Пропуск в мир Комедии АБОНЕМЕНТЫ Касса 312-45-55

Бешеные деньги

Александр Островский

У красавицы Лидии Чебоксаровой, привыкшей жить на широкую ногу, масса поклонников, но никто из них не готов сделать предложение придирчивой охотнице за богатым мужем, пока на горизонте не появляется скромный влюблённый провинциал Васильков. Прияте...

27

Июль
19:00

Алексеева Елена. Он играет по слуху // Невский театрал. 2014. май


1 Май 2014 Пресса о нас
В Театре Комедии Михаила Светина до сих пор считают новичком и выскочкой. К корифеям он так и не примкнул, несмотря на то, что работает в акимовской труппе более тридцати лет. Да и сам он, в свои без малого 85 лет, мало похож на солидного, увенчанного славой и наградами мастера. Его по-прежнему воспринимают как весельчака,милого и смешного, каким он выходил на сцену Малого драматического театра
Все фотографии () Причин творческого долголе-
тия несколько. Можно считать по
количеству подлинных удач – на
сцене и экране. Их окажется мень-
ше, чем сыгранных ролей. Можно
вспомнить, что в наш город артист
попал уже в возрасте не юном. Ему
было за сорок, а за плечами десят-
ки спектаклей, сыгранных в про-
винции. Легко ли дебютировать в
таких обстоятельствах? И как ори-
ентироваться в новой ситуации,
полной соблазнов и неясностей?
Если вспомнить, что он артист
«без школы» (над чем постоянно
подтрунивал его партнер Игорь
Дмитриев), без актерского обра-
зования, то поводов жить в искус-
стве долго еще больше: все время
надо учиться, учиться и учиться.
Вот Светин и учится – чаще на
своих, чем на чужих ошибках. Да и
кто может с полной уверенностью
назвать правильным или ошибоч-
ным выбор роли, фильма или те-
атра, если речь идет о живом про-
цессе? Из Малого драматического
Светин ушел в те годы, когда туда
пришел Лев Додин. Сыграл в «На-
значении», начал репетировать в
«Доме», и ничто вроде не предве-
щало разлуки, однако в Театр ко-
медии поманил Петр Фоменко. И,
надо сказать, интуиция не подве-
ла артиста: все-таки комедийный
жанр изначально Светину ближе.
Никто к тому же не мог точно
сказать, останется ли Лев Додин
в МДТ и как сложится судьба Фо-
менко в Питере…
Так или иначе, выбор был сде-
лан, причем навсегда. Хотя не раз
поступали лестные приглашения
из московского Ленкома и из БДТ.
Непоседливый с виду Светин,
однако, остался на месте, руко-
водствуясь принципом: от добра
добра не ищут. К тому же роли в
кино следовали одна за другой –
случалось, по десятку в год. Тут
не до изучения театральных пер-
спектив. Это вообще не актерское
дело – высчитывать, прогнозиро-
вать, выстраивать себе карьеру. У
Светина все складывалось как-то
само собой, хотя он и норовил то
и дело пойти наперекор судьбе.
Если в театре все-таки помога-
ли провинциальные «универси-
теты», то в кино все приходилось
хватать на лету. Поначалу кидался
поучать режиссеров, что не шло на
пользу делу. Например, требовал
от Леонида Гайдая снимать снача-
ла на общем плане, потом на сред-
нем, хотя мастер предлагал более выигрышные крупные планы.
Затем, партнерствуя с опытными
коллегами, изучал тонкости ре-
месла. Так, у Евгения Евстигнеева
(с которым встретился на съемках
фильма «Любимая женщина меха-
ника Гаврилова») обнаружил сис-
тему существования в кадре – без
лишних жестов и мимики, с ми-
нимумом выразительных средств,
когда достаточно одного взгляда
или поворота головы. Конечно,
есть вещи недостижимые и непос-
тижимые, но помимо таланта, как
выяснилось, многое решает владе-
ние азами профессии.
Существование между театром
и кино имело свои преимущест-
ва: кино подпитывало популяр-
ность, поэтому в театре можно
капризничать, отказываться от
предложений, казавшихся не осо-
бо заманчивыми. И выстраивался
своеобразный баланс «маленьких»
ролей в кино (которых уже сыгра-
но более ста) и главных в театре
(их и двух десятков не наберется).
Роднило их тяготение – вольное
и невольное – к солированию.
Растворяться в ансамбле, сколь
бы хорош он ни был, Светин не
желал. Может, оттого и прижился
в Театре комедии, где солировать
не возбранялось. Аплодисменты,
которыми всегда сопровождается
выход Михаила Семеновича, по-
началу сильно нервировали его
товарищей по сцене. С годами
привыкли и партнеры, и режис-
серы (специально оставляющие в
партитуре спектакля некий зазор
для почти эстрадного появления
артиста на подмостках). Это, ко-
нечно, своеобразный привет из
юности Светина. Он именно так
представлял себе эффектное на-
чало роли. Даже когда показывал-
ся Аркадию Райкину, попросил
задернуть занавес, чтобы подчер-
кнуть неожиданность своего вы-
хода на сцену.
Сегодняшний театр зачастую
обходится вовсе без занавеса, что
не может обескуражить такого
мастера комедийного жанра. И на
съемках, и на сцене он всегда най-
дет повод и способ выскочить,
как черт из табакерки. Благо и
жанр, и репутация, и комплекция
позволяют. Яркое пластическое
решение роли – это конёк Свети-
на. Не оттого ли он стал незаме-
ним в спектакле «Тень», где много
лет (и в разных режиссерских ин-
терпретациях) играет Министра
финансов, столь выразительно
выписанного Евгением Шварцем.
Его персонаж должен быть пара-
литиком, который двигает рука-
ми и ногами исключительно бла-
годаря лакеям («Лакеи! Придайте
мне позу крайнего изумления!»).
Но со Светиным этот номер не
проходит, пассивность не в его
характере. Лакеи лакеями, но он
успевает по-цирковому вскинуть
ногу или раскинуть руки за се-
кунду до их прикосновения. Буф-
фонные роли – это именно то, что
артист обожает. В детстве на воп-
рос, кем хочешь быть, неизменно
отвечал: «Чаплином!» Подобные
роли артисту не надоедают, он все
время добавляет в них новые чер-
ты, импровизируя в зависимости
от настроения и реакции публи-
ки. Он, что называется, играет не
по нотам, а по слуху, прислуши-
ваясь к внутреннему голосу и к
дыханию зала. Если есть у этого
солиста партнеры, то они – в зри-
тельном зале
Вне игровой площадки он этих
«партнеров» любит меньше. Чрез-
мерная популярность заставляет
натягивать кепку на уши и водру-
жать на нос черные очки даже в
пасмурную погоду. Однако человек
в футляре из Светина не получает-
ся, рано или поздно он демаскиру-
ется, выскакивает из скорлупы и
дает волю темпераменту.
В первые годы работы в Теат-
ре Комедии партнером Светина
был Игорь Дмитриев. Словно
два клоуна – рыжий и белый –
они составляли идеальную пару.
Вальяжного и манерного, арис-
тократичного Дмитриева урав-
новешивал темпераментный
бесшабашный простак. Пара эта
блистала и на экране, в фильмах
Яна Фрида, и на телевидении, и на
сцене. Распался дуэт незадолго до
ухода Дмитриева из жизни. После
чего Светин и не чаял встретить
того, с кем мог бы вести смешные
и трогательные сценические дуэ-
ли. И все же несколько лет назад
новый партнер нашелся – им стал
Михаил Разумовский. Как вид-
но, они настолько разные: один
характерный и возрастной, дру-
гой – премьер, герой-любовник,
что сходятся как противополож-
ности. Им не нужно перетягивать
«одеяло», соперничать, у каждого
свои сильные и слабые стороны.
А своеобразным мостиком меж-
ду ними служат чувство юмора и
любовь к импровизации. В спек-
такле «Свадьба Кречинского», где
заглавную роль светского льва и
фата играет Разумовский, ему по
контрасту подыгрывает враль и
пройдоха Расплюев (Светин). На
самом деле они играют разные
грани одного характера: один с
обложки глянцевого журнала,
другой с плакатика «Их разыс-
кивает полиция». Суть же одна –
оба азартные игроки и жулики.
Только разного пошиба.
Светин об этой роли мечтал
долго. То не мог найти партнера,
то не удавалось заинтересовать
режиссера. С появлением в Театре
комедии Разумовского «пасьянс»
сложился. И в репертуаре артиста
появился еще один «маленький
человек», сыграть которого он
всегда стремится. В это понятие,
пришедшее в театр из русской
классики, Михаил Светин вкла-
дывает то сокровенное, чем вооб-
ще притягателен для него театр.
Ему интересен этот (опять же со-
звучный Чаплину) тип гонимого,
унижаемого, обойденного любо-
вью, счастьем человека. Чистым
комиком ему, особенно с годами,
быть было неинтересно. Хотелось
рассказать о внутренних драмах
смешного человека. Порой это
удавалось. Если не считать де-
сятки проходных ролей в случай-
ных фильмах. В театре удавалось
почти всегда. И в Нарокове, с ко-
торого он начал свой питерский
период («Таланты и поклонники»
в Малом драматическом театре),
и в так и не вышедшем к публике
Подколесине («Женитьба», тоже
МДТ), и даже в Победоносико-
ве – первой роли в Театре коме-
дии («Баня» Маяковского в пос-
тановке Александра Белинского,
1980). Прямо-таки по Станис-
лавскому этот артист-самоучка
искал доброго, когда играл злого,
и несчастного, нелепого, когда играл
 смешного.В «Доне Педро», что вот уже
семнадцать лет (срок небывалый
для антрепризного спектакля)
идет с аншлагами, его персонаж
поначалу не вызывает симпатии.
Недалекий обыватель, прижимис-
тый и завистливый, его Григорий
Васильевич проигрывал рядом с
коренным петербуржцем, интел-
лигентным и доброжелательным
Антоном Антоновичем, кото-
рого сначала играли Александр
Демьяненко, Игорь Дмитриев,
затем Николай Мартон, а ныне
играет Юрий Лазарев. Артист
постепенно разматывает «линию
роли», открывая в герое непри-
метные поначалу черты. Оба пер-
сонажа оказываются одинокими,
неприкаянными стариками. В фи-
нале зрители плачут, сочувствуя
парочке, но и умиляются, видя,
что они поддержат друг друга и не
сдадутся.
Надо полагать, ту же бодрость
человеческого духа продемонс-
трирует и новый спектакль, ре-
петиции которого заканчивает
художественный руководитель
Театра комедии Татьяна Казако-
ва, – «Блюз толстяка Фредди». Как
вы догадываетесь, в роли Фред-
ди – народный артист России Ми-
хаил Светин. Единственное, что
огорчает артиста – социальный
статус героя, миллионера и мафи-
ози. Опять надо доискиваться до
его доброты и бесталанности.
Алексеева Елена.




Вернуться к списку новостей

Генеральные партнеры

Информационные партнеры

Партнеры

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!