Пропуск в мир Комедии АБОНЕМЕНТЫ Касса 312-45-55

Идеальный муж

Оскар Уайльд

Лорд и леди Чилтерн – идеальная и  благопристойная семья: он — преуспевающий политик с незапятнанной репутацией, она — сама добродетель, обожающая своего супруга. Но иллюзорное благополучие пары оказывается  хрупким. В Лондоне появляет...

29

Март
19:00

Исакова С. Сестра его удача // Театральный мир. 2014. №1.


1 Январь 2014 Пресса о нас
Зал хохочет. А со сцены при этом не произносится ни слова. В Санкт-Петербургском академическом театре комедии им. Н.П. Акимова идет спектакль «Хитрая вдова». Александр Матвеев играет слугу, Арлекина, — не самую главную роль. Но ему достался смешной эпизод.
Все фотографии () Ожидая вознаграждения, он молча подходит к хозяину, при этом всем своим видом говоря: «Ой, ну что вы! Да не стоит!» В исполнении Матвеева эта походочка с выворачиванием ноги от стеснения, этот лукаво потупленный взгляд всегда срывают самые бурные аплодисменты. Естественно, по сюжету слуга никакой награды не получает и реагирует так, что зрители уже умирают от смеха. Такими моментами и запоминается спектакль. Матвеев в нем производит впечатление прирожденного шута. И кажется даже, что внешне он абсолютно совпадает с ролью, что всевозможные Арлекины и уморительные долговязые пареньки — это, безусловно, его основное амплуа.
Но впечатление это ошибочно. В корне. Стоит только послушать, как в концертной программе, посвященной 9 мая, они с Алисой Полубенцевой поют джаз. Песня военных лет «И машина летит на честном слове и на одном крыле...» исполняется в джазовой, нарочито гротесковой манере. Оказывается, эта знакомая с детства песенка изначально была написана в медленном темпе. Но Матвеев добавляет в нее смачные, хрипловато-тягучие ноты, играя голосом так, как будто это саксофон в негритянском ночном клубе. По большому счету, это уже не джаз, а тонкая пародия на него. При этом каким-то непостижимым образом у Александра поразительно меняется внешность. Примерив на себя роль мачо, поющего джаз и сводящего с ума поклонниц, он стал им на самом деле. А как же образ шута? Он растворился? Конечно, нет. Нет в этих образах никакого противоречия. Взять, к примеру, А. Челентано. Он тоже одновременно комик и «харизматик», заставляющий миллионы трепетать от его хрипловатого тембра.
В полном объеме такой симбиоз шута и мачо оказался востребован в спектакле «Сплошные неприятности», где Александр играет Уилла Стокдейла, просточка — новобранца американской армии, наделавшего много шума. И опять кажется, он просто рожден именно для этой роли. В ярком, музыкальном спектакле играют ведущие актеры Театра комедии: Сергей Русскин, Юрий Лазарев, Николай Смирнов. Молодые артисты оказываются вровень с мастерами, а подчас и превосходят их легкостью, азартом, озорством. Когда молодые ребята всем подразделением выстраиваются на сцене, невольно возникает мысль: «Нечасто встретишь так много красавцев сразу в одном месте». А джазовые песни, написанные для постановки питерским бардом Александром Дольским, которые исполняет Наталья Андреева, превратили «Сплошные неприятности» в репертуарный хит.
Но главным любимцем зала с первых минут своего появления на сцене становится именно этот вылезший из провинции новобранец Стокдейл, которого не сломить ни дракой, ни виски. Впрочем, не все так просто. Матвеев создает отнюдь не образ симпатяги, попадающего в смешные ситуации. Мы видим на сцене очень доброго, открытого и искреннего человека, прожившего всю жизнь вдали от современной цивилизации с ее двойной моралью и недосказанностями. Он существует в своей собственной системе координат. Там слово означает ровно то, что должно означать, там нет поправок на контекст и скрытый смысл. Потому-то он и воспринимает буквально все, что ему говорят. Естественно, что у такого человека возникают особые, личные понятия о главном и второстепенном в жизни. Для Уилла абсолютно святым является понятие «дружок». Это что-то бесконечно родное, за что не жалко умереть, ради чего можно пойти на любые жертвы. И то, как Александр с блаженной улыбкой произносит: «Он же мой дружооок», — объясняет зрителю все. Система ценностей героя сразу становится ясна и понятна. Обидеть такого человека — все равно, что обидеть ребенка. Он, пожалуй, сродни русскому Иванушке-дурачку и прочим, коих Бог оберегает. Порой даже кажется, что ему, униженному, уже впору произнести знаменитое гоголевское: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете...» Но вдруг к ликованию зала выясняется, что этот добрый и искренний, осмеянный и подвергнутый издевкам за спиной человек вовсе не нуждается ни в чьей защите. Жизнь на природе и ежедневный физический труд, очевидно, так развили его здоровье и мощь, что он без усилий, просто, по-крестьянски раскидывает обидчиков налево и направо. Матвеевское обаяние при этом покоряет зал навсегда. В спектакле встречаются и откровенно гротесковые сцены. Например, когда герой с отвисшей челюстью начинает волочиться за красоткой-офицершей.
Однажды Игорь Петрович Владимиров сказал о Михаиле Боярском: «Миша — это наше шампанское!» Вот то же самое можно сказать и в данной ситуации: «Саша — это шампанское Театра комедии!» Он еще не настолько мастит, чтобы его появление на сцене встречалось аплодисментами, но уже настолько запал в сердца постоянных зрителей, что они неизменно реагируют на его выход широкой улыбкой. Они точно знают — сейчас Саша покажет класс! И их ожидания не обманываются. Как-то во время спектакля произошел неприятный инцидент. Шум и небольшой конфликт в зале, головы зрителей отвернулись от сцены. Спектакль был на грани срыва. И тут Матвеев подошел к самому краю и, не выходя из образа Стокдейла, обратился к залу от имени своего героя: «Эй, ребята! Смотрите-ка лучше сюда!» Затем показал большим пальцем себе за спину, где партнеры по сцене тут же продолжили действие. Все внимание зрителей снова переключилось на актеров, спектакль продолжился.
Герой «Сплошных неприятностей» живет в своем измерении, даже не подозревая об этом. Он искренне считает, что все другие живут там же, исключительность собственного мировосприятия ему неведома. Чего не скажешь о еще одном Божьем человеке — Степе из спектакля «Такого не бывает». Этот Матвеевским герой также воспринимает мир по-своему. Он верит в то, что душа его погибшего друга переселилась... в любимую черепаху Санька, Матильду. В его системе координат он нормален, а психиатры, обследующие его, — абсолютно чуждые земной морали марсиане. Однако, в отличие от Уилла, Степа понимает, что его представления о жизни не вписываются в стереотипы окружающих. Он пытается донести до них свою правоту, кричит, размахивает руками, не знает, как достучаться. И если для доказательства, что такое все-таки бывает, надо и самому превратиться в черепашку, он готов это сделать. И Александр очень убедителен, играя человека, идущего со своей правдой против всех. А ведь сыграть человека, воспринимающего мир по своим законам, — все равно, что стать адвокатом героя. Только это сложнее. У тебя нет возможности приводить доводы в защиту, нет возможности спорить, доказывать. Ты просто показываешь человека таким образом, что зрители обязаны понять — твой герой прав, а весь мир ошибается. Он мыслит иначе потому, что почувствовал или увидел что-то, что прошло незамеченным мимо нас. Матвеев поймал ту волну, на которой его слушают, затаив дыхание, ему верят и сопереживают, а в конце подойдут к мысли: «А может, так бывает? Так ли уж много мы знаем, чтобы рассуждать о том, что бывает и чего не может быть?»
Это еще одна черта к портрету Матвеева-актера — образ борца. Вспоминается работа Андрея Миронова в кинофильме «Фантазии Фарятьева». Как все совпало по иронии судьбы! Миронов, любимец женщин и король комедии, перевоплотился в чудака, рассуждающего о том, что все мы пришельцы с других планет и где-то там кто-то жалеет нас и ждет. И герою Матвеева, и герою Миронова тесно в двух измерениях, им нужно третье, где жалеют и ждут.
Итак, Арлекин, брутальный мачо, чудак не от мира сего... А что же любовь? Сыграл ли Матвеев любовь? Название спектакля говорит само за себя — «Влюбленные». Спектакль, надо сказать, очень своеобразный. Весь гротеск, весь блеск и хохот целиком отданы двум персонажам — дядюшке невесты и его слуге, блестяще сыгранным Виталием Куклиным и Валерием Никитенко. Ну а главные герои изводят друг друга ревностью и ссорятся, ссорятся, ссорятся... Да, по закону жанра, проскакивают смешные моменты, например, когда герой Матвеева, сеньор Фульдженцо, приходя мириться, приносит розовый куст, вырванный целиком, с корнем, — вот он, темперамент, на лицо, и слов не нужно! Или когда он, пытаясь себя успокоить, раздувается от ярости и начинает считать овец... Но в целом роль-то не комичная, а трагичная. Александр показывает страдания мужчины, влюбленного в стерву. Она желает быть единоличной владелицей своего мужчины. Она не желает понять, что у человека могут быть в жизни какие-то обязанности и обещания. И даже долг чести она не согласна ставить превыше своей персоны. И герой мучается — приходит, уходит, опять возвращается... и постоянно сдерживается, постоянно пытается не допустить конфликта. Нечеловеческое напряжение. И Александр играет именно это — НАПРЯЖЕНИЕ. Казалось бы, куда проще — сыграть ревнивца. Ори, круши — зал будет хохотать. Но нет! В этом-то и заключается фирменный знак режиссерского театра Татьяны Казаковой — не создавать плоских, черно-белых образов, героев даже самых простых житейских историй делать многогранными. Матвеев мастерски передает полутона — только что он скрежетал зубами и раздувал ноздри от ревности — и зал посмеивался… Как вдруг он подошел к невесте и сказал вполголоса: «Совсем скоро я скажу вам это самое...» — и по-настоящему покраснел. И зал перестал дышать...
Какое же счастье, что они встретились! Художественный руководитель театра Татьяна Сергеевна Казакова и Александр Матвеев! Именно она разглядела и развила в нем все грани таланта, дав ему возможность сыграть совершенно разноплановые роли, включая отрицательных персонажей. И вот Матвеев уже проныра, лицемер и аферист — Цезарь Борджиа в спектакле «Тень». Этот образ удивительно схож по духу с его Утешительным из «Игроков». Иногда кажется, что лицо Александра — это пластилин, где добродушная усмешка переходит в злобную ухмылку, где потупленный взгляд простачка становится чем-то угрюмым и тяжелым.
Надо сказать, что спектакли, поставленные Казаковой, чрезвычайно гармоничны. В них тщательно продумано все: декорации, костюмы, музыка, свет и актерский состав. И все это, безусловно, помогает Александру создавать свои образы. Попади он к другому режиссеру, вполне возможно, Матвеев со своей харизмой и темпераментом слишком перетягивал бы одеяло на себя. Но Татьяна Сергеевна, будучи умным и тонким режиссером, не допускает такой ситуации, она подает Матвеева в спектаклях дозировано — ровно столько, сколько необходимо.
Александр сейчас на взлете. Верится, не за горами тот час, когда в Театр комедии будут приходить не только на М. Светина и И. Мазуркевич, но и на А. Матвеева. И первое свидетельство тому — Молодежная премия Санкт-Петербурга, которую недавно получил Александр.
Светлана ИСАКОВА



Вернуться к списку новостей

Генеральные партнеры

Информационные партнеры

Партнеры

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!