«Ты, я и правда»: теннис на петербургской сцене

Все фотографии ()
«Ложь является пороком только тогда, когда служит злу. Но она является величайшей добродетелью, когда служит добру. Так будьте же добродетельны. Нужно лгать как чёрт, не робко, не время от времени, а дерзко и постоянно. Лгите, друзья мои, лгите, и я сам вам солгу при первой же возможности». Вольтер
Если бы эпиграф, которым претворяет пьесу «Правда» ее автор Флориан Зеллер прозвучал в прологе спектакля, вероятно, публика, купившая билеты на «Ты, я и правда» в Театре комедии им. Н.П. Акимова, оказалась бы более подготовлена к самому зрелищу. Вольтеровская сентенция о лжи – основа, на которой драматург выстраивает действие пьесы, предлагая зрителю решить, на чьей стороне правда.
Однако режиссёр Андрей Сидельников вместе с проверенной временем творческой командой предлагает свой концепт: спектакль начинается с пролога – на сцене идёт игра в большой теннис. Концепция режиссера отражена в сценографии (Николай Слободяник): действие происходит за полупрозрачным экраном, напоминающим сеть. Cетью зелёного цвета, отделяющей корт от всего мира, завешены почти до колосников и три стены по периметру сцены, на которой с характерными восклицаниями сражаются в теннис два главных героя: Мишель (Денис Зайцев) и Алиса (Алиса Кондратьева). По центру, между противниками под лёгкую песню французской певицы Изабель Жеффруа, более известной как Zaz, исполняет эротический танец Cудья (Всеволод Смирнов-Шебешев). Ритм игры ускоряется, и на полупрозрачном экране появляется изображение теннисного мяча, который, увеличиваясь в размерах, угрожающе надвигается на зрительный зал.
Характер пролога и определяет черты основанного на пьесе знаменитого современного французского драматурга зрелища. Его автор, Андрей Сидельников, главный режиссер петербургского театра Суббота, работая на сцене Театра комедии, сохраняет основные особенности своего художественного почерка. Кроме спектакля «Ты, я и правда» в период 2020-2021 годов режиссер выпустил ещё две постановки на сцене «своего» театра: «Марево любви» по пьесе Пьера Карле де Мариво «Торжество любви», в переложении Александра Клименко, более известного как KLIM (Марево Мариво) и «Вещь» по пьесе «Бесприданница» Александра Островского. Все три спектакля были созданы в содружестве с художником Николаем Слободяником и саунд-дизайнером Анатолием Гонье, и в каждом – концепция режиссёра поддержана атмосферой, созданной коллегами режиссера.
В спектакле «Вещь» действие происходит в аэропорту, отражая реальность, в которой люди сходятся и расходятся, меняя – в этих коротких столкновениях – судьбы друг друга. В «Мареве любви» актёры вязнут в поролоновых матах – так и герои не могут оторваться от своей истинной почвы, меняя разнообразные маски, безуспешно стремясь проникнуть на иную территорию.
Действие в пьесе «Правда» построено линейно, и более того, в ней нет глубоких размышлений, героями движут сиюминутные эмоции. Сравнение межличностных отношений с игрой в теннис здесь вполне уместно: также легко и азартно Мишель, Алиса, Лоранс (Наталья Ткаченко) и Поль (Виталий Кузьмин) перекидываются фразами и обвинениями, меняются партнёрами и с проделывают кульбиты, чтобы обмануть партнера. Окружающие актёров сети – эти сети их отношений, сети лжи и интриг. Пьеса Флориана Зеллера построена как задача, у которой нет решения. Вязкость сюжета и изнурительность диалогов, про которые пишут в отзывах недовольные зрители – это неотъемлемая часть игры; игры без победителей и проигравших; игры не для победы, а исключительно ради удовольствия от процесса. Чувства персонажей условны, как и сценическая игра в теннис, и создается впечатление, что, по ходу действия, наблюдая за этой условной игрой в зрители устают следить за хитросплетениями сюжета и погружаются в созерцание эффектов сценографии.И правда – два больших занавеса-экрана творят чудеса: удвоенные схематические изображения кресел и картин придают объём комнатам, в которых оказываются герои, когда не находятся на теннисном корте. Встроенная в зеркало сцены камера транслирует на экран крупный план актёров, что невольно приковывает внимание зала. Эмоции героев накалены до предела – и это проявлено в экзальтированной игре. Каждый из исполнителей нарочито переигрывает, но в своём, особенном стиле: умный, хитрый и болезненно нервный Поль, интеллигентная слегка сумасшедшая Лоранс, по-неаполитански страстный и прагматичный Мишель и уверенная в своей неотразимости красавица Алиса.
Поскольку, видимо, даже драматургу неизвестно, изменяли друг другу пары или нет, выяснение отношений между персонажами словно не имеет конца – и диалоги героев подчёркивают эту бесконечность повторами одних и тех же реплик, выдаваемых с пулемётной скоростью, сопровождаемые одними и теми же жестами и гримасами. Особняком держится обольстительный Судья В. Смирнова-Шебешева: отсутствующий в пьесе Зеллера персонаж сыгран актером без слов, однако воспринимается одним из главных героев.
На сцене разыгрывается обычный для французской драмы нарратив: влюбленность, обмен партнёрами, путешествия, work-life balance. Для наших культурных ценностей, такие нарративы чужеродны и могут воздействовать раздражающе. Нашей публике привычнее страсти «по-достоевски» или страдания «по-чеховски»; нам милее прописанные жирными мазками типажи Островского и Гоголя. Поклонники современной драматургии жаждут освещения мрака 1990-х или совершенно новых реалий – метафизики Константина Стешика или чёрного юмора Юлии Тупикиной. Русская душа не желает лёгкости – нам подавай глубокие чувства. Может быть, поэтому так неоднозначно воспринимается публикой спектакль Андрея Сидельникова в Театре комедии им. Н.П. Акимова.
И, вероятно, призывая к легкости восприятия режиссер использует в «Правде» метафору игры в теннис: чтобы зрители, находясь в стенах стены театра хотя бы на пару часов ощутили, что их жизнь – такая же игра, где нет выигравших и проигравших, и важен именно процесс, где всем правит в итоге «love : love».*love – обозначение нулевого счёта в большом теннисе.Ольга Камастра специально для Museсube
Если бы эпиграф, которым претворяет пьесу «Правда» ее автор Флориан Зеллер прозвучал в прологе спектакля, вероятно, публика, купившая билеты на «Ты, я и правда» в Театре комедии им. Н.П. Акимова, оказалась бы более подготовлена к самому зрелищу. Вольтеровская сентенция о лжи – основа, на которой драматург выстраивает действие пьесы, предлагая зрителю решить, на чьей стороне правда.
Однако режиссёр Андрей Сидельников вместе с проверенной временем творческой командой предлагает свой концепт: спектакль начинается с пролога – на сцене идёт игра в большой теннис. Концепция режиссера отражена в сценографии (Николай Слободяник): действие происходит за полупрозрачным экраном, напоминающим сеть. Cетью зелёного цвета, отделяющей корт от всего мира, завешены почти до колосников и три стены по периметру сцены, на которой с характерными восклицаниями сражаются в теннис два главных героя: Мишель (Денис Зайцев) и Алиса (Алиса Кондратьева). По центру, между противниками под лёгкую песню французской певицы Изабель Жеффруа, более известной как Zaz, исполняет эротический танец Cудья (Всеволод Смирнов-Шебешев). Ритм игры ускоряется, и на полупрозрачном экране появляется изображение теннисного мяча, который, увеличиваясь в размерах, угрожающе надвигается на зрительный зал.
Характер пролога и определяет черты основанного на пьесе знаменитого современного французского драматурга зрелища. Его автор, Андрей Сидельников, главный режиссер петербургского театра Суббота, работая на сцене Театра комедии, сохраняет основные особенности своего художественного почерка. Кроме спектакля «Ты, я и правда» в период 2020-2021 годов режиссер выпустил ещё две постановки на сцене «своего» театра: «Марево любви» по пьесе Пьера Карле де Мариво «Торжество любви», в переложении Александра Клименко, более известного как KLIM (Марево Мариво) и «Вещь» по пьесе «Бесприданница» Александра Островского. Все три спектакля были созданы в содружестве с художником Николаем Слободяником и саунд-дизайнером Анатолием Гонье, и в каждом – концепция режиссёра поддержана атмосферой, созданной коллегами режиссера.
В спектакле «Вещь» действие происходит в аэропорту, отражая реальность, в которой люди сходятся и расходятся, меняя – в этих коротких столкновениях – судьбы друг друга. В «Мареве любви» актёры вязнут в поролоновых матах – так и герои не могут оторваться от своей истинной почвы, меняя разнообразные маски, безуспешно стремясь проникнуть на иную территорию.
Действие в пьесе «Правда» построено линейно, и более того, в ней нет глубоких размышлений, героями движут сиюминутные эмоции. Сравнение межличностных отношений с игрой в теннис здесь вполне уместно: также легко и азартно Мишель, Алиса, Лоранс (Наталья Ткаченко) и Поль (Виталий Кузьмин) перекидываются фразами и обвинениями, меняются партнёрами и с проделывают кульбиты, чтобы обмануть партнера. Окружающие актёров сети – эти сети их отношений, сети лжи и интриг. Пьеса Флориана Зеллера построена как задача, у которой нет решения. Вязкость сюжета и изнурительность диалогов, про которые пишут в отзывах недовольные зрители – это неотъемлемая часть игры; игры без победителей и проигравших; игры не для победы, а исключительно ради удовольствия от процесса. Чувства персонажей условны, как и сценическая игра в теннис, и создается впечатление, что, по ходу действия, наблюдая за этой условной игрой в зрители устают следить за хитросплетениями сюжета и погружаются в созерцание эффектов сценографии.И правда – два больших занавеса-экрана творят чудеса: удвоенные схематические изображения кресел и картин придают объём комнатам, в которых оказываются герои, когда не находятся на теннисном корте. Встроенная в зеркало сцены камера транслирует на экран крупный план актёров, что невольно приковывает внимание зала. Эмоции героев накалены до предела – и это проявлено в экзальтированной игре. Каждый из исполнителей нарочито переигрывает, но в своём, особенном стиле: умный, хитрый и болезненно нервный Поль, интеллигентная слегка сумасшедшая Лоранс, по-неаполитански страстный и прагматичный Мишель и уверенная в своей неотразимости красавица Алиса.
Поскольку, видимо, даже драматургу неизвестно, изменяли друг другу пары или нет, выяснение отношений между персонажами словно не имеет конца – и диалоги героев подчёркивают эту бесконечность повторами одних и тех же реплик, выдаваемых с пулемётной скоростью, сопровождаемые одними и теми же жестами и гримасами. Особняком держится обольстительный Судья В. Смирнова-Шебешева: отсутствующий в пьесе Зеллера персонаж сыгран актером без слов, однако воспринимается одним из главных героев.
На сцене разыгрывается обычный для французской драмы нарратив: влюбленность, обмен партнёрами, путешествия, work-life balance. Для наших культурных ценностей, такие нарративы чужеродны и могут воздействовать раздражающе. Нашей публике привычнее страсти «по-достоевски» или страдания «по-чеховски»; нам милее прописанные жирными мазками типажи Островского и Гоголя. Поклонники современной драматургии жаждут освещения мрака 1990-х или совершенно новых реалий – метафизики Константина Стешика или чёрного юмора Юлии Тупикиной. Русская душа не желает лёгкости – нам подавай глубокие чувства. Может быть, поэтому так неоднозначно воспринимается публикой спектакль Андрея Сидельникова в Театре комедии им. Н.П. Акимова.
И, вероятно, призывая к легкости восприятия режиссер использует в «Правде» метафору игры в теннис: чтобы зрители, находясь в стенах стены театра хотя бы на пару часов ощутили, что их жизнь – такая же игра, где нет выигравших и проигравших, и важен именно процесс, где всем правит в итоге «love : love».*love – обозначение нулевого счёта в большом теннисе.Ольга Камастра специально для Museсube
Вернуться к списку новостей