Любавина Е. В театр можно только верить// Театральные вести. 2010. янв
Все фотографии ()
Немногие сегодня не боятся
признать проблемы современного театра и времени, в котором всем нам довелось
жить. Татьяна Казакова делает это без сантиментов.
- Татьяна Сергеевна, с какой категорией артистов вы испытываете сегодня самые большие проблемы по части драматургии? Для кого нет ролей?
- С актерами среднего поколения, которое, на мой взгляд, сегодня отсутствует. Так не только в театре Комедии, это общая тенденция. Я много раз уже говорила, что поколение, которому сейчас лет 50, это поколение, которое не верило в то, что у него будет какое-либо будущее. Многие или уехали, или спились. Это касается и режиссеров, и артистов, и художников… И оказывается, что ничего не проходит бесследно. И сейчас потребность в артистах этого возраста очень большая. Потому что самых талантливых – их просто на куски раздирают. И в кино они востребованы, и в разных театрах они играют и так далее. Но если мы вспомним один из лучших театров всех времен – театр Товстоногова, у него был такой набор артистов, как на уровне мастеров первых, вторых и третьих ролей, что, как вы понимаете, сейчас ни одной труппы нет, даже близко сравнимой с той.
- С другой стороны, труппа Товстоногова была создана искусственно…
- Важно, что она была создана. Все остальное – это удача, счастье великое, но без этого все бессмысленно на театре. Потому что на театре самое главное – артист. И не один артист – а труппа. Труппа – это выразительные средства. Как ноты в музыке. Артисты должны быть инструментами. Они должны быть очень разными, для того чтобы держать театр. Но это – жизнь, это нормальная ситуация. И мы пытаемся решать проблемы как можем.
- А современная драматургия вам интересна?
- Надо признаться, что с современной драматургией сейчас очень тяжело. А современной комедии – ее вообще нет. На мой взгляд. И если пишут – то такую ерунду… С другой стороны, если такие названия, как «Втроем в постели», «Пижама для шестерых» и что-то еще подобное. Они обречены на зрительский успех, к сожалению. Это страшные итоги, что люди идут в театр посмотреть, похохотать и уйти домой пустыми. Потому что все-таки это театр, место, где должны ставиться пьесы с какими-то мыслями, идеями. А юмор ниже пояса, в котором захлебывается телевидение и даже многие театры, такой, от которого уже, на мой взгляд, всех тошнит, ничего кроме опустошения, оглупления и отупения человеку не дает. Поэтому мы пытаемся искать какую-то новую комедию. Но пока спасает только классика. С современными драматургами мы тоже поддерживаем отношения. Например, с Сергеем Носовым. Ждем от него пьесы. Я, например, люблю Людмилу Разумовскую. К сожалению, она сейчас мало пишет. В целом новая драматургия меня не очень радует. Потому что в большинстве своем современные драматурги, они пьесу строят. Делают некий чертеж, схему, по которой сработает это действо. Или другой вариант: пьеса начиняется высказываниями, довольно умными, по поводу сегодняшнего дня. Я имею в виду, к примеру, братьев Пресняковых сотоварищи. Для меня это такая газета, литература. Но не театр. В этом нет человеческого нутра. Живой истории
- Комедия для вас, руководителя театра Комедии, - принципиальный жанр?
- Комедия по жанру может быть очень разная. Есть комедия положений, черная, интеллектуальная комедия, и так далее. Корни русской комедии – всегда трагичны. Сухово-Кобылин, Салтыков-Щедрин, Гоголь и другие – это все очень сложные авторы, которые требуют высокого класса артистов, способных сыграть это так, как написано. А «Горе от ума» - это комедия или что? Как определить жанр этой пьесы? Я уже не говорю о «Чайке» или «Вишневом саде». Хотя Чехов все свои пьесы называл комедиями… Но поскольку к нему придирались, он стал писать что-то вроде «сцены из деревенской жизни». А на самом-то деле он и «Три сестры» называл комедией. Насколько я понимаю, определением «комедия» он высказывал свое отношение к жизни. Философское. Имея в виду, как это смешно и нелепо – на что тратят люди свою единственную жизнь, что она превращается в результате в комедию. Но вместе с тем, как вы знаете, все попытки играть его как комедию, обычно неинтересны. В Москве недавно была целая декада спектаклей, посвященных Чехову. И что там было? Одна форма. Режиссеры сегодня пытаются взять Чехова формой. У них актеры поют, танцуют. Они пытаются установить связь со зрительным залом, с современным зрителем, чтобы он смотрел. И если есть здесь какие-то достижения, то только в форме.
- С недавних пор бытует шутка, что классике надо дать передохнуть. Для этого, мол. Надо запретить ставить Шекспира, Чехова и прочих несколько лет. А вы что по этому поводу думаете? Классика продолжает быть актуальной?
- На сегодняшний день ситуация такова, что мы теряем связь с классикой. В каком смысле? Публика не смотрит. Это не кино или телевизор, который включил и иди куда хочешь, он сам по себе работает. Театр – это сцена, которая открыта зрительному залу. И публика должна смотреть на то, на что она хочет смотреть. А поскольку в смысле классики в свое время было очень много обязаловки, как вы помните, у людей есть уже к ней некое отторжение. В то же время когда на западе Чехов есть в репертуаре театра – это показатель уровня театра. Они так к этому относятся. В России же отторжение классики идет у наших людей еще со времен обязательной школьной программы. И будет оно еще долго. А в той же Германии, к примеру, один из самых сейчас востребованных сценой писатель – Горький.
- Это неудивительно. В Германии очень популярна «социалка» на театре…
- Ну, да. Для них театр – место, где можно поспорить, подискутировать. Это очень популярно. В России к театру отношение другое. У нас не вступают в дискуссию. В России в театр и театру очень верят.
- Татьяна Сергеевна, а планы на год театр комедии уже имеет?
- Конечно. Театр с одной стороны – творческая организация. С другой – планы мы просто обязаны составлять, как государственная организация. Но озвучивать их пока не будем. Лучше займемся постановкой новых спектаклей.
- Татьяна Сергеевна, с какой категорией артистов вы испытываете сегодня самые большие проблемы по части драматургии? Для кого нет ролей?
- С актерами среднего поколения, которое, на мой взгляд, сегодня отсутствует. Так не только в театре Комедии, это общая тенденция. Я много раз уже говорила, что поколение, которому сейчас лет 50, это поколение, которое не верило в то, что у него будет какое-либо будущее. Многие или уехали, или спились. Это касается и режиссеров, и артистов, и художников… И оказывается, что ничего не проходит бесследно. И сейчас потребность в артистах этого возраста очень большая. Потому что самых талантливых – их просто на куски раздирают. И в кино они востребованы, и в разных театрах они играют и так далее. Но если мы вспомним один из лучших театров всех времен – театр Товстоногова, у него был такой набор артистов, как на уровне мастеров первых, вторых и третьих ролей, что, как вы понимаете, сейчас ни одной труппы нет, даже близко сравнимой с той.
- С другой стороны, труппа Товстоногова была создана искусственно…
- Важно, что она была создана. Все остальное – это удача, счастье великое, но без этого все бессмысленно на театре. Потому что на театре самое главное – артист. И не один артист – а труппа. Труппа – это выразительные средства. Как ноты в музыке. Артисты должны быть инструментами. Они должны быть очень разными, для того чтобы держать театр. Но это – жизнь, это нормальная ситуация. И мы пытаемся решать проблемы как можем.
- А современная драматургия вам интересна?
- Надо признаться, что с современной драматургией сейчас очень тяжело. А современной комедии – ее вообще нет. На мой взгляд. И если пишут – то такую ерунду… С другой стороны, если такие названия, как «Втроем в постели», «Пижама для шестерых» и что-то еще подобное. Они обречены на зрительский успех, к сожалению. Это страшные итоги, что люди идут в театр посмотреть, похохотать и уйти домой пустыми. Потому что все-таки это театр, место, где должны ставиться пьесы с какими-то мыслями, идеями. А юмор ниже пояса, в котором захлебывается телевидение и даже многие театры, такой, от которого уже, на мой взгляд, всех тошнит, ничего кроме опустошения, оглупления и отупения человеку не дает. Поэтому мы пытаемся искать какую-то новую комедию. Но пока спасает только классика. С современными драматургами мы тоже поддерживаем отношения. Например, с Сергеем Носовым. Ждем от него пьесы. Я, например, люблю Людмилу Разумовскую. К сожалению, она сейчас мало пишет. В целом новая драматургия меня не очень радует. Потому что в большинстве своем современные драматурги, они пьесу строят. Делают некий чертеж, схему, по которой сработает это действо. Или другой вариант: пьеса начиняется высказываниями, довольно умными, по поводу сегодняшнего дня. Я имею в виду, к примеру, братьев Пресняковых сотоварищи. Для меня это такая газета, литература. Но не театр. В этом нет человеческого нутра. Живой истории
- Комедия для вас, руководителя театра Комедии, - принципиальный жанр?
- Комедия по жанру может быть очень разная. Есть комедия положений, черная, интеллектуальная комедия, и так далее. Корни русской комедии – всегда трагичны. Сухово-Кобылин, Салтыков-Щедрин, Гоголь и другие – это все очень сложные авторы, которые требуют высокого класса артистов, способных сыграть это так, как написано. А «Горе от ума» - это комедия или что? Как определить жанр этой пьесы? Я уже не говорю о «Чайке» или «Вишневом саде». Хотя Чехов все свои пьесы называл комедиями… Но поскольку к нему придирались, он стал писать что-то вроде «сцены из деревенской жизни». А на самом-то деле он и «Три сестры» называл комедией. Насколько я понимаю, определением «комедия» он высказывал свое отношение к жизни. Философское. Имея в виду, как это смешно и нелепо – на что тратят люди свою единственную жизнь, что она превращается в результате в комедию. Но вместе с тем, как вы знаете, все попытки играть его как комедию, обычно неинтересны. В Москве недавно была целая декада спектаклей, посвященных Чехову. И что там было? Одна форма. Режиссеры сегодня пытаются взять Чехова формой. У них актеры поют, танцуют. Они пытаются установить связь со зрительным залом, с современным зрителем, чтобы он смотрел. И если есть здесь какие-то достижения, то только в форме.
- С недавних пор бытует шутка, что классике надо дать передохнуть. Для этого, мол. Надо запретить ставить Шекспира, Чехова и прочих несколько лет. А вы что по этому поводу думаете? Классика продолжает быть актуальной?
- На сегодняшний день ситуация такова, что мы теряем связь с классикой. В каком смысле? Публика не смотрит. Это не кино или телевизор, который включил и иди куда хочешь, он сам по себе работает. Театр – это сцена, которая открыта зрительному залу. И публика должна смотреть на то, на что она хочет смотреть. А поскольку в смысле классики в свое время было очень много обязаловки, как вы помните, у людей есть уже к ней некое отторжение. В то же время когда на западе Чехов есть в репертуаре театра – это показатель уровня театра. Они так к этому относятся. В России же отторжение классики идет у наших людей еще со времен обязательной школьной программы. И будет оно еще долго. А в той же Германии, к примеру, один из самых сейчас востребованных сценой писатель – Горький.
- Это неудивительно. В Германии очень популярна «социалка» на театре…
- Ну, да. Для них театр – место, где можно поспорить, подискутировать. Это очень популярно. В России к театру отношение другое. У нас не вступают в дискуссию. В России в театр и театру очень верят.
- Татьяна Сергеевна, а планы на год театр комедии уже имеет?
- Конечно. Театр с одной стороны – творческая организация. С другой – планы мы просто обязаны составлять, как государственная организация. Но озвучивать их пока не будем. Лучше займемся постановкой новых спектаклей.
Вернуться к списку новостей