Мазурова С. Вера Карпова отметит 80-летие на сцене // Российская газета. 2013. 6 февр.
Все фотографии ()
В Театре комедии Вера
Карпова служит 56 лет. Ее по праву называют "акимовкой",
"последней из могикан". В труппу она была принята самим Акимовым
сразу после окончания Щукинского училища. "Так и подзадержалась, прижилась
здесь на всю жизнь", - обычно говорит она журналистам.
- Я пришла в эту гримерку в 1956 году. Это была гримуборная Николая Трофимова. Помню, как вошла туда в первый день, там сидел Николай Николаевич, и жена Танечка кормила его творожком. Мы какое-то время делили одну гримерку на двоих. Я тогда играла всего в одном спектакле, а он не был в нем занят. Когда уходили из жизни наши великие артисты, освобождались "престижные" гримерные, но я навсегда осталась в своей, очень дорогой для меня.
В спектакле мастера "Тень" по пьесе Евгения Шварца она играла Аннунциату, а партнерами были замечательные артисты Геннадий Воропаев, Лев Милиндер, Алексей Савостьянов. Вера Александровна часто вспоминает советы и шутки Акимова. Например, она рассказала корреспонденту "РГ", как выдающийся режиссер учил актеров воспринимать свои успехи и неуспехи. "Надо уметь относиться к себе с иронией, особенно, если вы женщина", - говорил он нам. Как-то вышла премьера. И появилась рецензия. Всем досталось. Раскритиковали спектакль, написали, что моя героиня необаятельная, непривлекательная. Я, молодая актриса, со слезами подхожу к Николаю Павловичу и показываю газету: "Видите, меня ругают". На всю жизнь запомнила его слова: "Вообще-то, неважно, хвалят или ругают. Важно, в какой компании!" 11 лет Карпова работала с Акимовым. А потом были другие режиссеры - Вадим Голиков, Михаил Левитин, Роман Виктюк, Петр Фоменко, Юрий Аксенов, Татьяна Казакова. Сегодня актриса с удовольствием играет в театре ключницу Феону в пьесе Островского "Не все коту масленица", а недавно с успехом сыграла бабушку в постановке молодого режиссера Семена Серзина "Мечтатели" по пьесе французского драматурга Мишеля Фермо "Двери хлопают".
Кстати Режиссер Виталий Мельников снимал Веру Карпову в фильмах "Последнее дело Вареного", "Луной был полон сад", "Бедный, бедный Павел". В 2007 году актриса сыграла старуху-процентщицу в телефильме Дмитрия Светозарова "Преступление и наказание".
Прямая речь Александр Ширвиндт: Вера Александровна, ты наша гордость, у нас в Москве гордости больше не осталось, одна надежда на тебя. Мы, твои однокашники, дико гордимся, что ты стала уже практически единственным святым (после памятника Петру), что осталось в Питере, да и в стране.
Нина Дорошина: Веруня, милая, как быстро пробежало время! С большой радостью я вспоминаю наши студенческие годы, наши веселые пирушки, нашу большую дружбу на курсе. Ты у нас самая очаровательная, самая милая, самая любимая. Здоровья тебе, молодости вечной, обаяния, которое всегда у тебя было - чтобы все при тебе осталось!
Роман Виктюк: Удивительная Верочка Карпова олицетворяет сегодня для меня Театр комедии, который начинал и выстрадал Акимов. Все лучшее, что было в этом театре, она в себе взрастила, аккумулировала и, как святой человек, своим светом, своим искусством всю жизнь служит этому театру. (Святые освящают то место, где они служат). Я помню, как она играла Аннунциату в удивительном спектакле "Тень". Она была настолько жива, неотразима, она энергетически летала в этой сказке Шварца - над землей, над страной. И я верю, что когда Шварц писал эту пьесу, в нем было это ощущение. Как будто это было вчера… Театр комедии приехал в Москву на гастроли, играли в Театре сатиры, а рядом, в гостинице "Пекин", жил Акимов. И во время спектакля сообщили, что он умер. Их учитель, их бог. Не забыть то, что было в финале. Всем спектаклем артисты клялись ему в верности навсегда. Потом, когда я ставил в Театре комедии пьесу Зорина "Незнакомец", мы встретились с Верой Карповой. У нее была сцена любви с Сергеем Дрейденом. Она была так счастлива, что играет с этим удивительным артистом. Смотрела на него, восхищалась - у нее глаза вылезали из орбит! - и забывала свой текст. Но она сумела стать таким же инопланетянином. Они играли фантастически. Зорин, человек эмоциональный, когда приехал на премьеру, хватался за голову: "Я этого не писал! Только чувствовал, когда писал и думал о своей жене, о любви, плакал и радовался". Это самое великое - играть эти ощущения, то, что драматург воплотил на бумаге. Вера это умела и умеет делать. Я всегда вспоминаю эти удивительные творческие моменты. Веруся, я тебе желаю только одного: до последнего вскрика твоей любвеобильной души выходи на сцену. Как делали это те великие артисты, которые наполняли пространство ленинградского Театра комедии.
- Я пришла в эту гримерку в 1956 году. Это была гримуборная Николая Трофимова. Помню, как вошла туда в первый день, там сидел Николай Николаевич, и жена Танечка кормила его творожком. Мы какое-то время делили одну гримерку на двоих. Я тогда играла всего в одном спектакле, а он не был в нем занят. Когда уходили из жизни наши великие артисты, освобождались "престижные" гримерные, но я навсегда осталась в своей, очень дорогой для меня.
В спектакле мастера "Тень" по пьесе Евгения Шварца она играла Аннунциату, а партнерами были замечательные артисты Геннадий Воропаев, Лев Милиндер, Алексей Савостьянов. Вера Александровна часто вспоминает советы и шутки Акимова. Например, она рассказала корреспонденту "РГ", как выдающийся режиссер учил актеров воспринимать свои успехи и неуспехи. "Надо уметь относиться к себе с иронией, особенно, если вы женщина", - говорил он нам. Как-то вышла премьера. И появилась рецензия. Всем досталось. Раскритиковали спектакль, написали, что моя героиня необаятельная, непривлекательная. Я, молодая актриса, со слезами подхожу к Николаю Павловичу и показываю газету: "Видите, меня ругают". На всю жизнь запомнила его слова: "Вообще-то, неважно, хвалят или ругают. Важно, в какой компании!" 11 лет Карпова работала с Акимовым. А потом были другие режиссеры - Вадим Голиков, Михаил Левитин, Роман Виктюк, Петр Фоменко, Юрий Аксенов, Татьяна Казакова. Сегодня актриса с удовольствием играет в театре ключницу Феону в пьесе Островского "Не все коту масленица", а недавно с успехом сыграла бабушку в постановке молодого режиссера Семена Серзина "Мечтатели" по пьесе французского драматурга Мишеля Фермо "Двери хлопают".
Кстати Режиссер Виталий Мельников снимал Веру Карпову в фильмах "Последнее дело Вареного", "Луной был полон сад", "Бедный, бедный Павел". В 2007 году актриса сыграла старуху-процентщицу в телефильме Дмитрия Светозарова "Преступление и наказание".
Прямая речь Александр Ширвиндт: Вера Александровна, ты наша гордость, у нас в Москве гордости больше не осталось, одна надежда на тебя. Мы, твои однокашники, дико гордимся, что ты стала уже практически единственным святым (после памятника Петру), что осталось в Питере, да и в стране.
Нина Дорошина: Веруня, милая, как быстро пробежало время! С большой радостью я вспоминаю наши студенческие годы, наши веселые пирушки, нашу большую дружбу на курсе. Ты у нас самая очаровательная, самая милая, самая любимая. Здоровья тебе, молодости вечной, обаяния, которое всегда у тебя было - чтобы все при тебе осталось!
Роман Виктюк: Удивительная Верочка Карпова олицетворяет сегодня для меня Театр комедии, который начинал и выстрадал Акимов. Все лучшее, что было в этом театре, она в себе взрастила, аккумулировала и, как святой человек, своим светом, своим искусством всю жизнь служит этому театру. (Святые освящают то место, где они служат). Я помню, как она играла Аннунциату в удивительном спектакле "Тень". Она была настолько жива, неотразима, она энергетически летала в этой сказке Шварца - над землей, над страной. И я верю, что когда Шварц писал эту пьесу, в нем было это ощущение. Как будто это было вчера… Театр комедии приехал в Москву на гастроли, играли в Театре сатиры, а рядом, в гостинице "Пекин", жил Акимов. И во время спектакля сообщили, что он умер. Их учитель, их бог. Не забыть то, что было в финале. Всем спектаклем артисты клялись ему в верности навсегда. Потом, когда я ставил в Театре комедии пьесу Зорина "Незнакомец", мы встретились с Верой Карповой. У нее была сцена любви с Сергеем Дрейденом. Она была так счастлива, что играет с этим удивительным артистом. Смотрела на него, восхищалась - у нее глаза вылезали из орбит! - и забывала свой текст. Но она сумела стать таким же инопланетянином. Они играли фантастически. Зорин, человек эмоциональный, когда приехал на премьеру, хватался за голову: "Я этого не писал! Только чувствовал, когда писал и думал о своей жене, о любви, плакал и радовался". Это самое великое - играть эти ощущения, то, что драматург воплотил на бумаге. Вера это умела и умеет делать. Я всегда вспоминаю эти удивительные творческие моменты. Веруся, я тебе желаю только одного: до последнего вскрика твоей любвеобильной души выходи на сцену. Как делали это те великие артисты, которые наполняли пространство ленинградского Театра комедии.
Вернуться к списку новостей