Тень, знай свое место!
Все фотографии ()
Прошло ровно 85 лет с первой постановки пьесы «Тень» в режиссуре и художественном оформлении самого Николая Акимова на сцене созданного им Театра Комедии. Свой сезон театр его имени открыл новой постановкой пьесы, ставшей символом акимовского театра.
Уже афиша и программка настраивают на перекличку с первым спектаклем — это знаменитая остро-графическая, на грани сюрреализма лаконичная рисовальная манера Николая Акимова. Но спектакль — совсем иной по звучанию и стилю, чем предыдущая версия «Тени», которая с успехом шла двадцать лет и тоже в постановке Татьяны Казаковой. Там блистали актеры старшего поколения, включая незабвенного Михаила Светина в роли министра финансов. Здесь — молодые исполнители, недавно влившиеся в труппу театра.
Романтичный и немного нелепый Ученый (Егор Палько), гротескный и устрашающий в своей змеиной пластичности Егор Линников в роли Тени, очаровательная и изменчивая Принцесса (Анна Гречишкина, уже знакомая нам по блестящему дебюту в «Школе злословия»), простая девушка Аннунциата, способная на глубокую любовь (острохарактерная Виктория Криулина).
На фоне пустого пространства сцены, у окна с проекциями неба разворачивается философская сказка с социальным подтекстом. Как всегда у Шварца, известный сюжет преломляется в остросовременном ключе, обращается к опыту зрителя-читателя ХХ века, века войн, революций, тоталитарных систем и разочарования во всех идеологиях. Нынешний зритель, захваченный вихрем медиа, меняющихся картинок, мелькающих видео, увидит в спектакле вечную историю про любовь истинную и ложную. Но также и историю про общество, про власть денег и про соблазн самой власти как отдельной силы, поглощающей души и жизни. Про попытку лжи пробраться на место правды, войну назвать миром, а уродство — красотой. Оказывается, антиутопия — это не только Замятин, Хаксли или Оруэлл, но и советский драматург, живший и творивший в самые что ни на есть роковые исторические времена. Отсюда вновь актуальный эзопов язык Шварца, его обращение к «безобидной» сказочной форме, перелицовка классического сюжета на современный лад. Но, как это часто бывает с классикой, вневременной характер ее идей, ее морали, ее истин оказывается востребованным в разные эпохи, будь то сталинское предвоенное время, годы «оттепели» и или наш развитой олигархизм.
Помимо тонко разыгранной линии лирического треугольника (Ученый — Принцесса — Аннунциата), помимо противостояния света и его Тени, особый отклик зала вызывают диалоги «хозяев жизни» - первого министра (Сергей Романюк) и министра финансов (Виталий Куклин). В их игре на грани гротеска, фарса и политической сатиры проступают узнаваемые черты и личины современного мирового политикума. Сцена праздника «лучших людей государства» становится парафразом к к балу сатаны у Булгакова или сценам оргий и ритуалов тайных лож в фильме Кубрика «С широко закрытыми глазами». Здесь стоит отметить роль костюмов (известный мастер своего дела Ирина Чередникова), то светлых одежд веселых и нищих горожан, то черных бальных туалетов и демонических масок высшего общества.
В зале был аншлаг, много молодых зрителей, которые наверняка до этого не читали и не видели Шварца. В наше время перелицовки классики, ее искажения в угоду режиссерскому самовыражению, прямая и честная работа с текстом, ставка на актера, стремление «достучаться до небес» - до зрительских сердец — поистине бесценна. Татьяна Казакова, как всегда, самозабвенно репетирует, сохраняя эту замечательную традицию русского репертуарного театра: много и вдумчиво работать с актером над его ролью. И работа актера над собой очень сказывается на характере спектакля. Ведь это не однодневка, а один из главных гвоздей афиши акимовского театра. Спектакль для всех поколений, для всех периодов нашей истории. Такой истории, какой нам ее судил Бог.
Уже афиша и программка настраивают на перекличку с первым спектаклем — это знаменитая остро-графическая, на грани сюрреализма лаконичная рисовальная манера Николая Акимова. Но спектакль — совсем иной по звучанию и стилю, чем предыдущая версия «Тени», которая с успехом шла двадцать лет и тоже в постановке Татьяны Казаковой. Там блистали актеры старшего поколения, включая незабвенного Михаила Светина в роли министра финансов. Здесь — молодые исполнители, недавно влившиеся в труппу театра.
Романтичный и немного нелепый Ученый (Егор Палько), гротескный и устрашающий в своей змеиной пластичности Егор Линников в роли Тени, очаровательная и изменчивая Принцесса (Анна Гречишкина, уже знакомая нам по блестящему дебюту в «Школе злословия»), простая девушка Аннунциата, способная на глубокую любовь (острохарактерная Виктория Криулина).
На фоне пустого пространства сцены, у окна с проекциями неба разворачивается философская сказка с социальным подтекстом. Как всегда у Шварца, известный сюжет преломляется в остросовременном ключе, обращается к опыту зрителя-читателя ХХ века, века войн, революций, тоталитарных систем и разочарования во всех идеологиях. Нынешний зритель, захваченный вихрем медиа, меняющихся картинок, мелькающих видео, увидит в спектакле вечную историю про любовь истинную и ложную. Но также и историю про общество, про власть денег и про соблазн самой власти как отдельной силы, поглощающей души и жизни. Про попытку лжи пробраться на место правды, войну назвать миром, а уродство — красотой. Оказывается, антиутопия — это не только Замятин, Хаксли или Оруэлл, но и советский драматург, живший и творивший в самые что ни на есть роковые исторические времена. Отсюда вновь актуальный эзопов язык Шварца, его обращение к «безобидной» сказочной форме, перелицовка классического сюжета на современный лад. Но, как это часто бывает с классикой, вневременной характер ее идей, ее морали, ее истин оказывается востребованным в разные эпохи, будь то сталинское предвоенное время, годы «оттепели» и или наш развитой олигархизм.
Помимо тонко разыгранной линии лирического треугольника (Ученый — Принцесса — Аннунциата), помимо противостояния света и его Тени, особый отклик зала вызывают диалоги «хозяев жизни» - первого министра (Сергей Романюк) и министра финансов (Виталий Куклин). В их игре на грани гротеска, фарса и политической сатиры проступают узнаваемые черты и личины современного мирового политикума. Сцена праздника «лучших людей государства» становится парафразом к к балу сатаны у Булгакова или сценам оргий и ритуалов тайных лож в фильме Кубрика «С широко закрытыми глазами». Здесь стоит отметить роль костюмов (известный мастер своего дела Ирина Чередникова), то светлых одежд веселых и нищих горожан, то черных бальных туалетов и демонических масок высшего общества.
В зале был аншлаг, много молодых зрителей, которые наверняка до этого не читали и не видели Шварца. В наше время перелицовки классики, ее искажения в угоду режиссерскому самовыражению, прямая и честная работа с текстом, ставка на актера, стремление «достучаться до небес» - до зрительских сердец — поистине бесценна. Татьяна Казакова, как всегда, самозабвенно репетирует, сохраняя эту замечательную традицию русского репертуарного театра: много и вдумчиво работать с актером над его ролью. И работа актера над собой очень сказывается на характере спектакля. Ведь это не однодневка, а один из главных гвоздей афиши акимовского театра. Спектакль для всех поколений, для всех периодов нашей истории. Такой истории, какой нам ее судил Бог.
Вернуться к списку новостей
