Филатова Л. Место, где свет // ПТЖ. 2003. № 4.
Все фотографии ()
Вводы в спектакль — всегда риск.
Татьяна Казакова идет на него сознательно, и в случае
с «Влюбленными» можно говорить не просто о вводах,
но о второй редакции спектакля. На премьере в 1998 году
никто и представить не мог, что Эудженией будет Елена Руфанова,
игравшая тогда легкомысленных молодых девушек в театре им. Ленсовета,
а Фульдженцио — Михаил Разумовский, блиставший в театре
«На Литейном» в ролях, далеких от амплуа «первый любовник»…
К счастью, дуэт стал возможен теперь. На сцене театра Комедии, среди
плетеных корзинок, пряжи и легких белых тканей, в светлом гольдониевском
мире, где щедрым дождем прямо с неба падают красные яблоки, а сыпучее
время отсчитывают песочные часы, появилась новая пара «влюбленных». Он —
почти «принц», красавец с полным эротической неги голосом; она —
грубоватая, с упрямым ртом и сияющим взглядом… Ведущим этого почти
танцевального дуэта, как ни парадоксально, является герой
М. Разумовского. Несмотря на то, что текст предписывает несколько
иное («Ведьма! Мучительница!»), его Фульдженцио сильнее партнерши,
он кружит ее «в ритме вальса», как кружат любимых женщин —
нежно, но напористо. Эти «влюбленные» — не дети, которые
неуклюже выпускают из рук свое счастье (в первый раз же!..),
обретая его вновь, а более-менее зрелые люди, то и дело
заигрывающиеся в своем изящном поединке, хотя и чувствующие степень
риска в этой игре. Акварельные краски, преобладающие в первой версии
спектакля, сильно сгущаются, и солнце, бликующее на нитяном заднике,
не утреннее — тут, скорее, уже полдень. Тем явственнее звучит тема
«неожиданных поворотов» в судьбе, которую несет с собой Роберто
(замечательное, полное достоинства исполнение Бориса Улитина), тема хрупкости,
недолговечности человеческого счастья… Режиссура Т. Казаковой, всегда
берегущая актерскую индивидуальность, в этом спектакле одновременно внятна
и ненавязчива. Казакова не настаивает на «мистической» подоплеке
происходящего, все полно милой театральной иронии, но если зритель
присмотрится повнимательнее — он и «мистику» тоже прочтет…
Место действия, ставшее для героев неким
«местом, где свет», лишено конкретности, бытовые детали (ложка, которую прячет
от своего хозяина вороватый слуга с экзотическим именем
Выплюньсейчасже — Валерий Никитенко («Прибор!»), курица, которую так никто
и не съел, зеленая бархатная треуголка Фабрицио — Сергея
Барковского и т.п.) — комедийный инструментарий, «приборы», с помощью
которых можно вы-звать улыбку у любого зрителя. Но игра
с предметом — не самоцель актеров в этом спектакле.
Источник комизма в ситуации, когда два человека, любящих друг друга, чуть
не погубили своими руками свое будущее, здесь одновременно и источник
драматизма. Поэтому становится возможным, наряду с откровенно буффонными
приемами, импровизацией, погружением в игровую стихию (вот где силен
С.Барковский!) — вовсе не смешной монолог Фульдженцио… И Свет
меркнет. Пусть на минуточку, но…
Т. Казакова не боится сказать
зрителю, что «все будет хорошо». Влюбленные воссоединятся, как и положено
в классической комедии, «неожиданные повороты» они благополучно минуют,
что и будет ознаменовано венчальным яблокопадом… М. Разумовский
и Е. Руфанова среди прочих выйдут на поклон. Все так, как должно
быть. Если сберечь «место, где свет»…
Людмила Филатова
Людмила Филатова
Вернуться к списку новостей