Пропуск в мир Комедии АБОНЕМЕНТЫ Касса 312-45-55

Бешеные деньги

Александр Островский

У красавицы Лидии Чебоксаровой, привыкшей жить на широкую ногу, масса поклонников, но никто из них не готов сделать предложение придирчивой охотнице за богатым мужем, пока на горизонте не появляется скромный влюблённый провинциал Васильков. Прияте...

27

Июль
19:00

Остается ждать Офелию…// Вечерний Петербург. 2013. 6 февр. № 21.


6 Февраль 2013 Пресса о нас
Это она учила в фильме «Неподдающиеся» главную героиню строить глазки герою Юрия Никулина; отчаянно перебегала дорогу в фильме «Улица полна неожиданностей», отчего ей пришлось выслушать сентенции постового — Сергея Филиппова; юлила, обманывала, изменяла несчастному мужу — Геннадию Воропаеву в экранизации чеховских рассказов…
Все фотографии () Мастерство этой актрисы, всю творческую жизнь отдавшей Театру Комедии и сыгравшей немало ролей в лучших советских кинокомедиях, пригодилось и иным жанрам: в фильмах и сериалах «Луной был полон сад», «Бедный бедный Павел», «История зечки» и, наконец, «Преступление и наказание», где она предстала самой коллежской секретаршей Аленой Ивановной. 
Несмотря на достойный список киноработ, Вера Карпова прежде всего — выдающаяся театральная актриса. Она была одной из любимейших актрис Николая Акимова, пригласившего ее в Комедию. (Вот цитата из интервью Романа Виктюка журналистке Светлане Мазуровой: «Когда я вижу Веру Карпову, мне всегда кажется, что я слышу пожелания и заветы Николая Павловича нам, живущим в XXI веке. И я ощущаю, что Акимов среди нас. Через нее я слышу его».) Следующий худрук Комедии, Вадим Голиков, называл ее «мастерицей экстра-класса». Репертуар своего театра не мыслил без нее и Петр Фоменко…
«Когда было тяжело, я говорила себе: кому-то еще тяжелее…» — Вера Александровна, вы служите в Театре Комедии без малого шестьдесят лет. Как такой маленькой, хрупкой женщине удавалось на протяжении стольких лет занимать весомое положение в труппе? Что нужно — умение бороться?
— Умение терпеть — даже то, что ты не должен терпеть. Умение оказаться в нужное время в нужном месте. Не сотворять себе кумира среди артистов. В театре всем улыбаться, даже если не знаешь, кто перед тобой. Обязательно приходить раньше всех на репетицию. Знать заранее весь текст — как Сергей Юрский…
А теперь важный нюанс. Ничего из этого у меня нет. И как я продержалась в Театре Комедии столько лет — загадка. Я не умела еще многое из того, что лучше уметь актрисе. Например: активно участвовать в жизни Союза театральных деятелей. Отдавать в музей костюмы, которые тебе создал известный художник. Состоять в театральной женской (а можно и мужской) футбольной команде. А если серьезно… Может быть, надо просто считать, что все твои коллеги достойны большего, а ты получаешь то, что тебе положено. В тяжелые периоды я говорила себе: кому-то еще тяжелее. Кстати, когда я только поступила в театр, я выучила имена и отчества всех его сотрудников, независимо от того, кто артист, а кто уборщица. Самое важное умение — уважительно относиться ко всем. Иначе в театре жить нельзя. — Простите за банальность. У вас есть сожаление о несыгранных ролях?
— Мне повезло. Знаете почему? Сыграть Джульетту, Нину Заречную, Офелию мечтает каждая молодая актриса, а я сыграла их не так давно. Джульетту — в картине Сергея Снежкина «Мечта». Там действие происходит в доме престарелых, где живут и артисты, разыгрывающие друг другу спектакли. Я и Иван Краско — двое «престарелых» — исполняем шекспировскую сцену на балконе. Нину Заречную я сыграла в проекте о театре осужденных. В этом театре были пожилые артисты, и несоответствие возрасту персонажа не имело значения. Итак, остается ждать Офелию…
«Петербург я считаю истинной столицей» — Вы всю жизнь прожили в Петербурге…
— Я родилась в знаменитом Фонтанном доме. Врачи сказали маме, что через несколько дней родится мальчик. Она пошла в баню, вернулась, после нее туда отправился папа, а придя домой, он увидел на столе уже завернутую в пеленки девочку. Это и была Вера Александровна. Замечательный Фонтанный садик скрашивал мое детство даже в военное время. Рядом разворачивалась трагедия, о которой мы, дети, не подозревали, а связана она была с судьбой великого поэта Ахматовой. Видя Анну Андреевну или Пунина, мы, конечно, не могли знать о страданиях этих людей. К Ахматовой я бегала с просьбой написать какие-нибудь стихи к тому или иному празднику, а она отвечала, что к праздникам стихи не пишет. Однажды Анна Андреевна остановила моего брата и строго сказала: «Мальчик, меня никак нельзя фотографировать, быстро вытащи пленку». Она была под надзором. Спустя годы, репетируя роль репрессированной балерины (этот проект не состоялся), я окунулась в литературу по теме репрессий и тогда в какой-то мере поняла, что терпели люди в то время.
 
 Петербург я считаю истинной столицей — при том, что мне дорога Москва, приютившая меня на четыре года, когда я училась в Щукинском. Москва подарила много друзей (зная, что я живу на стипендию, меня подкармливали некоторые семьи), большие знания, изумительных педагогов, которых я помню каждый день. Это Владимир Иванович Москвин, сын выдающегося мхатовского актера, Цецилия Львовна Мансурова, первая Турандот в великом спектакле Вахтангова «Принцесса Турандот» 1922 года, Вера Константиновна Львова, Борис Евгеньевич Захава, Владимир Абрамович Этуш… Мы, воспитанники, не только видели их в спектаклях, но и выходили с ними на сцену. Юрий Петрович Любимов обожал нас разыгрывать. Однажды за кулисами во время спектакля, когда я готовилась к выходу, он попросил подержать свисающий канат, а сам исчез. Я стою, вцепившись в канат и нервно озираясь по сторонам, а Любимов только перед самым моим выходом на сцену появляется и спрашивает, как ни в чем не бывало: «А чего ты за канат схватилась? Его не надо держать». И есть для меня третья столица. Это дачный участок №300 в одном садоводстве Ленинградской области. Эта «усадьба» вызывает во мне огромную радость и огромную ненависть. Она отнимает все мои силы, я постоянно думаю, что туда купить, чтобы вырос какой-нибудь цветочек. Летом там мерзну ночами, хоть никакая еда на грядках все равно не растет. «Николай Акимов был словно из другой, несоветской реальности» — Хотя вы работали с очень многими режиссерами, для зрителей старшего поколения вы прежде всего акимовка. Каким в вашей памяти остался Акимов?
— Стало уже штампом называть Николая Павловича человеком Ренессанса: из-за его разносторонности, жадной открытости жизни. Но куда денешься: он действительно из эпохи Возрождения. И, придя в театр в 1956 году (Акимов взял в труппу меня и мою однокурсницу Инночку Ульянову), я поняла, что мне необходимо постоянно творчески напитывать себя. Интересоваться литературой, живописью, музыкой. Иначе я не буду ему интересна.
Николай Павлович был словно из другой — несоветской — реальности, это проявлялось в его дерзком, парадоксальном мышлении. То, что он как режиссер предлагал, не вписывалось в наши реалии. Вот, например, мы ставили «Повесть о молодых супругах» Шварца. Моя героиня — детдомовская девчонка, которая только что вышла замуж. И она общается с куклами: когда опечалена — жалуется им, когда счастлива — кувыркается с ними. Пьеса статична, в ней много монологов. И Николай Павлович захотел придать моей героине движение, и по его эскизу мне сшили брюки. Что это было! У кого еще из женщин в 50-е были такие стильные брюки? Я не могла отказать себе в удовольствии ходить в них по улице. И помню, иду по Невскому, а мне кто-то вслед так строго: «Девушка, юбки продаются в ДЛТ на втором этаже!» И потом на обсуждении спектакля цензоры придрались к очень яркой клетчатой куртке одного из персонажей: «Как? Разве может научный сотрудник носить такое?» После обсуждения я спросила Николая Павловича, почему он так долго не хотел уступить эту куртку. На что Акимов сказал: «Да? А кто бы разрешил ваши брюки, если бы я все внимание не отвлек на куртку?» — Сегодня, в день юбилея, вы выйдете на сцену Комедии в спектакле «Ретро». За что вы его любите?
— Мы любим его во многом потому, что его безумно любят зрители. Наш актерский состав — команда, и мастерство заключается в том, чтобы выиграть «матч». Порой, говоря образно, приходится пропускать свой выход к воротам, заканчивать сцену раньше, чтобы не нарушить тонкость момента (иногда жертвуя смехом или аплодисментами, предназначенными тебе). Главное — выиграть ради общего смысла. Мы надеемся, что этот спектакль проживет долго, заставляя зрителей смеяться и «прослезяться».
 
 Автор: Авраменко Евгений  






Вернуться к списку новостей

Генеральные партнеры

Информационные партнеры

Партнеры

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!