Популярность особенно помогает в аптеке // РГ. Союз-Беларусь. 2014. 9 янв.
Все фотографии ()
Рыдали под "Песняров"
Детство мое - это речка Припять. И я, в шортах, футболке, бегаю по холмам. Детство - это мой любимый городок Мозырь, казаки-разбойники, это белый, белый, белый как мука речной песок. Я на лодке переплывала на другой берег Припяти, занимала место под кустом в тенечке, под ракитами и проводила там целые дни. Потом мама с братьями приходили, свистели, я переплывала на лодке домой. Сама на веслах...
Вообще, Белоруссия осталась зарубкой на сердце, в прошлом году встречались там с подружками, которые приехали со всех мест - из Израиля, Австралии, Минска, России. Такая душевная встреча получилась, как будто мы не расставались.
А в позапрошлом году приезжала моя подруга, тоже из Израиля. Она там уже давно живет. Мы на дачу ехали в Псковскую область на машине. Я поставила "Песняров". Мы едем, она рыдает, я рыдаю, так что дворники не справляются. Такая ностальгия настоящая. Думаю, что за границей я бы не смогла жить, сегодня я уже нигде не смогу жить, кроме Питера. В Питере нет такой суеты, как в Москве. Я ведь провинциалка. Более того, никуда никогда не лезла, не карабкалась, не царапалась, наоборот, сделала все, чтобы быть незаметней. Большинство идут в артистки, в том числе ради славы и популярности, у меня никогда такой задачи не было. Мне всегда было важно, чтобы было интересно жить, чтобы я жила в свое удовольствие. В жизни само случилось, что я стала сниматься в кино в 15 лет. Тогда многим моим ровесникам казалось, что это уже звезда. Хотя такого слова раньше не было. Хотя нет, оно было, но применялось строго по назначению. Была звезда Любовь Орлова. Были Марина Ладынина и Валентина Серова.
А сейчас пишут: звезда сериала. Это же вообще за гранью, истрепали и нивелировали само понятие.
Если говорить о профессии, то я всегда понимала, что такое заслуженная слава, что такое незаслуженная, что такое пыль и прах, когда в одну секунду тебя нет. В кино ведь как: можно сниматься, сниматься в молодости, а потом фьють, и к 30 годам ты уже никто, тебя забыли. Может быть, поэтому я сразу выбрала театр. Честно скажу, мне повезло, и люди по жизни попались не слабые, и театр неплохой.
Чудо с косичками
Я в кино стала сниматься очень рано, на втором курсе театрального училища уже снялась в фильме "Сказ про то, как царь Петр арапа женил". Часто слышишь, что актерская профессия завистливая, думаю, что зависти в ней не больше, чем в любом другом деле. В жизни ведь вообще конкуренция очень жестокая. Все дело не в профессии, а в человеческой природе, в нашей биологии. Никогда не убивалась по поводу карьеры, для меня всегда на первом месте была любовь и близкий человек.
Главное кино в моей жизни - это, конечно, картина "Чудо с косичками". Не было бы ее - ничего бы не было. Всему виной его величество случай. Помню, я, пятнадцатилетняя девчонка, студентка первого курса Горьковского театрального училища, стояла у доски и смотрела расписание занятий. Из кабинета директора вышел молодой человек, внимательно посмотрел на меня, спросил, нет ли у меня с собой фотографии. Пояснил, что его знакомый - ассистент режиссера у Виктора Титова, который будет сейчас фильм снимать про Ольгу Корбут, и, может, я подойду на главную роль. Я привезла фотографию, Титов только глянул и сказал: она. Разойдись мы на несколько минут, и все было бы иначе... Во время съемок Ольга Корбут несколько раз приезжала снять гимнастические упражнения, сейчас такого в кино не встретишь, комбинированные съемки, а тогда было все максимально честно. У Ольги - трагическая судьба. Это сейчас - закончилась спортивная карьера, пошел в депутаты и сиди себе припеваючи. А тогда все было иначе.
Высоцкий был очень одинокий человек...
Мой Высоцкий? Он был очень одинокий человек. Так бывает, вокруг тебя толпы народу, а ты одинокий. Жены? Ну, были жены. Одна - здесь, другая там. Он же в действительности жил один, если у вас любовь, то как можно жить в разных странах? Это же невозможно. Любимые должны спать под одним одеялом. Потом, как можно бросить человека, когда у него есть определенная склонность к алкоголю? А творческий человек - это же совсем иная история, он пишет стихи, песни, ему с кем-то надо поделиться, чтобы его слушали, чтобы его успокаивали, за руку держали.
Высоцкому завидовали. Он был любимчиком у Любимова. И это все чувствовали, ему многое прощалось. И чувствовали, что он гений, он независимый был, независимый от коллектива человек. Хотя он до последнего к театру относился, как студент. Больше всего его обижало непризнание начальства. Он хотел, чтобы все песни его звучали на всех углах и чтобы как можно больше народа их слышало. Вообще это редчайший симбиоз - любовь и власти, и народа. Кроме Людмилы Зыкиной, примеров и не знаю.
У нас с Высоцким были замечательные отношения, я по молодости не понимала масштаба его личности, молодая была слишком, когда начинала сниматься в кино. А потом, просто я с людьми нормально общаюсь. Не то что у меня нет авторитетов, но я не смотрела ему в рот, не фальшивила никогда. Фальшивить не могу в отношениях.
Володя это чувствовал, был со мной прост, открыт. Знаете, он же умер в день моей свадьбы. Это было очень неожиданно и очень тяжело.
После шума - объятия крепче...
У нас с Анатолием Равиковичем сложилось так, что с первых дней наших отношений я его не разу не назвала Толей. Все время Равиком его называла. Чем он меня покорил? Вы его не видели в молодости, когда ему было лет сорок. И секс-символ, и талант, и ум, и чувство юмора. Все, что должно быть в мужчине, у него все было.
Первое время, когда личная жизнь наша налаживалась, случались у нас недопонимания. А как же без этого? Когда первенство устанавливается, каждому кажется, что он главный. Хотя я даже не понимаю слова "главный". Говорят, кто у вас в семье главный? Правильней сказать, кто у вас прав в той или иной ситуации? Шум бывает у всех. После шума обычно объятия крепче.
Если бы не было "Покровских ворот", может быть, что-то было и по-другому. Но, во-первых, я всегда знала, что я по таланту Равиковичу и в подметки не гожусь, поэтому я никогда не говорила, что я тоже эге-гей. Он всегда для меня был недосягаемая величина, кумир. Я всегда знала, что он в сто раз лучше, в сто раз талантливее. И он чувствовал, что я это знаю. Для мужчины это очень важно.
Узнают в аптеке и ЖЭКе
Раздражает ли узнаваемость? Смотря в какой обстановке, иногда да. Когда смотрят и говорят: вы правда та, про кого я думаю? Сначала узнают в лицо - я вас где-то видела. Потом вторая степень популярности, ой, это артистка. Потом говорят, вон, это Мазуркевич. Это уже все - узнают.
Чего греха таить, узнаваемость чаще всего помогает - в больнице, аптеке, ЖЭКе, там, где больше всего трудностей у человека возникает. Был один забавный случай, в соседнем со мной дворе жила Валентина Ивановна Матвиенко, потом она переехала в другой дом. Помню, были огромные лужи, снег, не пройти, не проехать во дворе. Я как раз шла в Смольный, Матвиенко мне вручала "Народную артистку". И говорю начальнице ЖЭКа, сейчас пойду в Смольный и скажу Матвиенко, пусть она заглянет в своей бывший двор и посмотрит, что тут делается. Когда я возвращалась, соседний двор, где живет Матвиенко, был вычищен под ноль. Даже под машинами выскребли. А наш как был, так и остался. Это все к вопросу имени.
Свадьба у Фрейндлих
Как меня встретил Петербург? Как и подобает встречать незваных гостей. У меня здесь подружка жила из Мозыря, и от метро я шла к ней километра полтора с двадцатикилограммовым чемоданом. Потом мы с ней пошли искать мне комнату, первое мое питерское жилье - жуткая коммуналка. Там жили двое алкашей, которые друг друга без перерыва метелили. Они друг за другом с ножом бегали, и с топором. И вот в такой квартире я начинала свою питерскую жизнь.
А театр Ленсовета принял очень хорошо, потому что театр тогда был - это Игорь Владимиров, главный режиссер. Он сказал: вот девочка, она будет у нас работать. Все было, в том числе и слухи, что я его любовница.
Меня Владимиров сразу предупредил, имей в виду, что тут будет тебе трудно. Тут ведущая артистка Фрейндлих, она все роли главные играет, особенно на что-то не рассчитывай. Оказалось, что Фрейндлих великая и неповторимая, и только она и должна играть. Были и спектакли с другими артистками в главных ролях, конечно, но рядом с Алисой их даже ставить нельзя.
Вообще Алиса человек уникальный, просто потрясающий. Это человек, для которого театр - это жизнь. Бесконечно интеллигентна и бесконечно деликатна. Мы с Алисой дружили много лет, мы с Равиком даже в их квартире свою свадьбу справляли.
Потом мы стали в разных театрах работать, потом всякие обстоятельства возникли. Постепенно разошлись. Но мы все равно сейчас общаемся часто. Она звонит, поздравляет со всеми праздниками, в трудную минуту всегда рядом. Есть ли у меня подруга? Есть, Алка моя настоящая подруга, она в Израиле живет. Я с ней могу поделиться всем процентов на 98, а на 100 нет. Два процента мои и только мои.
Дружить для меня не трудно, бывает больно, когда ты видишь корысть, выясняется, что был нужен на этом этапе, это ужасно разочаровывает, это удивляет, ранит. Расстаешься, а потом думаешь, как так могло быть.
В Беларуси народ другой
Хорошая ли я дочь? Я много сейчас делаю для мамы. Я нормальная дочь. Отца уже нет семь лет. Мама живет в Минске, приезжаю к ней каждый год, стараюсь всегда быть на ее день рождения. Спасает скайп - часто общаемся. Заметила, в Беларуси народ немножко другой, менее притязательный.
Я тоже довольно непритязательный человек. Хоть у меня есть машина, квартира, дача. Но это никогда не было самоцелью. Шубу я купила себе в 45 лет, когда репетировала спектакль "Средство Макропулоса". У меня были деньги после сериала, и мне захотелось почувствовать себя звездой, про которую там написано, Эмилией Марти, и я думаю, почему бы и нет. Мне важно, чтобы одежда была с изюминкой.
Надо ли артисткам рожать детей? Детей рожать всем надо. Большей артистки, чем Мерил Стрип, я не знаю, у нее четверо детей, которые всегда с ней, везде и всюду. Я родила дочь, она со мной везде была. Мы спланировали, чтобы она родилась в декабре, и в июне нас на гастролях в Иркутске встречал замдиректора с коляской, потому что мы приехали с Лизой на гастроли. Я ее кормила грудью в антракте. Женщина должна родить, и никто меня не убедит в обратном.
Скажу крамолу актерскую, но скажу. Вообще, в жизни главное семья, а не профессия.
Досье "СОЮЗа"
Сегодня без Ирины Мазуркевич трудно представить петербуржский театр комедии имени Акимова, в котором она служит четверть века. Сыграла несколько десятков ролей в отечественном кино, среди которых работы в картинах "О бедном гусаре замолвите слово", "Трое в лодке, не считая собаки", "Все будет хорошо". Была замужем за актером Анатолием Равиковичем. Народная артистка России.
Детство мое - это речка Припять. И я, в шортах, футболке, бегаю по холмам. Детство - это мой любимый городок Мозырь, казаки-разбойники, это белый, белый, белый как мука речной песок. Я на лодке переплывала на другой берег Припяти, занимала место под кустом в тенечке, под ракитами и проводила там целые дни. Потом мама с братьями приходили, свистели, я переплывала на лодке домой. Сама на веслах...
Вообще, Белоруссия осталась зарубкой на сердце, в прошлом году встречались там с подружками, которые приехали со всех мест - из Израиля, Австралии, Минска, России. Такая душевная встреча получилась, как будто мы не расставались.
А в позапрошлом году приезжала моя подруга, тоже из Израиля. Она там уже давно живет. Мы на дачу ехали в Псковскую область на машине. Я поставила "Песняров". Мы едем, она рыдает, я рыдаю, так что дворники не справляются. Такая ностальгия настоящая. Думаю, что за границей я бы не смогла жить, сегодня я уже нигде не смогу жить, кроме Питера. В Питере нет такой суеты, как в Москве. Я ведь провинциалка. Более того, никуда никогда не лезла, не карабкалась, не царапалась, наоборот, сделала все, чтобы быть незаметней. Большинство идут в артистки, в том числе ради славы и популярности, у меня никогда такой задачи не было. Мне всегда было важно, чтобы было интересно жить, чтобы я жила в свое удовольствие. В жизни само случилось, что я стала сниматься в кино в 15 лет. Тогда многим моим ровесникам казалось, что это уже звезда. Хотя такого слова раньше не было. Хотя нет, оно было, но применялось строго по назначению. Была звезда Любовь Орлова. Были Марина Ладынина и Валентина Серова.
А сейчас пишут: звезда сериала. Это же вообще за гранью, истрепали и нивелировали само понятие.
Если говорить о профессии, то я всегда понимала, что такое заслуженная слава, что такое незаслуженная, что такое пыль и прах, когда в одну секунду тебя нет. В кино ведь как: можно сниматься, сниматься в молодости, а потом фьють, и к 30 годам ты уже никто, тебя забыли. Может быть, поэтому я сразу выбрала театр. Честно скажу, мне повезло, и люди по жизни попались не слабые, и театр неплохой.
Чудо с косичками
Я в кино стала сниматься очень рано, на втором курсе театрального училища уже снялась в фильме "Сказ про то, как царь Петр арапа женил". Часто слышишь, что актерская профессия завистливая, думаю, что зависти в ней не больше, чем в любом другом деле. В жизни ведь вообще конкуренция очень жестокая. Все дело не в профессии, а в человеческой природе, в нашей биологии. Никогда не убивалась по поводу карьеры, для меня всегда на первом месте была любовь и близкий человек.
Главное кино в моей жизни - это, конечно, картина "Чудо с косичками". Не было бы ее - ничего бы не было. Всему виной его величество случай. Помню, я, пятнадцатилетняя девчонка, студентка первого курса Горьковского театрального училища, стояла у доски и смотрела расписание занятий. Из кабинета директора вышел молодой человек, внимательно посмотрел на меня, спросил, нет ли у меня с собой фотографии. Пояснил, что его знакомый - ассистент режиссера у Виктора Титова, который будет сейчас фильм снимать про Ольгу Корбут, и, может, я подойду на главную роль. Я привезла фотографию, Титов только глянул и сказал: она. Разойдись мы на несколько минут, и все было бы иначе... Во время съемок Ольга Корбут несколько раз приезжала снять гимнастические упражнения, сейчас такого в кино не встретишь, комбинированные съемки, а тогда было все максимально честно. У Ольги - трагическая судьба. Это сейчас - закончилась спортивная карьера, пошел в депутаты и сиди себе припеваючи. А тогда все было иначе.
Высоцкий был очень одинокий человек...
Мой Высоцкий? Он был очень одинокий человек. Так бывает, вокруг тебя толпы народу, а ты одинокий. Жены? Ну, были жены. Одна - здесь, другая там. Он же в действительности жил один, если у вас любовь, то как можно жить в разных странах? Это же невозможно. Любимые должны спать под одним одеялом. Потом, как можно бросить человека, когда у него есть определенная склонность к алкоголю? А творческий человек - это же совсем иная история, он пишет стихи, песни, ему с кем-то надо поделиться, чтобы его слушали, чтобы его успокаивали, за руку держали.
Высоцкому завидовали. Он был любимчиком у Любимова. И это все чувствовали, ему многое прощалось. И чувствовали, что он гений, он независимый был, независимый от коллектива человек. Хотя он до последнего к театру относился, как студент. Больше всего его обижало непризнание начальства. Он хотел, чтобы все песни его звучали на всех углах и чтобы как можно больше народа их слышало. Вообще это редчайший симбиоз - любовь и власти, и народа. Кроме Людмилы Зыкиной, примеров и не знаю.
У нас с Высоцким были замечательные отношения, я по молодости не понимала масштаба его личности, молодая была слишком, когда начинала сниматься в кино. А потом, просто я с людьми нормально общаюсь. Не то что у меня нет авторитетов, но я не смотрела ему в рот, не фальшивила никогда. Фальшивить не могу в отношениях.
Володя это чувствовал, был со мной прост, открыт. Знаете, он же умер в день моей свадьбы. Это было очень неожиданно и очень тяжело.
После шума - объятия крепче...
У нас с Анатолием Равиковичем сложилось так, что с первых дней наших отношений я его не разу не назвала Толей. Все время Равиком его называла. Чем он меня покорил? Вы его не видели в молодости, когда ему было лет сорок. И секс-символ, и талант, и ум, и чувство юмора. Все, что должно быть в мужчине, у него все было.
Первое время, когда личная жизнь наша налаживалась, случались у нас недопонимания. А как же без этого? Когда первенство устанавливается, каждому кажется, что он главный. Хотя я даже не понимаю слова "главный". Говорят, кто у вас в семье главный? Правильней сказать, кто у вас прав в той или иной ситуации? Шум бывает у всех. После шума обычно объятия крепче.
Если бы не было "Покровских ворот", может быть, что-то было и по-другому. Но, во-первых, я всегда знала, что я по таланту Равиковичу и в подметки не гожусь, поэтому я никогда не говорила, что я тоже эге-гей. Он всегда для меня был недосягаемая величина, кумир. Я всегда знала, что он в сто раз лучше, в сто раз талантливее. И он чувствовал, что я это знаю. Для мужчины это очень важно.
Узнают в аптеке и ЖЭКе
Раздражает ли узнаваемость? Смотря в какой обстановке, иногда да. Когда смотрят и говорят: вы правда та, про кого я думаю? Сначала узнают в лицо - я вас где-то видела. Потом вторая степень популярности, ой, это артистка. Потом говорят, вон, это Мазуркевич. Это уже все - узнают.
Чего греха таить, узнаваемость чаще всего помогает - в больнице, аптеке, ЖЭКе, там, где больше всего трудностей у человека возникает. Был один забавный случай, в соседнем со мной дворе жила Валентина Ивановна Матвиенко, потом она переехала в другой дом. Помню, были огромные лужи, снег, не пройти, не проехать во дворе. Я как раз шла в Смольный, Матвиенко мне вручала "Народную артистку". И говорю начальнице ЖЭКа, сейчас пойду в Смольный и скажу Матвиенко, пусть она заглянет в своей бывший двор и посмотрит, что тут делается. Когда я возвращалась, соседний двор, где живет Матвиенко, был вычищен под ноль. Даже под машинами выскребли. А наш как был, так и остался. Это все к вопросу имени.
Свадьба у Фрейндлих
Как меня встретил Петербург? Как и подобает встречать незваных гостей. У меня здесь подружка жила из Мозыря, и от метро я шла к ней километра полтора с двадцатикилограммовым чемоданом. Потом мы с ней пошли искать мне комнату, первое мое питерское жилье - жуткая коммуналка. Там жили двое алкашей, которые друг друга без перерыва метелили. Они друг за другом с ножом бегали, и с топором. И вот в такой квартире я начинала свою питерскую жизнь.
А театр Ленсовета принял очень хорошо, потому что театр тогда был - это Игорь Владимиров, главный режиссер. Он сказал: вот девочка, она будет у нас работать. Все было, в том числе и слухи, что я его любовница.
Меня Владимиров сразу предупредил, имей в виду, что тут будет тебе трудно. Тут ведущая артистка Фрейндлих, она все роли главные играет, особенно на что-то не рассчитывай. Оказалось, что Фрейндлих великая и неповторимая, и только она и должна играть. Были и спектакли с другими артистками в главных ролях, конечно, но рядом с Алисой их даже ставить нельзя.
Вообще Алиса человек уникальный, просто потрясающий. Это человек, для которого театр - это жизнь. Бесконечно интеллигентна и бесконечно деликатна. Мы с Алисой дружили много лет, мы с Равиком даже в их квартире свою свадьбу справляли.
Потом мы стали в разных театрах работать, потом всякие обстоятельства возникли. Постепенно разошлись. Но мы все равно сейчас общаемся часто. Она звонит, поздравляет со всеми праздниками, в трудную минуту всегда рядом. Есть ли у меня подруга? Есть, Алка моя настоящая подруга, она в Израиле живет. Я с ней могу поделиться всем процентов на 98, а на 100 нет. Два процента мои и только мои.
Дружить для меня не трудно, бывает больно, когда ты видишь корысть, выясняется, что был нужен на этом этапе, это ужасно разочаровывает, это удивляет, ранит. Расстаешься, а потом думаешь, как так могло быть.
В Беларуси народ другой
Хорошая ли я дочь? Я много сейчас делаю для мамы. Я нормальная дочь. Отца уже нет семь лет. Мама живет в Минске, приезжаю к ней каждый год, стараюсь всегда быть на ее день рождения. Спасает скайп - часто общаемся. Заметила, в Беларуси народ немножко другой, менее притязательный.
Я тоже довольно непритязательный человек. Хоть у меня есть машина, квартира, дача. Но это никогда не было самоцелью. Шубу я купила себе в 45 лет, когда репетировала спектакль "Средство Макропулоса". У меня были деньги после сериала, и мне захотелось почувствовать себя звездой, про которую там написано, Эмилией Марти, и я думаю, почему бы и нет. Мне важно, чтобы одежда была с изюминкой.
Надо ли артисткам рожать детей? Детей рожать всем надо. Большей артистки, чем Мерил Стрип, я не знаю, у нее четверо детей, которые всегда с ней, везде и всюду. Я родила дочь, она со мной везде была. Мы спланировали, чтобы она родилась в декабре, и в июне нас на гастролях в Иркутске встречал замдиректора с коляской, потому что мы приехали с Лизой на гастроли. Я ее кормила грудью в антракте. Женщина должна родить, и никто меня не убедит в обратном.
Скажу крамолу актерскую, но скажу. Вообще, в жизни главное семья, а не профессия.
Досье "СОЮЗа"
Сегодня без Ирины Мазуркевич трудно представить петербуржский театр комедии имени Акимова, в котором она служит четверть века. Сыграла несколько десятков ролей в отечественном кино, среди которых работы в картинах "О бедном гусаре замолвите слово", "Трое в лодке, не считая собаки", "Все будет хорошо". Была замужем за актером Анатолием Равиковичем. Народная артистка России.
Вернуться к списку новостей