Пропуск в мир Комедии АБОНЕМЕНТЫ Касса 312-45-55

Волшебник Изумрудного города

Александр Волков

   Музыкальный спектакль по мотивам одноименной сказки Александра Волкова – о храбрости, смелости, доброте и дружбе, которые помогают победить коварство и зло. Проходят годы, меняются исторические эпохи, выходят в свет новые ...

20

Апрель
12:00

Фомина Мария. Портрет артиста в молодости // Аврора. 2014. 3 февр.


3 Февраль 2014 Пресса о нас
Александр Матвеев действительно молод. Ему 26 лет. Но он уже успел сыграть несколько больших ролей в Театре Комедии им.Акимова. Мы встретились с ним в стенах его родного театра, чтобы поговорить о его ролях, о планах на будущее. О судьбе актера в современном мире.
Все фотографии () Александр –высокий, худой, со скульптурной лепкой живого, выразительного лица. Дважды переломанный в спортивных состязаниях нос ничуть его не портит, скорее,  придает какую-то римскую мужественность всему облику. И говорить с ним  мы начинаем сразу же, ничуть не присматриваясь друг к другу. Эта абсолютная искренность, даже доверчивость будут для меня радостным открытием  во время нашего разговора.
     Александр Матвеев родился в перестроечном 1987 году в тогда еще Ленинграде. Он профессионально увлекался баскетболом, играл за сборную – уже Петербурга. Позже понял, что отношение к спорту было у него тоже артистическим:  замысловатая прическа, эффектные броски, феерия трансляций матчей НБА.  Старший брат – личность многогранная и творческая – посоветовал ему поступать в Театральный. К третьему туру его брали на свой курс и Семен Спивак, и Татьяна Казакова.  Волею судеб, он попал к Казаковой. И это оказался поистине главный выбор в его будущей актерской жизни. Юноша, ничего не знавший о театре, попал не только к настоящему мастеру. Она нашел СВОЕГО РЕЖИССЕРА.  Вторым  по важности учителем стал педагог сценречи Юрий Васильев.
     Матвеев, видимо, с легкостью и радостью постигал все извивы профессии, погружался в дотоле неведомые системы актерской игры. Он и сейчас рад тому, что Казакова требует от него неустанного следования рисунку роли. Есть театры, где актер самовыражается. Александру это неблизко, ему нравится следовать ясной и продуманной концепции характера. Впрочем, режиссерская воля Казаковой оставляет время и место для импровизации – но в рамках заданных ролевых характеристик. Казакова работает над спектаклем долго, она позволяет себе неслыханную  ныне роскошь тщательной отделки ролей. И Матвеев столкнулся с этой системой еще в студенческие годы, ведь их дипломный спектакль «Игроки» стал уже не первой его работой в театре. Пять главных ролей, которые он сыграл за пять лет работы в Театре Комедии, стали, по его собственному определению, пятью этапами взросления.
      Матвееву свойственно какое-то удивительно серьезное, особенно для нашего поверхностного, верхоглядского времени, отношение к роли. Это действительно «работа актера над собой». Он думает о роли, читает, смотрит фильмы, слушает музыку –  всё  в «тональности» исполняемой  роли.
     Настоящая актерская взрослость началась для Александра Матвеева, как он сам полагает, с роли  Степы в спектакле современного автора Елены Ерпылевой «Такого не бывает».  Это пронзительная история про молодого человека, который истово ищет свою сбежавшую черепашку и кажется окружающим каким-то одержимым -   а на самом деле у него просто болит душа. Спектакль балансирует на грани реальности и фантасмагории, в нем поражают  образы полубезумного полицейского, каких-то марсианских врачей-психиатров –почти  в стилистике  пелевинских романов.  И  на этом фоне рассказывается  простая  человеческая история о дружбе, о том, что невозможно забыть погибшего друга. И в конце – действительно, такого не бывает! – оказывается, что душа друга переселилась в черепашку. Матвеев играет своего Степу «на разрыв аорты», и спектакль, совсем не комический по теме и звучанию, сумел достучаться до зрителей, приходящих в Театр Комедии развлечься, «культурно отдохнуть». Впрочем, произошло это не сразу: как рассказывает актер, на премьере, которую сыграли без антракта, а сам он решил с первого появления на сцене  выложиться на «146% процентов», ушло ползала. А ведь молодой актер отказался ради этой роли от выгодного кинопредложения. Сейчас этот спектакль рождает у зрителей совсем другой отклик, я была свидетелем того, как нарастает сопереживание главному герою, как единодушно и прочувствованно в конце звучат аплодисменты. Сам Матвеев признается, что сначала он играл  роль слишком трагично, а потом понял, что здесь нужна иная, светлая, интонация. Да, спектакль про друга-черепашку – это не чернуха а ля театр.док, это просто современное проявление русского психологического театра. О нем мы почти забыли, окунувшись в прихотливые извивы постмодерна, в «отражения отражений» принятой как догма «мейерхольдовщины».
     «Я,  наконец,  получил роль про любовь», - говорит актер о своем вводе в новую версию «Влюбленных» по Гольдони. А до этого был еще один «итальянский» спектакль – «Хитрая вдова», где молодому исполнителю досталась вечная «маска» Арлекина. (Вообще, Италия –  постоянная любовь Матвеева, именно туда он едет с женой при первой возможности. Там все радует глаз, от природы и архитектуры до пластики темпераментных жителей;   все дает пищу для воображения). История вечно ссорящихся, но страстно любящих друг друга Эуджении и Фульдженцио (бессмертная чета «innamorati» из итальянской комедии масок)  в постановке Татьяны Казаковой соединила  в себе черты стилизации  под венецианскую комедию ХУШ века – и психологический режиссерский театр. Юная пара (Любовь Виролайнен и Александр Матвеев) играют и всерьез, и легко, интонируя по-современному, как в реалистической пьесе, и в то же время –  с пластической выверенностью каждого движения, определяемого костюмом и старинным колоритом.  «В ботфортах стоишь совсем по-другому, чем в кроссовках», - говорит Александр.  Перед спектаклем минут тридцать он слушает Вивальди – это помогает настроиться на роль эпохи камзолов и париков. Но Фульдженцио –  все-таки не стилизация, а полнокровный характер. И хотя «мужики на сцене не страдают» (выражение режиссера), герою Матвеева проиходится продираться сквозь тернии своевольной и ревнивой женской души. «Теперь, после женитьбы, я знаю, как объяснить непокорной девушке свои чувства» - это тоже еще одно признание взрослеющего актера и мужчины.  И еще: в этой роли он окончательно понял, что такое партнер. Ведь театр – это ансамблевое явление. Почти, как спортивная команда. И здесь сходятся два увлечения Матвеева, два вида игры, которым он отдавал свою юность.
     В театре об Александре  Матвееве сказали: «социально-характерный герой». Это очень точное, емкое определение. В нем звучит прежде всего признание необычайной современности актерского дарования Матвеева. Это и романтический герой, и комический «недоросль». Это Арлекин и «влюбленный». Это Степа, рвущийся к какой-то не вполне осознанной им правде жизни. Всех этих разноплановых персонажей объединяет темперамент, искренность, острая графика игры, очень современная интонация роли.
     «У каждого персонажа внутри звучит своя мелодия», - сказал Матвеев. У самого молодого актера определенно есть его личная внутренняя мелодия. Интенсивность его душевной  жизни выражается и в ролях, и в горячих, увлеченных рассказах о своей работе. Его обаяние сразу же захватывает, улыбка, взгляд, разговор о книгах и фильмах – все  свидетельствует  о натуре тонкой, глубокой, сложно организованной. Он тринадцать раз читал «Мертвые души». Он мечтает не столько о Гамлете, сколько о Ноздреве и Манилове. Он смотрит «Самурая» Мельвиля и «Сладкий и гадкий» Вуди Аллена. Ему еще двадцать шесть.  У  него впереди очень много радостей и, наверное, испытаний.
     Пожелаем Александру Матвееву главного, чего можно желать таланту в России – удачи.  И еще -  верности своим молодым идеалам и устремлениям. Идеалы и люди, к ним стремящиеся,  у нас сейчас – в большом дефиците…

Мария Фомина, искусствовед



Вернуться к списку новостей

Генеральные партнеры

Информационные партнеры

Партнеры

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!