Вера Карпова // Зрительный ряд. 2008. № 2 (46), 1-15 февраля
Все фотографии ()
-- Я вдруг вспомнила то волнение, которое испытала еще в детстве,
впервые попав на сцену, -- рассказывает Вера Александровна. -- Было это в
актовом зале нашей ленинградской 216-й школы. Я читала стихи Пушкина:
Пятнадцать лет мне скоро минет;
Дождусь ли радостного дня?
Как он вперед меня подвинет!..
Я вышла в красном плаще Пажа, который умыкнула для моего выступления моя тетушка, работавшая костюмером в брянцевском ТЮЗе (плащ из спектакля "Ромео и Джульетта", где играли кумиры ленинградской детворы Сошальский, Мамаева). Мы, послевоенные дети, воспитывались под лозунгом: "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью". И когда открылись двери Дворца пионеров, то ринулись во все кружки. Уроки учить было некогда. У меня кружок фотографии, хоровой, железнодорожный, ботанический, стрелковый, фигурного катания... Но подзадержалась я в кружке художественного слова, где был замечательный руководитель Борис Федорович Музалев. Кстати, актер Театра комедии. Как иногда интересно поворачивается судьба. В кружок ходили девочки и мальчики из разных школ: Сережа Юрский, Миша Козаков, Танечка Доронина, Леша Кожевников... Хорошие имена. (Улыбается). А потом Москва, учеба в Вахтанговской школе, которую теперь называют "Щукой". Там я приобрела друзей на всю жизнь -- Нину Дорошину, Шуру Ширвиндта, Миру Кнушевицкую. Недавно мы отметили 50-летие нашего звездного курса. Все мои сокурсники стали ведущими актерами разных театров страны. Не успела оглянуться, как в 2006 году отпраздновала "золотую свадьбу" с моим любимым, единственным театром -- 50 лет в знаменитой акимовской Комедии... Так сколько же я тогда живу на свете? Грядет какая-то страшная дата! Казалось, это может быть у кого-то, но чтобы она возникла в моем паспорте и сознании! Честно говоря, я на это даже не рассчитывала.
-- В 1956 году театр выбрал вас или вы его?
-- Хочу верить, что это произошло взаимно. Николай Павлович Акимов, побывав на наших выпускных экзаменах, пригласил в свою труппу троих -- Инну Ульянову, Ширвиндта и меня. Его театр гремел не только на весь Союз, но и на всю Европу. Говорили, что не побывать в этом театре на спектакле, у Николая Павловича в кабинете -- значит, не побывать в Ленинграде. Удивительная труппа была у Акимова. Легенды -- Юнгер, Уварова, Зарубина, Усков, Панков, Трофимов... А мы, молодые (Ульянова, Леонидов, Воропаев, Милиндер, Прохорова), играли рядом с ними. Эти образованнейшие, веселые, остроумные люди относились к нам, как к равным. Театр сразу стал для нас любимым домом. Постоянные обсуждения спектаклей, читки новых пьес, знакомство с зарубежной литературой, встречи с интересными людьми... А рассказы Николая Павловича после его возвращения из-за границы, которые иногда собирали целые залы! Нам тоже хотелось "подтянуться". Мы не пропускали ни одной выставки, ездили на премьеры в Москву, много читали, брались за французский.
-- В вашем театре по сей день работают несколько акимовцев, актеров "старой гвардии". Теперь, наверное, вы ощущаете себя последними из могикан?
-- Последними из могикан были те замечательные артисты акимовской труппы, с которыми нам, к счастью, довелось встретиться. Думаю, и сейчас нам дает силы энергия, которой удалось заразиться от того прекрасного театра, от тех легендарных актеров. Николай Павлович научил нас с иронией, легко и с юмором относиться к себе, к своим успехам и неуспехам. Чему я и следую, а выводы делаю для себя очень и очень серьезные.
-- Как вам, Вера Александровна, молодежь, которая сегодня выходит на сцену?
-- Это у нас, акимовцев, в крови -- относиться к молодым с любопытством и завистью к их возрасту, как говорил мэтр. Когда мы пришли в театр, нас приняли с распростертыми объятиями, мы получили столько любви от наших старших товарищей, что впитали это. И наш долг -- принять тех ребят, которые приходят сегодня, так, как когда-то приняли нас, поддержать, чтобы им не было неуютно, как-то приласкать их, даже дать им аванс вперед, чтобы не споткнулись на первых шагах. А уже потом у каждого судьба -- в своих руках. В театре много талантливой молодежи. Работать с ними любопытно. Я с удовольствием партнерствовала с Ксенией Каталымовой (жаль, что она ушла из театра), с Денисом Зайцевым. Впрочем, теперь это уже наши молодые мастера. И Лена Руфанова, и Ира Сотикова, и Наташа Ткаченко. И, конечно, Таня Полонская!.. Нравится, как в нашу труппу вписывается Лиза Александрова. Желаю нашей молодежи также проникнуться той энергией, что передавали когда-то нам великие мастера, и стараться сохранить ту культуру, которой славился театр Акимова.
Беседовала Светлана Мазурова
Пятнадцать лет мне скоро минет;
Дождусь ли радостного дня?
Как он вперед меня подвинет!..
Я вышла в красном плаще Пажа, который умыкнула для моего выступления моя тетушка, работавшая костюмером в брянцевском ТЮЗе (плащ из спектакля "Ромео и Джульетта", где играли кумиры ленинградской детворы Сошальский, Мамаева). Мы, послевоенные дети, воспитывались под лозунгом: "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью". И когда открылись двери Дворца пионеров, то ринулись во все кружки. Уроки учить было некогда. У меня кружок фотографии, хоровой, железнодорожный, ботанический, стрелковый, фигурного катания... Но подзадержалась я в кружке художественного слова, где был замечательный руководитель Борис Федорович Музалев. Кстати, актер Театра комедии. Как иногда интересно поворачивается судьба. В кружок ходили девочки и мальчики из разных школ: Сережа Юрский, Миша Козаков, Танечка Доронина, Леша Кожевников... Хорошие имена. (Улыбается). А потом Москва, учеба в Вахтанговской школе, которую теперь называют "Щукой". Там я приобрела друзей на всю жизнь -- Нину Дорошину, Шуру Ширвиндта, Миру Кнушевицкую. Недавно мы отметили 50-летие нашего звездного курса. Все мои сокурсники стали ведущими актерами разных театров страны. Не успела оглянуться, как в 2006 году отпраздновала "золотую свадьбу" с моим любимым, единственным театром -- 50 лет в знаменитой акимовской Комедии... Так сколько же я тогда живу на свете? Грядет какая-то страшная дата! Казалось, это может быть у кого-то, но чтобы она возникла в моем паспорте и сознании! Честно говоря, я на это даже не рассчитывала.
-- В 1956 году театр выбрал вас или вы его?
-- Хочу верить, что это произошло взаимно. Николай Павлович Акимов, побывав на наших выпускных экзаменах, пригласил в свою труппу троих -- Инну Ульянову, Ширвиндта и меня. Его театр гремел не только на весь Союз, но и на всю Европу. Говорили, что не побывать в этом театре на спектакле, у Николая Павловича в кабинете -- значит, не побывать в Ленинграде. Удивительная труппа была у Акимова. Легенды -- Юнгер, Уварова, Зарубина, Усков, Панков, Трофимов... А мы, молодые (Ульянова, Леонидов, Воропаев, Милиндер, Прохорова), играли рядом с ними. Эти образованнейшие, веселые, остроумные люди относились к нам, как к равным. Театр сразу стал для нас любимым домом. Постоянные обсуждения спектаклей, читки новых пьес, знакомство с зарубежной литературой, встречи с интересными людьми... А рассказы Николая Павловича после его возвращения из-за границы, которые иногда собирали целые залы! Нам тоже хотелось "подтянуться". Мы не пропускали ни одной выставки, ездили на премьеры в Москву, много читали, брались за французский.
-- В вашем театре по сей день работают несколько акимовцев, актеров "старой гвардии". Теперь, наверное, вы ощущаете себя последними из могикан?
-- Последними из могикан были те замечательные артисты акимовской труппы, с которыми нам, к счастью, довелось встретиться. Думаю, и сейчас нам дает силы энергия, которой удалось заразиться от того прекрасного театра, от тех легендарных актеров. Николай Павлович научил нас с иронией, легко и с юмором относиться к себе, к своим успехам и неуспехам. Чему я и следую, а выводы делаю для себя очень и очень серьезные.
-- Как вам, Вера Александровна, молодежь, которая сегодня выходит на сцену?
-- Это у нас, акимовцев, в крови -- относиться к молодым с любопытством и завистью к их возрасту, как говорил мэтр. Когда мы пришли в театр, нас приняли с распростертыми объятиями, мы получили столько любви от наших старших товарищей, что впитали это. И наш долг -- принять тех ребят, которые приходят сегодня, так, как когда-то приняли нас, поддержать, чтобы им не было неуютно, как-то приласкать их, даже дать им аванс вперед, чтобы не споткнулись на первых шагах. А уже потом у каждого судьба -- в своих руках. В театре много талантливой молодежи. Работать с ними любопытно. Я с удовольствием партнерствовала с Ксенией Каталымовой (жаль, что она ушла из театра), с Денисом Зайцевым. Впрочем, теперь это уже наши молодые мастера. И Лена Руфанова, и Ира Сотикова, и Наташа Ткаченко. И, конечно, Таня Полонская!.. Нравится, как в нашу труппу вписывается Лиза Александрова. Желаю нашей молодежи также проникнуться той энергией, что передавали когда-то нам великие мастера, и стараться сохранить ту культуру, которой славился театр Акимова.
Беседовала Светлана Мазурова
Вернуться к списку новостей