Пропуск в мир Комедии Касса 312-45-55

Визит дамы

Фридрих Дюрренматт

Скоростные поезда давно не делают остановку в обнищавшем городишке Гюллене, тихо умирающем где-то в Центральной Европе. Но однажды раздается роковой скрип тормозов – и на перроне появляется эффектная гостья, знаменитая миллиардерша Клара Цаханес...

17

Август
19:00

Соколинский Е. Юбилей? Юбилей! // Зрительный ряд. 2009. 16-31 окт. №16.


16 Октябрь 2009 Пресса о нас
С какой даты исчислять жизнь театра? – вопрос всегда спорный. В доме купца Елисеева, над знаменитым гастрономом (его теперь, увы, не существует) издавна существовали комедийные театры. Еще в 1904 здесь играли «Девушку с мышкой» и… «Гамлета», а в 1908 г. открылся «Невский фарс».
Все фотографии () Хорошо бы справлять юбилей с этих пор, однако официальной датой рождения признан 1929 г., когда здесь впервые образовалось государственное учреждение - молодой Театр Сатиры.
 
Руководил им режиссер Д.Г.Гутман. Спустя два года Сатиру объединили с театром «Комедия». Репертуар его ориентировался, по преимуществу, на индивидуальность «кружевницы» Е.М.Грановской. Получившийся гибрид назвали «Ленинградским Театром Сатиры и Комедии». Он привлекал публику шаловливыми водевилями, первыми советскими комедиями В.П.Катаева, В.В.Шкваркина, забавными эстрадными обозрениями. Хотя в Театр «забегали» Л.О.Утесов, Б.А.Бабочкин, Н.К.Черкасов, к середине 1930-х гг. Театр Сатиры и Комедии оказался на грани закрытия.
В 1935 г. уже Ленинградский Театр Комедии возглавил Николай Павлович Акимов. С этого момента и начинается настоящая жизнь Театра на Невском, 56. После «Собаки на сене» (1936), «Валенсианской вдовы» (1939) Лопе де Вега, «Школы злословия» Р.Шеридана (1937) и «Тени» Е.Шварца (1940), Театр Комедии называли одним из лучших театральных коллективов страны. Все же политические репрессии не могли не затронуть и это, вроде бы, безобидное учреждение. На 1949-1956 гг. Комедия осталась без руководителя. В 1956 г. Акимов вернулся. За последующие 12 лет он восстанавливает «Тень» и запрещенного во время войны «Дракона» Е.Шварца, «Двенадцатую ночь» У.Шекспира, ставит композиции по «Пестрым рассказам» А.П.Чехова (1960) и романтической поэме Д.Г.Байрона «Дон Жуан» (1963). Акимов помогает рождению новых комедий. Лучшие из них: «Обыкновенное чудо» Е.Шварца, сатирическая комедия Д.Аля и Л.Ракова «Опаснее врага». Театр Комедии при Акимове был чужд политической конъюнктуре, ироничен, ярок. Иллирия посреди хмурого Петербурга! В труппе театра: легендарные актеры: Л.П.Сухаревская, И.П.Зарубина, Е.В.Юнгер, А.Д.Бениаминов.

После смерти Акимова (1968) в Театр пришел режиссер В.С.Голиков. Голикову оказалась ближе всего высокая комедия и сатирическая проза. Лучшие его спектакли, философские, оригинальные по концепции: «Село Степанчиково и его обитатели» по Ф.М.Достоевскому (1970), первая российская постановка «Тележки с яблоками» Б.Шоу. В 1972 г. Голиков пригласил в Театр П.Н.Фоменко. Бурная режиссерская фантазия, искусство монтажа, изящная музыкальность восхищали в его постановках: «Этот милый старый дом» А.Арбузова (1972), «Троянской войны не будет» Ж.Жироду (1973), «Старый новый год» М.Рощина (1974). В 1977 г. Фоменко становится главным режиссером Театра Комедии. Самое значительное из созданного Фоменко в 1977-81 гг. – гневный «Теркин-Теркин» по двум поэмам А.Твардовского (1980). Большинство работ режиссера было решено в жанре трагикомического гротеска.

В 1983 Фоменко сменил Ю.Е.Аксенов (из его работ в репертуаре очень долго сохранялась «Зойкина квартира» М.Булгакова). В эпоху правления «тишайшего» Аксенова Театру, тем не менее, присвоили имя основателя, Н.П.Акимова. И отмечать юбилей, можно было бы, ведя отсчет с 1986-года.

Каждый талантливый режиссер носит свой театр в себе. Соответственно, нынешний Театр Комедии должен праздновать юбилей, имея в виду дату рождения:: 1995. В этом году главным режиссером назначили заслуженного деятеля искусств РФ Татьяну Сергеевну Казакову. Даже когда она в четвертый раз возвращает на афишу шварцевскую «Тень» или во второй раз «Призраки», любимого драматурга Акимова - Эдуардо де Филиппо, речь не идет о возобновлении, новой редакции. Это абсолютно самостоятельные сценические произведения, связанные с новым веком и собственной эстетикой.
Дебютировала Казакова гротескной пьесой Йосефа Бар-Йосефа «Трудные люди». Израильский писатель многому научился у русских классиков, прежде всего, у Чехова, Гоголя. Его герои нам близки и понятны. Н.П.Акимов утверждал: "юмор - первый признак человечности". Жениха из Иерусалима испытывают на чувство юмора. Этого испытания Лейзер не выдерживает. Спектакль о смехе и человечности непременно должен был появиться в Театре Комедии. Вслед за этим спектаклем вышла оригинальная версия редко идущей пьесы М.Е.Салтыкова-Щедрина «Тени», в сценической редакции Театра озаглавленная «Клавир для начинающих карьеру». Спектакль не обличал дореволюционное чиновничество. Сохраняя исторический антураж, Татьяна Казакова ставила вопрос в общем плане: возможно ли продвигаться по направлению к власти и сохранять человечность, порядочность. К острой мысли Салтыкова-Щедрина прибавлялись ноты исповедальности, даже лиризма.
Казакову мало интересует сюжет, интрига. Режиссер жесткий и решительный, она любит поэтический театр. Для нее важно настроение, тональность спектакля. В простых ситуациях: брат выдает сестру-«старую деву» замуж («Трудные люди»), ссорятся упрямые влюбленные («Влюбленные»), простушка борется за свое счастье и оказывается предана («Деревенская жена») - режиссер находит философскую подоплеку. Поэзия, грусть, ирония в ее спектаклях сосуществуют, образуя редкий сплав.
Обращаясь к драматургии XVIII (К.Гольдони) и даже XVII века (У.Уичерли), Казакова меняет условно-исторические маски на лица страдающих людей. Кроме того, представление «по-английски» или «по-итальянски» должно быть изысканно красиво. Традиционно высокий в Театре Комедии уровень сценографии поддерживают лучшие театральные художники Петербурга: Александр Орлов и Эмиль Капелюш. Для акимовского театра характерно внимание к зарубежной классике. Если комедии О.Уайльда «Как важно быть серьезным», «Доктор философии» Б.Нушича хорошо известны, то «Влюбленные» К.Гольдони и «Деревенская жена» У.Уичерли, «Голодранцы и аристократы» Э.Скарпетты – открытие для нашего зрителя.
Единственное в репертуаре название из русской классики - «Свадьба Кречинского», но зато первая часть трилогии А.В.Сухово-Кобылина и наиболее посещаема (наряду с «Тенью» и развеселым «Слишком женатым таксистом» Р.Куни). Дуэт темпераментного, насмешливого денди-шулера Кречинского (Михаил Разумовский) и его жалкого, затрапезного подручного Расплюева (Михаил Светин) заставляет зрителя с симпатией следить за их похождениями.
Конечно, шулеры, аристократы и голодранцы XIX века всегда привлекательны, однако без современников тоже не обойдешься. Одним из первых спектаклей нового главного режиссера стала премьера по пьесе саратовского комедиографа Алексея Слаповского «Мой вишневый садик». Знакомы чеховские ситуации. Персонажи попадают в условия теперешнего абсурдного бытия. Лирическую дилогию Казаковой (Гольдони, Уичерли) о женщинах прошлых веков дополняет комедия Ксении Драгунской «Яблочный вор».
 И в эпоху режиссерского театра славу его поддерживают актеры. В сегодняшней Комедии есть спектакли-бенефисы, поставленные для звезд. «Гарольд и Мод» К.Хиггинса и Ж.К.Каррьера для Ольги Антоновой, «Свидания в предместье» А.Вампилова для Анатолия Равиковича, «Средство Макропулоса» К.Чапека для Ирины Мазуркевич. В трогательно-смешном «Ретро» А.Галина сошлись прекрасные акимовские актеры: Вера Карпова, Борис Улитин, Светлана Карпинская.
 Казакова формирует и свою команду: Елена Руфанова, Сергей Русскин, Николай Смирнов, Наталья Андреева, Денис Зайцев, Сергей Кузнецов, Татьяна Полонская и другие. Из «акимовской гвардии» в спектаклях Казаковой заняты: «старейшина» Владимир Труханов, Борис Улитин, Валерий Никитенко.
Обновление Театра идет по всем фронтам. Пожалуй, можно считать седьмым или восьмым годом рождения 2009 г., когда Театр Комедии открылся после реконструкции, с модернизированной сценой, новым дизайном. Только когда и кто будет отмечать юбилей реконструированной Комедии? Впрочем, это не так уж и важно. Был бы театр живым.

Совсем скоро (16 и 17 октября) состоится премьера «Хитрой вдовы» К.Гольдони в постановке Татьяны Казаковой. Третья пьеса Гольдони на ее боевом счету. Будем надеяться, «Вдова» будет не хуже, чем «Самодуры» и «Влюбленные».
Евгений Соколинский




Вернуться к списку новостей

Генеральные партнеры

Информационные партнеры

Партнеры

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!