Ольга Антонова: «Желаю всем вещих снов» //Народный лекарь. 2012. 24 дек.
Все фотографии ()
. И это актриса считает настоящим подарком судьбы. В
нынешнем году Ольга Сергеевна отмечает юбилей, и наш журнал воспользовался
прекрасный поводом для встречи.
Возвращение шапочки
- Мне кажется, тот факт, что детство и юность вы провели в коммунальной квартире, которая находилась над служебными помещениями Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) Театра комедии, ставшего единственным и главным театром вашей жизни, уже был знаком судьбы. Вы согласны?
- Не думаю… Мы жили на шестом этаже, и вход в нашу квартиру совпадал со служебным входом в театр. Помнится, когда мы с братишкой поднимались по лестнице домой, дежурные зазывали нас к себе в театр. А после Театрального института (ЛГИТМиК) меня сразу же сюда пригласили. Пришла – и вижу тех же дежурных. Было очень трогательно.
- И все-таки какие-то события вашей жизни можно считать знаковыми?
- Наверное, у каждого существа в этом мире своя судьба, свой неординарный путь. У меня в жизни бывали, казалось бы, знаковые события. Но не всегда они «сбывались». А вот вещие сны я видела. Например, с подсказкой, куда мне надо пойти, даже со звуком открывающейся двери. Правда, таких снов было мало. Я даже пыталась сны загадывать и сокрушалась, что по просьбе вещие сны не снятся. - А приведите, пожалуйста, примеры своих вещих снов.
- Когда я училась в Театральном институте, жили мы бедно. Первая моя стипендия на первом курсе составляла 22 рубля. И мачеха привезла мне из Парижа шапочку из мохера – он тогда только появился. Чувствовала я себя парижанкой, казалось, что и жизнь моя круто изменилась: утром хотелось поскорее пойти куда-нибудь в новой шапочке, чтобы все ее заметили… А потом шапочка пропала. Я очень тосковала… И вдруг снится сон о том, что мне надо выйти из института, свернуть на Литейный, а там зайти в мужской обувной магазин. Причем я даже слышу, как открывается дверь. За прилавком стоит девушка с темной челочкой, за нею другая дверь, которая то и дело скрипит. Говорю: «Извините, я потеряла шапочку. У вас она быть не может?» В ответ: «Подождите минутку». Девушка уходит за скрипящую дверь и скоро приносит мою шапочку.
- Это во сне. А наяву?
- Наяву я сказала подружке: «Давай сходим. Я видела вот такой сон». А она: «Ну что мы пойдем? Над нами будут смеяться». Пошли. Входит. Дверь скрипит… И девушка с челочкой выносит мою шапочку. Потом, когда я, совершенно потрясенная, разбирала этот случай, вспомнила, что раньше заходила как раз в этот магазин и купила мужу шнурки. Видимо, мой «компьютер» в голове во сне сработал и подсказал, где именно я могла забыть шапочку. Где вы нашли такую императрицу! - А однажды за границей мне приснился совершенно невероятный сон: какая-то мраморная лестница с перилами, со знаменитым артистом Олегом Янковским мы подъезжаем к ней почему-то на велосипедах, затем он берет оба велосипеда, и мы поднимаемся по этой лестнице. Через пару дней – звонок: «Приезжайте срочно. Вы получили премию за лучшую женскую роль в фильме «Астенический синдром». Председателем жюри был Олег Янковский. (Потом фильм получил спецприз «Серебряный медведь» в Берлине.) Лестницы наяву не было, скорее, это метафора. Позже Олега Янковского режиссер Шахназаров пригласил в картину «Цареубийца» на роль царя Николая II, и очень долго искали актрису на роль императрицы Александры Федоровны. Янковский тогда сказал: «Есть такая актриса». Меня позвали, и снялась я в роли жены царя. Бывают такие сны. Иногда хочется узнать будущее, заказываешь сон – и ничего похожего на ответ не снится…
- Вы сыграли еще и роль другой императрицы – Екатерины II (фильм «Русский бунт»).
- К сожалению, про нее мне ничего не снилось. Тут я вас порадовать ничем не могу. Наверное, просто повезло. Режиссер картины К.Шахназаров в интервью говорил: когда съемочная группа приехала в Великобританию, родственники Романовых его спросили: «Где вы нашли такую императрицу?!» Он очень этим гордился. Помню в Петродворце красивых лошадей, старинные сани… На санях мы мерзли, и актерам подкладывали горячие мешки, изобретенные тут же. Потому что я, например, была в сафьяновых сапожках при морозе – 27 градусов.
- Роли неординарных русских цариц, конечно, – дело ответственное. Как вы к ним готовились?
- Про Екатерину я много знала еще до съемок. А с Александровой Федоровной пришлось «познакомиться» поближе: узнала больше и про ее болезнь (гемофилию), передающуюся по наследству только по мужской линии. Перед выходом в кадр я даже молилась – обращалась к императрице и просила помочь мне не наврать и не ошибиться, если только существует связь с нею через космос. Молодой человек полюбил…
- Как почти за полвека вашего служения Театру комедии изменилась публика?
- Зрители, которые приходят на наши спектакли, мне кажется, надеются найти силы для жизни. Я вижу много молодежи и стариков, что, разумеется, радует. И на спектакле «Гарольд и Мод» про старушку очень много молодежи.
- По-моему, он совсем не про чудаковатую старушку, скорее, про светлое восприятие жизни, существующее и в молодости, и в старости. - Что любишь, на что молишься - важно. У некоторых старость наступает уже в 18 лет: тусклый взгляд, неверие ни во что… Своих зрителей я обидеть не могу: столько жизненной энергии они дают в ответ на мои импульсы, чувствую тысячекратный отклик зала. Перестаю болеть, если «собиралась», они посылают мне и здоровье, и понимание.
- Нарисуйте портрет идеального зрителя.
- Идеальный зритель – это участник. Начнешь предложение – а он его закончит, потому что мысль буквально ловит за тобой. Вот вы же, когда с собеседником разговариваете, случается, что он отвечает два слова, а вы знаете остальную фразу? Тогда начинаете его перебивать, потому что знаете конец предложения, а он сердится… Идеальный зритель – интуитивный, который все понимает, мне на такого зрителя везло. - Несколько лет назад я посмотрела замечательный спектакль «Гарольд и Мод», где вы играете главную роль (6 лет назад за нее О.А. вручили высшую театральную премию «Золотой софит»). Публика чутко откликнулась на блестящие диалоги. Мне кажется, по характеру вы похожи на жизнерадостную старушку Мод… - Может быть, и похожа, жизнелюбие во мне есть, но есть и депрессивные моменты, которые я в свою героиню не «поселила». Захотелось, чтобы она отбывала в мир иной счастливой. Какой подарок она получила под конец жизни: ей признается в любви молодой человек! Дело же не в поцелуях, прикосновениях и подарках. Есть психологическая любовь, которая, я считаю, выше всего и дороже всего. Она дает силы жить и умирать.
Обычно роли поселяются в тебя и понемногу начинают владеть тобой. Начинаешь быть более свободным. Амплитуда понимания мира расширяется. Соприкасаясь с чужой судьбой, нередко думаешь, раз этот человек смог так поступить, то почему же не можешь ты?
В мире кукол и… стариков
Известно, что вам нравится шить забавных кукол и потом раздаривать их. Наверное, это увлечение помогает отдохнуть, способствует душевному здоровью?
- Раньше я кукол шила, но когда увидела, какие есть великие художники-мастера по куклам, поняла, что мне самой так не сделать! Могу даже показать вам кое-что из моей огромной коллекции. Покупаю кукол и теперь шью им платья, обувь, парики. Сейчас у меня больше ста кукол, пришлось купить им шкаф.
- К юбилею выйдет ваш бенефисный спектакль «Соло для часов с боем». Почему вы выбрали для праздника легендарную пьесу о стариках?
- Потому что я их очень люблю. Ведь старики – как дети, трогательные, беззащитные. Обычно в старости лицо становится очень выразительное, скульптурно прекрасное. Иногда в метро примеришь на себя лицо скукожившейся старушки и понимаешь, сколько она вынесла… Да и дело-то идет к старости, хочется походить в их шкуре, выработать в себе какие-то силы для дальнейшей жизни.
- Что вы пожелаете читателям журнала «Народный лекарь»?
- Верить в себя. Тогда подспудные силы в ответ тебя отблагодарят. А главное, конечно, здоровья. И вещих вам снов!
Беседовала Ирина Королева
Возвращение шапочки
- Мне кажется, тот факт, что детство и юность вы провели в коммунальной квартире, которая находилась над служебными помещениями Ленинградского (ныне Санкт-Петербургского) Театра комедии, ставшего единственным и главным театром вашей жизни, уже был знаком судьбы. Вы согласны?
- Не думаю… Мы жили на шестом этаже, и вход в нашу квартиру совпадал со служебным входом в театр. Помнится, когда мы с братишкой поднимались по лестнице домой, дежурные зазывали нас к себе в театр. А после Театрального института (ЛГИТМиК) меня сразу же сюда пригласили. Пришла – и вижу тех же дежурных. Было очень трогательно.
- И все-таки какие-то события вашей жизни можно считать знаковыми?
- Наверное, у каждого существа в этом мире своя судьба, свой неординарный путь. У меня в жизни бывали, казалось бы, знаковые события. Но не всегда они «сбывались». А вот вещие сны я видела. Например, с подсказкой, куда мне надо пойти, даже со звуком открывающейся двери. Правда, таких снов было мало. Я даже пыталась сны загадывать и сокрушалась, что по просьбе вещие сны не снятся. - А приведите, пожалуйста, примеры своих вещих снов.
- Когда я училась в Театральном институте, жили мы бедно. Первая моя стипендия на первом курсе составляла 22 рубля. И мачеха привезла мне из Парижа шапочку из мохера – он тогда только появился. Чувствовала я себя парижанкой, казалось, что и жизнь моя круто изменилась: утром хотелось поскорее пойти куда-нибудь в новой шапочке, чтобы все ее заметили… А потом шапочка пропала. Я очень тосковала… И вдруг снится сон о том, что мне надо выйти из института, свернуть на Литейный, а там зайти в мужской обувной магазин. Причем я даже слышу, как открывается дверь. За прилавком стоит девушка с темной челочкой, за нею другая дверь, которая то и дело скрипит. Говорю: «Извините, я потеряла шапочку. У вас она быть не может?» В ответ: «Подождите минутку». Девушка уходит за скрипящую дверь и скоро приносит мою шапочку.
- Это во сне. А наяву?
- Наяву я сказала подружке: «Давай сходим. Я видела вот такой сон». А она: «Ну что мы пойдем? Над нами будут смеяться». Пошли. Входит. Дверь скрипит… И девушка с челочкой выносит мою шапочку. Потом, когда я, совершенно потрясенная, разбирала этот случай, вспомнила, что раньше заходила как раз в этот магазин и купила мужу шнурки. Видимо, мой «компьютер» в голове во сне сработал и подсказал, где именно я могла забыть шапочку. Где вы нашли такую императрицу! - А однажды за границей мне приснился совершенно невероятный сон: какая-то мраморная лестница с перилами, со знаменитым артистом Олегом Янковским мы подъезжаем к ней почему-то на велосипедах, затем он берет оба велосипеда, и мы поднимаемся по этой лестнице. Через пару дней – звонок: «Приезжайте срочно. Вы получили премию за лучшую женскую роль в фильме «Астенический синдром». Председателем жюри был Олег Янковский. (Потом фильм получил спецприз «Серебряный медведь» в Берлине.) Лестницы наяву не было, скорее, это метафора. Позже Олега Янковского режиссер Шахназаров пригласил в картину «Цареубийца» на роль царя Николая II, и очень долго искали актрису на роль императрицы Александры Федоровны. Янковский тогда сказал: «Есть такая актриса». Меня позвали, и снялась я в роли жены царя. Бывают такие сны. Иногда хочется узнать будущее, заказываешь сон – и ничего похожего на ответ не снится…
- Вы сыграли еще и роль другой императрицы – Екатерины II (фильм «Русский бунт»).
- К сожалению, про нее мне ничего не снилось. Тут я вас порадовать ничем не могу. Наверное, просто повезло. Режиссер картины К.Шахназаров в интервью говорил: когда съемочная группа приехала в Великобританию, родственники Романовых его спросили: «Где вы нашли такую императрицу?!» Он очень этим гордился. Помню в Петродворце красивых лошадей, старинные сани… На санях мы мерзли, и актерам подкладывали горячие мешки, изобретенные тут же. Потому что я, например, была в сафьяновых сапожках при морозе – 27 градусов.
- Роли неординарных русских цариц, конечно, – дело ответственное. Как вы к ним готовились?
- Про Екатерину я много знала еще до съемок. А с Александровой Федоровной пришлось «познакомиться» поближе: узнала больше и про ее болезнь (гемофилию), передающуюся по наследству только по мужской линии. Перед выходом в кадр я даже молилась – обращалась к императрице и просила помочь мне не наврать и не ошибиться, если только существует связь с нею через космос. Молодой человек полюбил…
- Как почти за полвека вашего служения Театру комедии изменилась публика?
- Зрители, которые приходят на наши спектакли, мне кажется, надеются найти силы для жизни. Я вижу много молодежи и стариков, что, разумеется, радует. И на спектакле «Гарольд и Мод» про старушку очень много молодежи.
- По-моему, он совсем не про чудаковатую старушку, скорее, про светлое восприятие жизни, существующее и в молодости, и в старости. - Что любишь, на что молишься - важно. У некоторых старость наступает уже в 18 лет: тусклый взгляд, неверие ни во что… Своих зрителей я обидеть не могу: столько жизненной энергии они дают в ответ на мои импульсы, чувствую тысячекратный отклик зала. Перестаю болеть, если «собиралась», они посылают мне и здоровье, и понимание.
- Нарисуйте портрет идеального зрителя.
- Идеальный зритель – это участник. Начнешь предложение – а он его закончит, потому что мысль буквально ловит за тобой. Вот вы же, когда с собеседником разговариваете, случается, что он отвечает два слова, а вы знаете остальную фразу? Тогда начинаете его перебивать, потому что знаете конец предложения, а он сердится… Идеальный зритель – интуитивный, который все понимает, мне на такого зрителя везло. - Несколько лет назад я посмотрела замечательный спектакль «Гарольд и Мод», где вы играете главную роль (6 лет назад за нее О.А. вручили высшую театральную премию «Золотой софит»). Публика чутко откликнулась на блестящие диалоги. Мне кажется, по характеру вы похожи на жизнерадостную старушку Мод… - Может быть, и похожа, жизнелюбие во мне есть, но есть и депрессивные моменты, которые я в свою героиню не «поселила». Захотелось, чтобы она отбывала в мир иной счастливой. Какой подарок она получила под конец жизни: ей признается в любви молодой человек! Дело же не в поцелуях, прикосновениях и подарках. Есть психологическая любовь, которая, я считаю, выше всего и дороже всего. Она дает силы жить и умирать.
Обычно роли поселяются в тебя и понемногу начинают владеть тобой. Начинаешь быть более свободным. Амплитуда понимания мира расширяется. Соприкасаясь с чужой судьбой, нередко думаешь, раз этот человек смог так поступить, то почему же не можешь ты?
В мире кукол и… стариков
Известно, что вам нравится шить забавных кукол и потом раздаривать их. Наверное, это увлечение помогает отдохнуть, способствует душевному здоровью?
- Раньше я кукол шила, но когда увидела, какие есть великие художники-мастера по куклам, поняла, что мне самой так не сделать! Могу даже показать вам кое-что из моей огромной коллекции. Покупаю кукол и теперь шью им платья, обувь, парики. Сейчас у меня больше ста кукол, пришлось купить им шкаф.
- К юбилею выйдет ваш бенефисный спектакль «Соло для часов с боем». Почему вы выбрали для праздника легендарную пьесу о стариках?
- Потому что я их очень люблю. Ведь старики – как дети, трогательные, беззащитные. Обычно в старости лицо становится очень выразительное, скульптурно прекрасное. Иногда в метро примеришь на себя лицо скукожившейся старушки и понимаешь, сколько она вынесла… Да и дело-то идет к старости, хочется походить в их шкуре, выработать в себе какие-то силы для дальнейшей жизни.
- Что вы пожелаете читателям журнала «Народный лекарь»?
- Верить в себя. Тогда подспудные силы в ответ тебя отблагодарят. А главное, конечно, здоровья. И вещих вам снов!
Беседовала Ирина Королева
Вернуться к списку новостей