Пропуск в мир Комедии АБОНЕМЕНТЫ Касса 312-45-55

Аленький цветочек

Сергей Аксаков

Волшебное представление по мотивам  всеми любимой сказки Сергея Аксакова « Аленький цветочек» поставил  главный режиссёр театра кукол-марионеток им Е.С. Деммени   Эдуард Гайдай. Каждый раз,  выпуская новую работу, он соверш...

21

Апрель
12:00

Татьяна Казакова: "Откроешь замок - а внутри пустота" // Культура. 2008. 7 авг. № 30.


7 Август 2008 Пресса о нас
Завершившиеся не столь давно вступительные экзамены в творческие высшие учебные заведения пока что могут дарить только надежды, что через несколько лет наше театральное будущее предстанет не только количественно, но и качественно обновленным. Но каждый год эти же вузы не только принимают, но и выпускают из своих стен "смену поколений".
Все фотографии () И, что греха таить, не все выпускники оказываются востребованными в текущем театральном процессе. Но в ряде вузов и театров этот переход происходит естественно и закономерно, поскольку здесь существуют целевые актерские курсы, ориентированные в перспективе на определенный коллектив. Такие курсы в Санкт-Петербурге существуют, например, при Театре Комедии имени Н.Акимова, Театре на Васильевском, Детском театре "На Неве". С художественным руководителем одного из таких курсов петербургской Государственной академии театрального искусства и одновременно худруком Театра комедии Татьяной КАЗАКОВОЙ наш сегодняшний разговор - о подготовке нового театрального поколения.
- Татьяна Сергеевна, чем все-таки для вас ценнее "свои" курсы? Ведь театральный рынок огромен, можно просто походить на дипломные спектакли творческих вузов Москвы и Петербурга и выбрать подходящего молодого актера без специальных усилий .
- Есть надежда, что "свои" все-таки лучше. Да и им будет комфортнее адаптироваться в театре. Те ребята, с которыми мы четыре года вместе работали в институте, легче найдут понимание в театре, у них сложится правильное его восприятие. Ведь по сути и дальше продолжится привычная работа, только на другой территории и в законченных спектаклях. Я, уже не как педагог, а как режиссер, знаю достоинства и недостатки каждого. Вижу конкретные индивидуальности, которые могут состояться и развиться. А это очень важно.
 - К тому же и потенциальные артисты тоже видят достоинства и недостатки конкретного театра и адекватно его оценивают .
 
- Знаете, самое главное - это момент доверия. В Петербурге есть два театра, Малый драматический - Театр Европы и Театр имени Ленсовета, которые практически полностью состоят из учеников Льва Додина и в прошлом - Игоря Владимирова. По внутренней атмосфере эти театры совершенно незабываемы, чем сильно отличаются от многих прочих. Там все - и старшие, и молодые - выросли при театре. Они помнят его прошлые успехи, даже если сами не видели легендарных спектаклей. У них сохраняется некое общее ощущение этого театра, единая устремленность. Чаще же, когда какой-либо режиссер приходит в театр, он сталкивается с труппой, которая по сути ничем не объединена: ни общей школой, ни вкусами или стилем и т.п. Совершенно разные люди существуют там вперемешку, люди порой случайные, временные. - Это так, но давайте вернемся к моменту адаптации молодого артиста в профессиональном театре . - Это на самом деле серьезная вещь, которая подчас даже препятствует творчеству. Для меня очень важно, чтобы этот момент адаптации для молодого человека, приходящего в театр, был сокращен. Воспитанники же целевых курсов выросли в этих стенах. Их в театре все знают, начиная с ведущих артистов и заканчивая техническим персоналом. Они, как мне кажется, не испытывают того страха, а иногда и ужаса, которые, естественно, присущи любому человеку, приходящему в незнакомое место. И требуется длительное время, чтобы он от этого освободился. Наша же ситуация явно способствует активному вхождению в творческую жизнь. Мои ребята, еще будучи студентами, практически все были заняты в репертуаре. Сейчас они постепенно входят в уже идущие спектакли, и, естественно, я планирую занимать их в премьерных. - Все ли из поступивших уцелели в процессе учебы и вошли в трупу Театра Комедии ? - Нет, конечно. Я набрала в свое время девятнадцать человек: пять девочек и четырнадцать парней. Закончили учебу десять человек: три девочки и семь парней. Из них в труппу Театра Комедии приняты шестеро. - А как же остальные, отобранные "под Театр комедии "? - На самом деле, отбирала я их все-таки по способностям. И никаких жестких и однозначных условий не было. Самое главное для молодого артиста - найти тот театр, в котором его способности будут востребованы. - Но особая стилистика вашего театра разве не доминировала в подготовке артистов ? - Нет, не думаю. Все-таки мы готовили разносторонних артистов. Стилистика и особенности Театра Комедии больше учитывались при отборе выпускников в труппу. Я ведь видела, что есть ребята, которым надо идти в другие театры. Питерская Комедия - это театр острохарактерных артистов. А есть артисты драматические, они у нас могут сидеть без работы. И лучше, если они сразу пойдут в другое место. Во всяком случае, я со своими студентами всегда разговариваю честно и заранее некоторых предупреждаю, чтобы искали другие театры. Но такая уж судьба у артиста: его всегда будут выбирать. Даже те, кто остался в Театре Комедии, все равно будут нести бремя доказательства того, что мой выбор был неслучаен, что они соответствуют направлению этого театра. Никто не знает, как сложится жизнь. Судьба артиста очень драматична, и потому он должен быть хорошо подготовлен к разнообразной творческой жизни. Кстати, нынешнее время дает массу возможностей для подобного разнообразия: антреприза, разовые приглашения в театры, кино, сериалы. Можно не просто числиться в какой-либо труппе и ждать у моря погоды, но как-то пытаться самостоятельно реализоваться в творчестве.
- Ваш педагогический опыт оказался удачным? Выявились ли проблемы
?

- У нас, как мне кажется, пока все обстоит не так уж плохо. Я даже не думала, что со всем этим справлюсь, притом что максимально много времени уделяла студентам. И поняла на собственном опыте, что курсы не должны быть большими, ведь мастер обязан персонально работать с каждым студентом. И отвечать за каждого, кого он взял. Когда же набирается большое число студентов, сделать это невозможно.
- Сегодня много говорят о снижении не только творческого, но и общего культурного уровня абитуриентов. Вы с этим согласны
?
- Согласна. Действительно, уровень поступающих оставляет желать лучшего. Признаться, он очень низкий. Даже страшно становится, если говорить откровенно. Если нынешние абитуриенты - это будущее отечественного театра, то оно вызывает ощутимую тревогу. К сожалению, эти явления связаны не только с театральными вузами. Я слышала, как преподаватели Петербургского государственного университета жалуются на то же самое. Приходит поколение молодых людей, мало чем интересующихся, с отсутствием энергетического заряда. Того, что раньше называли одержимостью, максимализмом, честолюбием в хорошем смысле слова. Сейчас существует гораздо больше инфантилизма или прагматизма. Молодой человек заперт на очень много замков. Но страшно то, что, когда ты откроешь все эти замки, внутри может ничего не обнаружиться. Хотя театральным вузам все же проще, ведь речь прежде всего идет о способностях, а они или есть, или нет. Тут все очевидно. Главные критерии - темперамент, обаяние, заразительность, артистичность. Если это отсутствует, то человек вообще не должен заниматься актерством. Людей, обладающих подобными качествами, на мой взгляд, мало. А значит, и набирать нужно немногих. Наверное, стоит сократить количество актерских курсов. И только на достойных тратить свои силы, время и, в общем-то, свою жизнь. Да и к тому же любая театральная академия или институт должны вернуть себе престиж и авторитет.  
Алпатова И.



Вернуться к списку новостей

Генеральные партнеры

Информационные партнеры

Партнеры

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!