Карта привилегий Новогодние праздники Касса 312-45-55

Бешеные деньги

Александр Островский

У красавицы Лидии Чебоксаровой, привыкшей жить на широкую ногу, масса поклонников, но никто из них не готов сделать предложение придирчивой охотнице за богатым мужем, пока на горизонте не появляется скромный влюблённый провинциал Васильков. Прияте...

6

Декабрь
19:00
Plane GIF

ЗОЛОТОЙ СОФИТ. ИСТОРИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ


11 Ноябрь 2024 Пресса о нас
Высшая театральная премия «Золотой софит» в тридцатый раз соберет театральный бомонд на торжественную церемонию. Будучи неотъемлемой частью культурной жизни Петербурга, эта церемония подведет итоги прошедшего театрального сезона. Источник: theaterplus.ru
Все фотографии ()   – Юбилейный «Золотой Софит» лично для меня очень важное и дорогое событие. Смотрю на статуэтку и вспоминаю, как рождалась сама идея объединить театральное сообщество, – рассказывает Алексей Фрадин, директор премии. – Девяностые, на кухне у Виктора Абрамовича и Ларисы Романовны Новиковых мой папа Евгений Леонидович Фрадин поделился с ними задумкой. А когда историю одобрил и активно поддержал Кирилл Юрьевич Лавров, «Золотой Софит» обрел конкретные очертания: какими будут экспертные советы, номинации, призы. А потом «Золотой Софит» прошел все стадии становления – от неприятия и обвинения критиками до признания у профессионалов и зрителей. 
  
Я еще помню времена, когда номинанты приходили в джинсах, чтобы подчеркнуть свое прохладное отношение к премии. А теперь накануне церемонии в Союзе театральных деятелей и у меня телефон разрывается – столько желающих стать частью этого действа, – улыбается собеседник. Премия стала высшей не только по наименованию, но и по сути. 
  
Я счастлив, что на мне лежит только организационная часть, я не участвую в работе номинационного совета. С каждым годом экспертам всё сложнее: столько премьер, столько интересных актерских, режиссерских работ заявляется каждый сезон, столько новых имен и художественных открытий. И пусть до сих пор бывают желающие покритиковать выбор победителей, могу смело утверждать: каждый лауреат – это имя. Приведу только один пример из жизни нашего Театра Комедии им. Н.П. Акимова. В 2020 году премии за лучшую женскую роль была удостоена заслуженная артистка России Ирина Цветкова. Она сыграла бабушку в постановке Татьяны Казаковой «Как живется-можется». Это аншлаговый спектакль: чтобы хорошо сидеть в зале, билет надо покупать сильно заранее. До сих пор не понимаю, как Ирина Юрьевна это делает, но зрители попадают под магическое действие ее таланта и уходят околдованные ее блестящей игрой.
  
Я мечтаю, чтобы появилась номинация, в которой голосуют сами зрители. Механизм можно продумать, например, театры предоставляют отчетность в Комитет по культуре. Голосование рублем за тот или иной театр, спектакль, актера может стать мощным аргументом, и никакие критики не смогут повлиять на результат – на мнение зрителей. 
  
– Алексей, нападки критиков, наверное, ранили Евгения Леонидовича? 
  
– Конечно, папа близко к сердцу принимал всё, что было связано с «Золотым Софитом». Мне было больно смотреть на это, после первой церемонии я его спросил: «Пап, зачем тебе это надо? У тебя есть другие успешные проекты!» Сейчас мои дети задают тот же вопрос, не понимая, зачем тратить столько времени, сил, искать спонсоров. Отвечаю словами отца, что это история не про доход и бизнес, а про призвание и признание. Всем талантливым творческим людям нужна минута славы. В искреннем стремлении поддержать артистов, режиссеров, театры папа был настолько увлечен, что остановить его уже было нельзя! 
  
Евгений Леонидович Фрадин ушел очень рано, в пятьдесят лет. Это был трагический момент не только для семьи, но и для премии: «Золотой Софит» мог погаснуть. Время было такое, что рождались и умирали премии, театры. Поддержали и убедили продолжить дело отца все те же удивительные личности, которые стояли у истоков. 
  
Ларису Романовну Новикову я называю своей второй мамой, она смогла найти мудрые слова, поддержать и убедить. Целый год для меня были открыты двери Кирилла Юрьевича Лаврова для обсуждения вопросов премии. Он даже позволял мне спорить. Тогда я до конца не осознавал, а сейчас с гордостью могу сказать, что общался с великим человеком. Потом и его не стало, я до сих пор помню ту церемонию, когда за кулисами «Золотого Софита» мы стояли с Андреем Юрьевичем Толубеевым, сердце сжималось от кадров хроники и траурного портрета. А тут еще до мурашек пробрал шепот Андрея Юрьевича, уже знавшего о своей болезни: «Леша, дай бог, чтобы в следующем году ты меня так не вспоминал». Ровно через год на экране была фотография Андрея Юрьевича. В память об этих людях я не могу бросить премию. Не могу предать доверие тех, кто сейчас посвящает ей свое время, вкладывает душу. Они не могли и не могут по-другому. 
  
«Золотой Софит» стал важнейшим событием не только для государственных театров. Настоящим прорывом и новым этапом стало номинирование негосударственных театров. Санкт-Петербург является уникальным субъектом, где на правительственном уровне идет поддержка, субсидирование негосударственных площадок, где рождается качественный театральный продукт. «Золотой Софит» высветил для экспертной и широкой зрительской аудитории творческие достижения коллективов в различных жанрах: драматических, кукольных, музыкальных. В позитивных изменениях театрального ландшафта Северной столицы большая заслуга сообщества, объединенного вокруг высшей театральной премии. 
  
– У вас есть любимая номинация? 
  
– Никогда не задумывался. Для меня важно, чтобы все прошло на достойном уровне в день церемонии награждения. Я на правах зрителя радуюсь за всех победителей. Но, пожалуй, с особым трепетом и пиететом жду выхода на сцену обладателей премии «За выдающийся вклад в театральную культуру Санкт-Петербурга». Это всегда легендарные личности. 
  
– В прошлом году премии был удостоен народный артист России Валерий Никитенко, который работает в Театре Комедии с акимовских времен. У вас как у директора не возникает желания продвинуть родную труппу через экспертные советы? 
  
– Соблазна нет и никогда не было. Максимум, что я могу сделать, это помочь в организации просмотров для членов экспертных советов. Моя задача как директора состоит в том, чтобы театр имел возможность выпускать интересные премьеры, чтобы современный требовательный зритель стремился попасть к нам. Отдельная гордость – детские спектакли. «Золушка» по легендарной киноленте, эскизы костюмов к которой создавал Николай Павлович Акимов, «Малыш и Карлсон», «Волшебник Изумрудного города» идут с неизменными аншлагами. Дети, привыкшие к диснеевским историям, смотрят наши постановки как совершенно новый продукт, а родители – с очень доброй ностальгией.
  
Этот сезон для нас особенный, театру исполняется 95 лет. Мы уже монтируем выставку в фойе театра, для которой провели сложную реставрацию костюмов знакового спектакля «Тень». У нас амбициозная задумка поставить новую «Тень», которая станет ярким событием уже в современных реалиях. Вообще много задумок и планов. 
  
– Завершая разговор в канун XXX Высшей театральной премии «Золотой Софит», позвольте спросить: как думаете, что бы сегодня сказал вам отец? 
  
– Надеюсь, он бы сказал, что гордится мной. И точно бы напутствовал, мудро и спокойно, как только он умел: «Ничего не бойся, всё получится!» 

Статья доступна по ссылке:
https://theaterplus.ru/article_singl.php?i=685

Вернуться к списку новостей

Генеральные партнеры

Информационные партнеры

Партнеры

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!