Карта привилегий Абонементы Касса 312-45-55

Старый дом

Алексей Казанцев

Сценическая версия театра
    Пьеса « Старый дом», написанная в середине 70-х, стала для драматурга Алексея Казанцева настоящим « звёздным билетом». Её  сразу поставили более семидесяти театров, и каждый раз спектакль станови...

27

Декабрь
19:00
Plane GIF

Ирина Мазуркевич: "На судьбу и режиссеров не ропщу" // Культура. 2007. № 35, 6-12 сентября


6 Сентябрь 2007 Пресса о нас
В 16 лет Ира МАЗУРКЕВИЧ впервые снялась в кино - сыграла гимнастку (прототип знаменитой Ольги Корбут) в фильме Виктора Титова "Чудо с косичками". В то время она училась на первом курсе Горьковского театрального училища. Через год последовала еще роль - Наташа Ртищева в "Сказе про то, как царь Петр арапа женил" Александра Митты.
Все фотографии () Сегодня актриса вспоминает, что воспринимала все тогда как само собой разумеющееся: ну, повезло, ну, еще раз и еще, жила сегодняшним днем. В 15 лет самостоятельно уехала из дома, небольшого белорусского городка, поступать на актрису и сразу была принята. Причем о профессии артистки девушка не мечтала, отправилась в незнакомый город за компанию с подружками. Девчонки не поступили, а Иру взяли. Через несколько месяцев в Горький приехал ассистент режиссера В.Титова и случайно увидел ее в училище, попросил фото... Когда Ирина Мазуркевич заканчивала учебу, председателем ГЭКа пригласили в училище главного режиссера Ленинградского театра имени Ленсовета Игоря Владимирова. Несколько ребят мэтр принял на работу, и Иру в том числе. Его театр был в самом расцвете. Блистали Алиса Фрейндлих, Анатолий Равикович, Михаил Боярский, о которых студентам рассказывали педагоги. Ирина мечтала увидеть их, но не помышляла о том, что будет работать рядом с такими звездами. И уж, конечно, не могла даже представить себе, что вскоре станет женой знаменитого Равиковича. К тому же он был старше ее на целую вечность - на 21 год. Одиннадцать лет они работали вместе. Вместе ушли в 1988 году, когда выдающийся театр начал сдавать позиции, в Театр комедии имени Н.П.Акимова, где служат и сегодня. Как в дальнейшем складывалась карьера актрисы в кино?
- Ирина, после такого громкого начала режиссеры обратили на вас внимание? Были предложения ролей?
- Были, но я не придавала этому большого значения, от многого отказывалась. Например, мне было лень куда-то ехать или не хотелось расставаться со своим другом. Или предлагали такой бред! Или вызывали на пробы на "Мосфильм", а в результате снималась... Гурченко(!). Мне было 16 - 17 лет, а ей - под 40. Но позже я поиграла в свое удовольствие.
- После таких режиссеров, с которыми вы работали раньше, - Титова, Митты, Рязанова, - каково опускать планку? Зачем вам вообще все эти сегодняшние сериалы?
- Тяжеловато, да что говорить - тоскливо встречаться после режиссеров высочайшего уровня с людьми, которые мало что знают о профессии и пытаются добиться результата какими-то странными способами. С Виктором Титовым после "Чуда с косичками" я встречалась на съемочной площадке еще несколько раз, были фильмы "Открытая книга" по Каверину, "Жизнь Клима Самгина", "Васька". У Эльдара Рязанова мне довелось сыграть только в одной картине - "О бедном гусаре замолвите слово".
Что же касается сериалов... Есть артисты, которые отказываются в них сниматься. Соглашаются только на большое кино. Посмотрев иные телепередачи, некоторых артистов, точно так же можно заявить: "Ни за что не буду работать на эстраде!" Или после пошлых комедий: "Не буду играть в комедии!" Но ведь сериал сериалу рознь. Хорошо, если у артиста, например у Евгения Миронова или у Чулпан Хаматовой, есть возможность выбирать, где сниматься, а где - отказаться. Правда, таких актеров единицы. И всегда так было. Когда-то и я выбирала. Что же делать? Надо стараться не изменять себе, соблюдать чувство меры, думать о зрителях. Вообще ролей для женщин моего возраста в российском кино очень мало. Мерил Стрип, Шэрон Стоун снимаются постоянно. А почему давно не видно в кино Марины Нееловой, Анастасии Вертинской? Наверное, нет достойных ролей, возрастной драматургии.
С удовольствием работаю с Андреем Максимковым, он меня хорошо знает, доверяет мне. Сейчас, к сожалению, режиссеры не ходят в театр, не знают артистов. Андрей - редкое исключение, он понимает, что оценивать актеров надо по театральным работам. Я сыграла в его сериалах "Агентство", "Похождения поручика Ржевского", "Старая гвардия". В "Ржевском" у меня роль Марины Паниной, мамы, у которой дочка на выданье (обе мечтают о поручике Ржевском). Она бывшая артистка, из кожи вон лезет, чтобы все получилось. Там много смешных ситуаций. Пусть "Агентство" - не "большое кино", ситком. Но сценарист Василий Сазонов - человек с потрясающим чувством юмора, современным, тонким, не пошлым. По просьбам зрителей даже снимали продолжение. И у Дмитрия Астрахана сниматься было не стыдно - в серии "Бермудский треугольник" сериала "Воскресенье в женской бане".
Неожиданная роль была у меня в "Коллекционере" Юрия Грымова. Попала туда я случайно. Чуть ли не всю Москву перепробовали на роль библиотекаря Веры, долго не начинали съемки. И вдруг художник по костюмам посоветовал Грымову: "Попробуй Ирину Мазуркевич из Питера!" Юрий пригласил меня, мы познакомились, я прошла фотопробы, и меня утвердили. Грымову, когда он работает, нужны не просто типажные артисты, нужна команда, люди, с которыми можно общаться. К сожалению, фильм получился не таким интересным, как сценарий. Замысел был один, а воплощение... Но для меня это был хороший опыт.
- А в "Казус Кукоцкого" Грымов не звал вас?
- Мне предлагали пройти пробы. Я читала роман и знала, что роль мне не подходит. Там должна быть молодая актриса. (К тому же в это время я снималась в сериале "Агентство", съемки шли ежедневно.) В театре возраст не имеет большого значения, там можно спокойно играть героинь, которые тебя на 10 - 15, а то и 20 лет моложе или старше. В кино же пленку не обманешь. Возраст есть возраст. Я могу себе дома в зеркале нравиться. Кино - искусство молодых артистов. На молодые красивые лица смотреть приятнее. Или это должны быть яркие, типажные лица. У меня такого нет, каждому свое. Я совершенно не ропщу ни на судьбу, ни на режиссеров. Зато у меня есть свои качества, есть другая работа - в театре.
- Вы хорошо выглядите, поэтому режиссеры - и в театре, и в кино - предлагают вам роли молодых женщин. Это, наверное, приятно?
- Начнем с того, что мне не так уж много лет. Сейчас многие женщины в моем возрасте выглядят молодо. Другое дело, что я пока не прибегала ни к каким ухищрениям - подтяжкам, операциям, даже к косметологам не хожу, все своими домашними средствами обхожусь. Главное - не давать себе распускаться, не переедать, следить за своим весом с юных лет. Все должно быть в меру. Большую роль, думаю, играет и наследственность. Я - в бабушку, которая всю жизнь была сухощавой, энергичной. И мама моя хорошо выглядит.
18-летнюю Принцессу в спектакле "Тень" по пьесе Шварца я играла на протяжении 12 лет, даже когда переступила 40-летний "рубеж". В театр приходили подруги моей дочери и говорили Лизе потом: "Какая у тебя, оказывается, мама молодая!" Из зала им казалось, что я такая на самом деле. И Виолу в "Двенадцатой ночи" Шекспира я играла целых 13 лет. Конечно, приятно знать, что хорошо выглядишь. Но эту роль мне было уже скучно играть, я просила, чтобы меня заменили.
- Ваша с Равиковичем дочь с грудного возраста находилась за кулисами театра. Актрисой она не стала?
- Нет, и слава богу. Лиза окончила Институт сервиса и экономики по специальности "гостиничный бизнес". Сейчас она работает с известным петербургским театральным режиссером Виктором Крамером - как координатор проектов компании "Крамер&К".

Беседовала Светлана Мазурова

Вернуться к списку новостей

Генеральные партнеры

Информационные партнеры

Партнеры

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!