько новых имен и художественных открытий. И пусть до сих пор бывают желающие покритиковать выбор победителей, могу смело утверждать: каждый лауреат – это имя. Приведу только один пример из жизни нашего Театра Комедии им. Н.П. Акимова. В 2020 году премии за лучшую женскую роль была удостоена заслуженная артистка России Ирина Цветкова. Она сыграла бабушку в постановке Татьяны Казаковой «Как живется-можется». Это аншлаговый спектакль: чтобы хорошо сидеть в зале, билет надо покупать сильно заранее. До сих пор не понимаю, как Ирина Юрьевна это делает, но зрители попадают под магическое действие ее таланта и уходят околдованные ее блестящей игрой.
  
Я мечтаю, чтобы появилась номинация, в которой голосуют сами зрители. Механизм можно продумать, например, театры предоставляют отчетность в Комитет по культуре. Голосование рублем за тот или иной театр, спектакль, актера может стать мощным аргументом, и никакие критики не смогут повлиять на результат – на мнение зрителей. 
  
– Алексей, нападки критиков, наверное, ранили Евгения Леонидовича? 
  
– Конечно, папа близко к сердцу принимал всё, что было связано с «Золотым Софитом». Мне было больно смотреть на это, после первой церемонии я его спросил: «Пап, зачем тебе это надо? У тебя есть другие успешные проекты!» Сейчас мои дети задают тот же вопрос, не понимая, зачем тратить столько времени, сил, искать спонсоров. Отвечаю словами отца, что это история не про доход и бизнес, а про призвание и признание. Всем талантливым творческим людям нужна минута славы. В искреннем стремлении поддержать артистов, режиссеров, театры папа был настолько увлечен, что остановить его уже было нельзя! 
  
Евгений Леонидович Фрадин ушел очень рано, в пятьдесят лет. Это был трагический момент не только для семьи, но и для премии: «Золотой Софит» мог погаснуть. Время было такое, что рождались и умирали премии, театры. Поддержали и убедили продолжить дело отца все те же удивительные личности, которые стояли у истоков. 
  
Ларису Романовну Новикову я называю своей второй мамой, она смогла найти мудрые слова, поддержать и убедить. Целый год для меня были открыты двери Кирилла Юрьевича Лаврова для обсуждения вопросов премии. Он даже позволял мне спорить. Тогда я до конца не осознавал, а сейчас с гордостью могу сказать, что общался с великим человеком. Потом и его не стало, я до сих пор помню ту церемонию, когда за кулисами «Золотого Софита» мы стояли с Андреем Юрьевичем Толубеевым, сердце сжималось от кадров хроники и траурного портрета. А тут еще до мурашек пробрал шепот Андрея Юрьевича, уже знавшего о своей болезни: «Леша, дай бог, чтобы в следующем году ты меня так не вспоминал». Ровно через год на экране была фотография Андрея Юрьевича. В память об этих людях я не могу бросить премию. Не могу предать доверие тех, кто сейчас посвящает ей свое время, вкладывает душу. Они не могли и не могут по-другому. 
  
«Золотой Софит» стал важнейшим событием не только для государственных театров. Настоящим прорывом и новым этапом стало номинирование негосударственных театров. Санкт-Петербург является уникальным субъектом, где на правительственном уровне идет поддержка, субсидирование негосударственных площадок, где рождается качественный театральный продукт. «Золотой Софит» высветил для экспертной и широкой зрительской аудитории творческие достижения коллективов в различных жанрах: драматических, кукольных, музыкальных. В позитивных изменениях театрального ландшафта Северной столицы большая заслуга сообщества, объединенного вокруг высшей театральной премии. 
  
– У вас есть любимая номинация? 
  
– Никогда не задумывался. Для меня важно, чтобы все прошло на достойном уровне в день церемонии награждения. Я на правах зрителя радуюсь за всех победителей. Но, пожалуй, с особым трепетом и пиететом жду выхода на сцену обладателей премии «За выдающийся вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга». Это всегда легендарные личности. 
  
– В прошлом году премии был удостоен народный артист России Валерий Никитенко, который работает в Театре Комедии с акимовских времен. У вас как у директора не возникает желания продвинуть родную труппу через экспертные советы? 
  
– Соблазна нет и никогда не было. Максимум, что я могу сделать, это помочь в организации просмотров для членов экспертных советов. Моя задача как директора состоит в том, чтобы театр имел возможность выпускать интересные премьеры, чтобы современный требовательный зритель стремился попасть к нам. Отдельная гордость – детские спектакли. «Золушка» по легендарной киноленте, эскизы костюмов к которой создавал Николай Павлович Акимов, «Малыш и Карлсон», «Волшебник Изумрудного города» идут с неизменными аншлагами. Дети, привыкшие к диснеевским историям, смотрят наши постановки как совершенно новый продукт, а родители – с очень доброй ностальгией.
  
Этот сезон для нас особенный, театру исполняется 95 лет. Мы уже монтируем выставку в фойе театра, для которой провели сложную реставрацию костюмов знакового спектакля «Тень». У нас амбициозная задумка поставить новую «Тень», которая станет ярким событием уже в современных реалиях. Вообще много задумок и планов. 
  
– Завершая разговор в канун XXX Высшей театральной премии «Золотой Софит», позвольте спросить: как думаете, что бы сегодня сказал вам отец? 
  
– Надеюсь, он бы сказал, что гордится мной. И точно бы напутствовал, мудро и спокойно, как только он умел: «Ничего не бойся, всё получится!» 

Статья доступна по ссылке:
https://theaterplus.ru/article_singl.php?i=685

Вернуться к списку новостей

Генеральные партнеры

Информационные партнеры

Партнеры

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!