Карта привилегий Абонементы Касса 312-45-55

Хитрая вдова

Карло Гольдони

    « Встретились однажды надменный англичанин, изящный француз, воинственный испанец и незаметный итальянец…» И местом их встречи стал венецианский карнавал, после одной из бурных ночей которого у красивой предприим...

    21

    Декабрь
    19:00
    Plane GIF

    Татьяна Казакова: "На сцене хочется видеть не фокусы, а человека" // Невский театрал. 2014. май


    1 Май 2014 Пресса о нас
    Художественный руководитель Театра Комедии им. Н. П. Акимова Татьяна Казакова – один из самых серьезных режиссеров нашего города. В интервью жур- налу «Невский Театралъ» Татьяна Сергеевна делится своими размышлениями о современном театре.
    Все фотографии () – Татьяна Сергеевна, недавно
    Комитет по культуре впервые
    проводил независимый рейтинг
    театров. По его результатам Те-
    атр Комедии стал первым, и это
    было зрительское суждение. А
    эксперты утверждали, что теат-
    ру недостает эксперименталь-
    ных постановок.
    – Да, по зрительскому рейтин-
    гу мы на первом месте. И в эту
    оценку входит не только количес-
    тво зрителей, посещающих наш
    театр, но и их впечатления от те-
    атра, его атмосферы и культуры.
    Мнения экспертов, вернее, кри-
    тиков, вызывают много вопросов,
    и, прежде всего – что считается
    экспериментальной работой? Для
    меня всегда спектакли или ин-
    тересны, или нет. И еще бывают
    те, что оставляют впечатление на
    всю жизнь. Сегодня доминирует
    такая манера «авангардных» пос-
    тановок, где все переворачивает-
    ся с ног на голову, где классика
    тотально осовременивается, ис-
    кажается смысл и идея автора. И
    часто не понятно, что это такое,
    что мы только что смотрели. Се-
    годня смелость «эксперимента»
    однообразна и, скорее, отталки-
    вает публику от театра.
    Конечно, я бы хотела, чтобы в
    нашем театре больше репетирова-
    лось спектаклей, но это очень се-
    рьезные финансовые проблемы…
    Я бы к экспериментам в нашем
    театре отнесла постановку
    пьесы Е. Ерпылевой «Такого
    не бывает». Но эксперимен-
    тов мало, потому что пьес,
    которые позволяли бы делать
    подобного рода вещи – тоже
    очень мало.
    – Кто из режиссеров Вам
    кажется смелым с формаль-
    ной точки зрения, но не нару-
    шающим замысел автора?
    – Туминас. Някрошюс в пер-
    вом периоде его творчества. В его
    трактовках есть такая дерзость,
    которая оправдывается тем, что
    он хочет сказать. И он одерживал
    здесь победы. В нем было много
    интересного, хоть и спорного.
    Мне кажется, что сегодня театр
    падает до уровня пошлого осов-
    ременивания, до примитива. И
    это становится почерком сов-
    ременного театра. Всё это надо-
    едает, приедается, а публика это
    с огромным трудом принимает.
    Театр же должен быть творчест-
    вом подлинно художественного
    уровня, на сцене хочется видеть
    не фокусы, а человека.
    – Татьяна Сергеевна, положе-
    ние дел в современном театре
    таково, что невольно начинаешь
    думать о необходимости обра-
    титься к инсценировкам прозы.
    Возможно, наша русская извеч-
    ная литературоцентричность по-
    может нам и здесь, мы вытянем
    себя, как Мюнгхаузен, за воло-
    сы?
    – Обращение к прозе всегда
    связано с драматургическим го-
    лодом. Особенно это касается
    современных пьес, которых, мож-
    но сказать, почти и нет, поэтому
    обращение к прозе закономерно.
    Вот, например, своим обраще-
    нием к Толстому театр Фоменко,
    во-первых, вернул на сцену ве-
    ликую русскую литературу, а во-
    вторых поднял на новый уровень
    сам театр. Спектакль «Евгений
    Онегин» Туминаса в театре име-
    ни Е. Вахтангова – главное со-
    бытие прошедшего театрального
    сезона. Знакомый до боли пуш-
    кинский текст звучит так свежо,
    серьезно и легко – и постановка
    блистательна! И это также новая
    ступень в художественной жизни
    вахтанговского театра.
    – А не стремятся ли режиссе-
    ры нарочито притягивать клас-
    сические тексты к актуальным
    событиям сегодняшнего дня? Не
    «натягиваем» ли мы классику на
    современность?
    – Бывает. Если вы слышали о
    последних событиях, как поста-
    вили Достоевского во МХАТе…
    Кто-то – лишь использует клас-
    сику, а кто-то открывает ее зано-
    во. Заставляет после спектакля
    подойти к полке, взять книжку
    и прочитать. Это очень важные
    вещи. К сожалению, опыты с от-
    рицательным знаком всегда были,
    есть и будут, но то, что литерату-
    ра подпитывает духовное начало
    в театре и в зрителе – это бесспор-
    но.
    – А почему так часто пригла-
    шают именно литовских режис-
    серов, почему их манера интер-
    претации классики интересна?
    Не дает ли она слишком мрачно-
    го взгляда на русскую классику
    в силу их специфического отно-
    шения к России?
    – Я думаю, что это связано,
    прежде всего, с личностью Ня-
    крошюса, который в свое время
    так мощно заявил о себе. Он гово-
    рит таким театральным языком,
    которым до него никто больше
    не разговаривал. И, конечно, он
    произвел огромное впечатление

    на молодое режиссерское поко-
    ление. Можно много рассуждать,
    как литовские режиссеры смот-
    рят на нашу классику, что они в
    ней видят. Но они нашли свой
    сценический язык, это главное.
    Впрочем, мне кажется, у Тумина-
    са нет пессимизма в отношении
    к русской литературе и к самой
    России. Он большой художник.
    – Когда вы начинаете форми-
    ровать репертуар, Вы думаете о
    том, чего хочет ваша публика?
    Учитываете ее ожидания?
    – Я считаю, что наша публика
    мало чем отличается от любой
    публики. Конечно, мы – Театр Ко-
    медии. Люди хотят прийти, пос-
    меяться… Но все-таки публика
    сама редко знает, чего она хочет.
    Она хочет новых впечатлений,
    чего-то такого, что поразило бы
    ее внимание… Задача театра это
    внимание направлять, знать, о
    чем рассказывать. Конечно, мы –
    Комедия, и должны ставить вещи
    ироничные, смешные, но все это
    должно задевать головы и сердца
    людей, которые приходят в театр.
    И если наши зрители говорят:
    «мы смотрели ваш спектакль не-
    сколько раз», – то это не просто
    потому, что было смешно. Значит,
    что-то запало в душу, поразило,
    захотелось повторить какое-то
    впечатление. Самое главное се-
    годня, на мой взгляд, – это то,
    чтобы люди, которые пришли в
    театр, захотели прийти в него еще
    раз. И новые актеры, и те, кто уже
    давно работают, это прекрасно
    понимают. Когда ты берешь пье-
    су, работаешь с ней – то это толь-
    ко потому, что тебя лично что-то
    затронуло. Иначе – это путь в ни-
    куда.
    – Все говорят сейчас о пере-
    ходе на контрактную систему
    работы актера. Как предполага-
    ют наши «эффективные менед-
    жеры», она позволит увеличить
    актерские зарплаты, избавить
    труппы от «балласта». Как Вы к
    этому относитесь? Достаточно
    ли этот закон проработан, или
    мы опять столкнемся с какими-
    то сырыми законами, которые
    только усложнят нашу жизнь?
    – Во-первых, есть только про-
    ект закона и мало кто из людей
    театра его читал. Театр живет
    по своим внутренним законам,
    они внешне, может быть, и не
    очень понятны. Но эта внутрен-
    няя жизнь никакими законами и
    постановлениями не может быть
    изменена. Есть понятие природы,
    природных законов – женщина
    рожает ребенка, земля рожает
    хлеб, солнце светит и т.д. И все
    законы, что пишут люди, должны
    быть направлены на поддержа-
    ние этой жизни. Театр сочиняет
    спектакли, театр растит артистов,
    театр отбирает людей, которые
    помогают сочинять другую ре-
    альность. Для этого нужны время
    и определенные условия.
    Сегодня, когда в театре очень
    низкие заработные платы, я не
    могу сказать актеру: «Сиди в теат-
    ре 24 часа». Он должен на что-то
    жить, у него семья, дети, родите-
    ли. И чем старше он, тем больше
    забот. Если контрактная система
    приведет к тому, что резко по-
    высится заработная плата, то это
    хорошо. А если она не увеличит-
    ся, то контрактная система ни к
    чему хорошему не приведет. Со
    страхом в глазах искусство не де-
    лается, как известно. Нельзя жить
    с постоянным страхом – выкинут
    тебя из театра или не выкинут.
    Театр – дом – это идея Станислав-
    ского. Создание таких условий –
    вот что должно быть принято во
    главу угла. Театр Станиславско-
    го возник как частный проект в
    противовес казенщине театров
    того времени, когда быстро пи-
    сались пьесы, быстро ставились
    спектакли. Сейчас очень похожая
    ситуация. Станиславский хотел
    преодолеть эту рутину, превра-
    тить обыденность в служение
    людям, искусству, определив мис-
    сию театра. На этом строилась и
    великая литература, с чего мы
    начали с вами разговор, и театр.
    Только там, где это происходит,
    и возникают некие театральные
    откровения, происходит рож-
    дение театров. Я глубоко в этом
    убеждена. Театры должны быть
    прежде всего разные. Они и есть
    разные. Но беда наша российская,
    что нет условий для возникнове-
    ния новых театров. Частных или
    государственных, Маленьких или
    больших. Но новых! Должны воз-
    никать, распадаться, снова воз-
    никать. Для того, чтобы молодые
    режиссеры и актеры на первых
    порах вставать на ноги среди сво-
    их. Есть разные этапы в жизни, и у
    артистов нет побед в прошедшем
    времени – каждый раз выходя на
    сцену, они подтверждают свой
    уровень. Всю жизнь! Если конт-
    рактная система будет законом,
    хотелось бы, чтобы в ней было
    больше справедливости. Хорошо,
    если резко поднимется зарплата,
    хорошо, если будет возможность
    разным артистам платить по-раз-
    ному. В театре всегда великое не-
    равенство талантов, способнос-
    тей, творческого вклада в жизнь
    театра. Как и кто это будет опре-
    делять? Если сегодня есть проект
    закона о контрактной системе –
    он должен обсуждаться всеми. На
    собраниях, в газетах, по телевиде-
    нию. Чтобы все работники театра
    понимали, зачем и почему этот
    закон входит в жизнь.
    – При тех крохах, которые вы-
    деляются на культуру, как может
    сильно повыситься зарплата? В
    конце прошлого года на Меж-
    дународном экономическом фо-
    руме в Петербурге была названа
    страшная цифра: оказывается,
    на культуру в нашей стране вы-
    деляется денег меньше одного
    процента от бюджета. Меньше,
    чем в маленькой Латвии. И это
    на всю культуру – от музеев и
    библиотек, до таких гигантов,
    как Большой или Мариинский
    театры.
    – Совершенно верно. Повто-
    рю – я за контрактную систему
    в случае резкого повышения за-
    рплаты сотрудников. А если онане меняется… Опять наломают
    дров, а потом начнут собирать
    комиссии по возрождению пре-
    жнего театра. Вот у нас вчера
    был спектакль «Свадьба Кречин-
    ского». Один артист приехал из
    больницы, второй – после боль-
    ницы, третий – перед больницей.
    Понимаете? Это живые люди. Но
    они приходят и играют несмотря
    ни на что. Какая контрактная сис-
    тема это будет измерять?
    – Как Вы оцениваете про-
    шедший сезон? Я знаю, что вы
    сейчас работаете над Дюррен-
    маттом. «Визит старой дамы» –
    пьеса очень сложная, ее можно
    воспринимать, как экзистенци-
    альную, про вечное дьявольское
    искушение человека, а можно –
    как остро политическую; и в то
    же время – это история взаимо-
    отношений.
    – Оценка сезона? Репетиру-
    ем бесконечно. В целом, сезон
    прошел хорошо. Мы сделали
    генеральную реконструкцию
    «Влюбленных» Гольдони. Новое
    дыхание дало нам новое поко-
    ление артистов. У нас вышел
    детский спектакль «День рожде-
    ния кота Леопольда» – самосто-
    ятельная работа тоже молодых.
    И на нашей сцене дебютировал
    Анджей Бубень в постановке
    «Маленький семейный бизнес»
    А. Эйкборна. Мы очень ждали
    этого режиссера и рады, что он
    пришел. Спектакль получился
    неоднозначным и, может быть,
    слишком серьезным для репер-
    туара нашего театра. Но я счи-
    таю, что наши артисты могут иг-
    рать все, в том числе и серьезные
    драматические вещи. И театр у
    нас в первую очередь драмати-
    ческий. Без этого цвета оскуде-
    вает режиссерская и актерская
    палитра. А встреча с новым ре-
    жиссером – всегда эксперимент.
    Нашим артистам было интерес-
    но узнать, как работает западно-
    европейский театр, – я говорю о
    постановке «Торжества любви»
    Мариво Мишелем Раскином. Рас-
    кин ученик великого Планшона,
    был его ассистентом, играл в его
    спектаклях. Жизнь театра долж-
    на быть разнообразной, но, к со-
    жалению, материальные оковы
    не дают возможности это делать
    более широко. Ведь западные
    режиссеры привыкли к другим
    гонорарам. К нам они приезжа-
    ют не за деньгами, а с интересом
    и желанием работать с нашими
    артистами, на практике узнать,
    что же такое традиции русского
    театра.
    – А что такое сегодня тради-
    ции театра Комедии? Как, на
    ваш взгляд, они сочетаются с
    модными ныне инновациями?
    – Говорить о традициях сложно.
    Их, по сути, нет. Есть нормы жиз-
    ни театра. Можно назвать это тра-
    дицией или нет? Или это тот внут-
    ренний закон, по которому должен
    идти театр? А это, прежде всего,
    репетиции, отношение к ним. От-
    ношение к режиссеру, спектаклю.
    Обсуждение того, что получилось.
    Чтобы театр не превращался в ан-
    трепризу, где на время сбежались
    и разбежались. Вот говорят: «Да-
    вайте новое». А что это – новое?
    Театр Акимова был театром блис-
    тательной труппы. Там был свой
    язык сценографии, сочиненной
    самим Акимовым. Высококлассная
    драматургия, к которой он тяготел.
    Если это традиция, то я за нее.
    – В связи с этим вопрос. Труп-
    па ведь пополняется молодыми
    артистами? Как ребята прихо-
    дят в театр?
    – Я каждый год смотрю дип-
    ломные спектакли, узнаю потом
    эти лица в разных театрах. У меня
    интерес тут постоянный. Но те-
    атру нужны не только молодые,
    но и профессионально состояв-
    шиеся артисты. В свое время Тов-
    стоногов постоянно приглашал
    со стороны профессиональных
    артистов. А теперь это просто
    невозможно. Во-первых, это про-
    блема, переезда в город сложив-
    шегося человека, и есть люди, ко-
    торые не хотят переезжать. Время
    очень трудное. Мне кажется, ни
    одно поколение не знало таких
    трудностей отбора, как наше.
    Раньше театр был пожаром
    души для всех – и тех, кто рабо-
    тал на сцене, и тех, кто сидел в
    зрительном зале. Это был расцвет
    театра. Сейчас много серого… И
    жизнь артиста так трудна. Он дол-
    жен крутиться, чтобы выжить –
    реклама, антреприза, сериалы. И
    если молодые ребята видят, как
    замечательные артисты прошлого
    умирают в нищете, что они будут
    думать о своем будущем?. Сегод-
    ня самое главное – чтобы челове-
    ческое начало не испарилось из
    жизни театра.
    – У меня вообще возникло
    ощущение, что мы присутствуем
    при смерти русского психологи-
    ческого театра. Не хочется идти
    в театр, чтобы тебе испортили
    настроение, плюнули в душу,
    насмеялись…
    – Я не могу сказать, что – это
    смерть. Просто такой этап. Но,
    как говорили мудрейшие: «Мы
    должны пройти и сквозь это».
    Раньше учили служить театру.
    Это было основным постулатом.
    Деньги презирались. В театр не-
    сли свои вещи, не считались ни с
    чем. Все вкладывалось в театр, и
    это было настоящее жизнью.
    – Я понимаю, что мы живем в
    эпоху постмодернизма. Отсюда
    цитатность, ирония, легкая ус-
    мешка. Хочется все как-то пере-
    вернуть, всех удивить, Как это
    было в маньеризме после Мике-
    ланджело. Форма без содержа-
    ния. То же самое происходит сей-
    час. В 60-ые годы «Розенкранц и
    Гильденстерн мертвы» – это был
    новый прием, но сейчас таким
    никого не удивишь, это уже ста-
    ло сплошным мейнстримом.
    – И обратите внимание, Розен-
    кранц и Гильденстерн стали геро-
    ями пьесы. Почему? Потому что
    началось их Время...
    – Но, возможно, и постмодерн
    заканчивается. А вот русский
    репертуарный театр. Выживет
    ли он?
    – Конечно, но кто знает, сколь-
    ко времени это займет… Фор-
    мотворчество сегодня выдается
    за главную задачу театра. Но все
    равно все решает талант. Он по
    тайне своей внутренней матема-
    тики и рождает новое. И психоло-
    гический русский театр на новом
    витке в истории своей страны
    обязательно поднимет голову и
    поразит современников своей не-
    исчерпаемостью.

    Фомина Мария.



    Вернуться к списку новостей

    Генеральные партнеры

    Информационные партнеры

    Партнеры

    Решаем вместе
    Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!