Вера Карпова: «Мы с театром сыграли золотую свадьбу» // Вечерний Петербург. 2008. 7 февр.
Все фотографии ()
Недавно Вера Карпова исполнила
роль старухи-процентщицы в фильме Дмитрия Светозарова «Преступление и
наказание», ее роль стала одной из самых бесспорных побед фильма. Многие люди
сказали: «я именно так ее и представлял!» Но сама актриса совсем не похожа на
эту свою героиню, она прекрасная, неувядающая женщина, по- петербургски
изысканная и интеллигентная, по-человечески сердечная.
Вера Александровна искрится
радостью, светом и неиссякаемой любовью к жизни и к миру.
- Вера Александровна, вы родились в знаменитом Фонтанном доме…
- Да, это так. Во дворце графа Шереметева в то время находились «Дом занимательной науки» и Арктический институт, а мой отец был полярником, он работал в этом учреждении научным сотрудником. И ему дали комнату, которая находилась в бывших служебных помещениях графа Шереметева, там я и родилась, в буквальном смысле, не где-то в больнице, а в Фонтанном доме, в квартире 47. В этой квартире сейчас находится музей Анны Ахматовой, а именно в моей комнате теперь кабинет директора музея Нины Ивановны Поповой. Там был закрытый сад, куда чтобы попасть можно было только через проходную. И в этом саду мы выросли. Маме приходилось очень много работать, а мы были предоставлены самим себе. Родители были довольны, что мы далеко не убежим, что на нас никто не нападет и ничего с нами не случится. Мы тоже были довольны: ведь в нашем распоряжении были деревья, цветы, и самое главное – склады, которые безумно интересовали детей. В конце войны в том помещении, где сейчас находится Театр на Литейном, был областной театр оперетты. Вечерами мы проникали туда на все спектакли подряд, слушали «Фиалку Монмартра», «Сильву» и другие оперетты. А днем, когда между репетицией и вечерним представлением, они открывали двери для проветривания, мы тут же пробирались на сцену. И пели со сцены все те арии, которые здесь слушали вечерами. В нашей семье было такое слово «до война», почему-то у нас никогда не говорили «до войны», только «до война». И это слово казалось мне очень вкусным, потому что «до война» были сладкие пирожные, апельсины... Все это было «до война», потом была война, а потом мы говорили «это уже была после война». Вот так разделилась мое детство.
- А как вы пришли в театр, почему вдруг решили стать актрисой??
- Я помню свое первое выступление, как я вышла на сцену актового зала нашей 216 школы. У меня тетушка работала костюмером в ТЮЗе, она раздобыла мне плащ пажа, я читала пушкинское стихотворение: «Пятнадцать лет мне скоро минет, дождусь ли радостного дня». С этого все и началось, а театральный кружок в школе вела Мария Григорьевна Петрова — знаменитая чтица и актриса, работавшая на радио. Это и была моя первая связь с театром. Потом я занималась во Дворце Пионеров, где была замечательная компания: Миша Казаков, Сережа Юрский, Танечка Доронина. Все стали артистами, и я в том числе.
- Вы больше известны зрителям как театральная актриса, но и в кино у вас есть значительные роли, любимые зрителями. А недавно, вы удивительно сыграли старуху-процентщицу в замечательном сериале Дмитрия Светозарова «Преступление и наказание». Вас невозможно было узнать, пока не прочитаешь фамилию в титрах.
- Даже была такая история. Когда мы приехали на съемки передачи «Закрытый показ», посвященной «Преступлению и наказанию», то я сидела рядом с замечательной актрисой Оксаной Мысиной, и она спрашивает меня: «Верочка Александровна, а что вы сюда приехали, сегодня же «Преступление и наказание», разве вы там снимались? Я же не могла вас не заметить». И узнав, что я играла старуху-процентщицу, она не поверила, сказала «этого не может быть!» И хотя Оксана хорошо знает меня, но в фильме она не узнала меня. Для меня это был комплемент.
- А не страшно было сниматься в сцене убийства? Все же Раскольников замахивался на вас топором…
- Когда снимали сцену убийства, мне сказали что это не страшно и показали топорик, легонький, как шарик. Но вот на другой день, когда снимали следующую сцену, в которой Раскольников срезает с шеи старухи Алены Ивановны ладанку и кипарисовый крестик, то когда он надо мной наклонился, я увидела что топор настоящий, и вдобавок острый как бритва! Он ведь должен им перерезать два шнурка. И в этот момент я услышала, как кто-то из съемочной группы сказал: «Только бы он не упал в обморок, как вчера после убийства Лизаветы!» И тут мне стало не до шуток! Я лежала и думала: «Боже, спаси меня и сохрани, чтоб только я осталась жива». Мне кажется, что фильм получился. И кроме прекрасных актерских работ, мне нравится то, что режиссер и оператор нашли тот Петербург, который уже практически не сохранился, за это им надо поклониться.
- Вера Александровна, в чем секрет вашей молодости, поделитесь?
- Вот, когда лежишь дома и тебе не звонят и никуда не вызывают, то на глазах стареешь. А когда вдруг раздается звонок и тебя куда-то приглашают, то ты быстренько причесываешься, прибираешься, внутренне собираешься и тебе уже интересно жить! Секрет в востребованности.
-Как, где и с кем отметили юбилей?
- Конечно, в театре, очень рада, что в день моего рождения у меня спектакль. И со мной вместе мои коллеги-партнеры, и много еще любимых людей. Это те люди, которые работают с нами на спектаклях, которые нас освещают, это мои любимые гримеры, это девочки-костюмеры, которые гладят нам платьица. И конечно, зрители, которые предпочли не сидеть дома у телевизора, а пойти к нам в театр. Когда говорят, что для артиста театр - второй дом, я думаю что это ошибочно. Для меня театр первый дом, а на некоторых этапах просто единственный. Когда было много премьер, то работали утра до ночи и с ночи до утра. Так что это мой главный дом. Не прошло еще и года как мы с этим театром сыграли золотую свадьбу. Пятьдесят лет я работаю здесь, в театре Комедии им. Акимова, и я счастлива этим.
Беседовала Виктория Аминова
- Вера Александровна, вы родились в знаменитом Фонтанном доме…
- Да, это так. Во дворце графа Шереметева в то время находились «Дом занимательной науки» и Арктический институт, а мой отец был полярником, он работал в этом учреждении научным сотрудником. И ему дали комнату, которая находилась в бывших служебных помещениях графа Шереметева, там я и родилась, в буквальном смысле, не где-то в больнице, а в Фонтанном доме, в квартире 47. В этой квартире сейчас находится музей Анны Ахматовой, а именно в моей комнате теперь кабинет директора музея Нины Ивановны Поповой. Там был закрытый сад, куда чтобы попасть можно было только через проходную. И в этом саду мы выросли. Маме приходилось очень много работать, а мы были предоставлены самим себе. Родители были довольны, что мы далеко не убежим, что на нас никто не нападет и ничего с нами не случится. Мы тоже были довольны: ведь в нашем распоряжении были деревья, цветы, и самое главное – склады, которые безумно интересовали детей. В конце войны в том помещении, где сейчас находится Театр на Литейном, был областной театр оперетты. Вечерами мы проникали туда на все спектакли подряд, слушали «Фиалку Монмартра», «Сильву» и другие оперетты. А днем, когда между репетицией и вечерним представлением, они открывали двери для проветривания, мы тут же пробирались на сцену. И пели со сцены все те арии, которые здесь слушали вечерами. В нашей семье было такое слово «до война», почему-то у нас никогда не говорили «до войны», только «до война». И это слово казалось мне очень вкусным, потому что «до война» были сладкие пирожные, апельсины... Все это было «до война», потом была война, а потом мы говорили «это уже была после война». Вот так разделилась мое детство.
- А как вы пришли в театр, почему вдруг решили стать актрисой??
- Я помню свое первое выступление, как я вышла на сцену актового зала нашей 216 школы. У меня тетушка работала костюмером в ТЮЗе, она раздобыла мне плащ пажа, я читала пушкинское стихотворение: «Пятнадцать лет мне скоро минет, дождусь ли радостного дня». С этого все и началось, а театральный кружок в школе вела Мария Григорьевна Петрова — знаменитая чтица и актриса, работавшая на радио. Это и была моя первая связь с театром. Потом я занималась во Дворце Пионеров, где была замечательная компания: Миша Казаков, Сережа Юрский, Танечка Доронина. Все стали артистами, и я в том числе.
- Вы больше известны зрителям как театральная актриса, но и в кино у вас есть значительные роли, любимые зрителями. А недавно, вы удивительно сыграли старуху-процентщицу в замечательном сериале Дмитрия Светозарова «Преступление и наказание». Вас невозможно было узнать, пока не прочитаешь фамилию в титрах.
- Даже была такая история. Когда мы приехали на съемки передачи «Закрытый показ», посвященной «Преступлению и наказанию», то я сидела рядом с замечательной актрисой Оксаной Мысиной, и она спрашивает меня: «Верочка Александровна, а что вы сюда приехали, сегодня же «Преступление и наказание», разве вы там снимались? Я же не могла вас не заметить». И узнав, что я играла старуху-процентщицу, она не поверила, сказала «этого не может быть!» И хотя Оксана хорошо знает меня, но в фильме она не узнала меня. Для меня это был комплемент.
- А не страшно было сниматься в сцене убийства? Все же Раскольников замахивался на вас топором…
- Когда снимали сцену убийства, мне сказали что это не страшно и показали топорик, легонький, как шарик. Но вот на другой день, когда снимали следующую сцену, в которой Раскольников срезает с шеи старухи Алены Ивановны ладанку и кипарисовый крестик, то когда он надо мной наклонился, я увидела что топор настоящий, и вдобавок острый как бритва! Он ведь должен им перерезать два шнурка. И в этот момент я услышала, как кто-то из съемочной группы сказал: «Только бы он не упал в обморок, как вчера после убийства Лизаветы!» И тут мне стало не до шуток! Я лежала и думала: «Боже, спаси меня и сохрани, чтоб только я осталась жива». Мне кажется, что фильм получился. И кроме прекрасных актерских работ, мне нравится то, что режиссер и оператор нашли тот Петербург, который уже практически не сохранился, за это им надо поклониться.
- Вера Александровна, в чем секрет вашей молодости, поделитесь?
- Вот, когда лежишь дома и тебе не звонят и никуда не вызывают, то на глазах стареешь. А когда вдруг раздается звонок и тебя куда-то приглашают, то ты быстренько причесываешься, прибираешься, внутренне собираешься и тебе уже интересно жить! Секрет в востребованности.
-Как, где и с кем отметили юбилей?
- Конечно, в театре, очень рада, что в день моего рождения у меня спектакль. И со мной вместе мои коллеги-партнеры, и много еще любимых людей. Это те люди, которые работают с нами на спектаклях, которые нас освещают, это мои любимые гримеры, это девочки-костюмеры, которые гладят нам платьица. И конечно, зрители, которые предпочли не сидеть дома у телевизора, а пойти к нам в театр. Когда говорят, что для артиста театр - второй дом, я думаю что это ошибочно. Для меня театр первый дом, а на некоторых этапах просто единственный. Когда было много премьер, то работали утра до ночи и с ночи до утра. Так что это мой главный дом. Не прошло еще и года как мы с этим театром сыграли золотую свадьбу. Пятьдесят лет я работаю здесь, в театре Комедии им. Акимова, и я счастлива этим.
Беседовала Виктория Аминова
Вернуться к списку новостей