Карта привилегий Новогодние праздники Касса 312-45-55

Человек и джентльмен

Эдуардо де Филиппо

Веселая и непредсказуемая комедия знаменитого драматурга Эдуардо де Филиппо рассказывает о необычайных итальянских приключениях.

Однажды небольшая театральная труппа во главе с обаятельным доном Дженнаро приехала на гастроли в ...

22

Ноябрь
19:00
Plane GIF

Валерий Никитенко: «Я-человек,отравленный хорошим театром» // Вечерний Петербург. 2012.26 мая.


26 Май 2012 Пресса о нас
Прекрасный актер отмечает полвека служения Театру Комедии Есть актеры, которые всем известны не потому, что их имена ежечасно упоминает пресса, а потому, что они входят в нашу жизнь с детства.
Все фотографии () К таким относится и Валерий Никитенко, отмечающий нынче полувековой юбилей работы в Театре Комедии им. Н. П. Акимова. Ведь, если вы не видели его на сцене в роли третьей головы чудовищного диктатора в «Драконе» или в роли первого министра в «Тени», вы не можете не знать фильма «Снежная королева» и добряка Сказочника, произносящего заклинание на дружбу: «Снип-снап-снуре-пуре-базелюре…»
Когда все решила жилплощадь

— Валерий Ефремович, а вы поступили в театральный с первого раза?
— Да, хотя я до сих пор помню фамилию человека, по результатам медкомиссии в киевском институте сказавшего мне: «Да, с таким горлом вам тут делать-то нечего. Вы будете все время болеть». Этот Даражне первым дал мне от ворот поворот… Но первый тур я прошел хорошо. А на втором, будучи неопытным в поступлениях человеком, второпях взял монолог из украинской классической пьесы Старицкого — монолог брата, убившего брата. Это, конечно, было самое комедийное, что я мог придумать (улыбается). И когда я с топором стал пробираться к месту преступления, хохот в комиссии стоял дикий. За прилежание мне поставили тройку… Но тройка по профессии решала все. И вот иду я в отдел кадров за своими документами и думаю: это так несправедливо, что этого не может быть. А завкадрами, увидев на моем лице страдание, вдруг говорит мне: «Не забирайте документы. Поступайте-ка на театроведче-ский, а там переведетесь как-нибудь». Я понимал, что два спектакля, которые видел в жизни, вряд ли помогут мне написать вступительную рецензию. И тут, на мое счастье, в Киев на гастроли приехал Театр Моссовета. Я посмотрел «Виндзорских проказниц» (удивительное совпадение: именно в них, спустя какие-то 45 лет, я стал в нашем театре Фальстафом), взял образец статьи и по этому лекалу написал труд. Когда я его читал, у экзаменаторов возник законный вопрос: «А почему вы не хотите на актерский?» Я объяснил почему, вышел из аудитории, а за мной — секретарь партийной организации, которая, выяснив мою «близость к земле и народу» (то, что я из небольшого поселка Калиновка, почему-то было очень важно именно в Киевском театральном институте), отправила меня к ректору. А сейчас я даже являюсь почетным гражданином Калиновки, ставшей городом…

— А что вытекает из почетного гражданства? Бюст на родине героя?
— Ну, нет. Бесплатный проезд от вокзала на городском транспорте. Они, конечно, периодически зовут меня на праздник города, но он приходится на самый разгар сезона, и мне никак не удается туда попасть… А с «тройками» нас оказалось восемь человек, и, когда объявили дополнительный набор, все решила жилплощадь моей киевской тети… И началась совершенно фантастическая жизнь, о существовании которой я даже не предполагал.

Пришел в 15.00 и остался на всю жизнь

— В те годы по окончании института существовало распределение…
— Да, но я не хотел в украинский театр: репертуар его был довольно узок в те годы. И, познакомившись с симферопольским режиссером Валентином Тимошиным, я отправился в Крымский театр русской драмы. В его труппе был Николай Мартон, а протекцию мне составил работавший там же Саша Голобородько. Сезон прошел удивительно творчески: капустники были в порядке вещей, все что-то писали… Писал и я — начав это делать уже в институте, остановиться так и не смог, а теперь вот написал даже книгу о Милиндере и Леонидове, о театре, в котором служу столько лет. Пока выпустили только 500 экземпляров, но, похоже, можно будет сделать и добавочный тираж.

— А как же вы попали в акимовский театр?
— Мы были на гастролях в Ленинграде, и изворотливый украинский ум помог мне, добыв телефон Акимова, напроситься на показ. Аудиенция была назначена на 15.00, и я до сих пор помню, как открылась дверь и Николай Павлович сказал: «Заходите». Удивительный был человек, доступный для общения и недостижимый по уровню.

— Насколько важно актеру, попадая в театр, быть «из одного гнезда» с остальными членами труппы?
— Разница сейчас стерлась, но когда люди из одного гнезда, когда у них одни и те же педагоги, школа — это товарищество на всю жизнь. Поначалу я здесь просто замирал от восторга на первых репетициях, на капустниках. Мне повезло делить одну гримерку с легендарным Львом Милиндером, дедушкой Вани Урганта (от него он, кстати, и унаследовал дар мгновенной словесной импровизации), и с Леонидом Леонидовым, ныне более известным как отец Максима Леонидова. Мне повезло, что когда-то здесь работал Петр Фоменко, очень специальный, театральный человек. Помню, когда в 80-е он поставил здесь спектакль «Теркин» (тогда многое хотелось сказать, но нельзя было говорить), я, никогда не вмешивающийся в выяснения театральных отношений (тратить себя на это — никаких сил не хватит: энергетические потери слишком велики), воспользовался своими связями и пошел в Смольный к Галине Пахомовой, заведовавшей отделом культуры. Говорил ей, как важна эта постановка, какой замечательный режиссер Фоменко, но спектакль тогда прошел раз пять, и его сняли, а Петр Наумович уехал в Москву: он очень хотел построить театр «с нуля», чтобы все были «его», и это ему удалось. Теперь все с восторгом говорят про «фоменок», которые все в одном гнезде… Кстати, инсценировку «Теркина» Фоменко писал с Милиндером, для которого фоменковский период стал очень интересным. Лев Максович был из редких людей, которые имеют мгновенную реакцию и невероятную способность к импровизации. И Ваня унаследовал эти качества в полной мере, жаль только, в последнее время он избыточен — слишком его много.
О музкомедии, комедии и вообще о театре

— Неужели нынче никого нет из толковых руководителей?
— Думаю, этому нельзя научить. Это дается свыше, а сегодня — из таких разве что Шварцкопф, который работает в Театре Музыкальной комедии.

— Вы теперь и на сцене Музкомедии стали своим?
— Свобода нашего времени позволила осуществлять недостижимые ранее вещи. Я вот никогда прежде не думал, что, работая на родной сцене, параллельно смогу поставить два спектакля в антрепризе и играть в другом театре. Только в Музкомедии за десять лет я сыграл десять премьер. Дико интересно! Была роль, которую я сделал с Юрием Александровым, главным режиссером театра «Петербург-опера»: это был «Продавец птиц» с невероятно сложной музыкально-комической составляющей…

— Хотела бы я сейчас видеть лицо того человека из медкомиссии, который говорил, что с вашим горлом «делать здесь нечего»…
— Да (смеется), обманули мы Даражне.


Досье

Помните сказочника из фильма «Снежная королева»? А любимого всеми Мастера-фломастера из детской передачи Ленинградского телевидения? Конечно помните! Это Валерий Ефремович Никитенко.
Он родился 30 марта 1940 года в городке Овруч на Украине. Играл в школьном драмкружке. После школы поступил в Киевский театральный институт, который окончил в 1961 году. В 1962 году молодого артиста заметил Николай Павлович Акимов и пригласил к себе в Ленинградский Театр Комедии. С тех пор Валерий Ефремович служит в этом театре.

Снялся в десятках фильмов и сериалов. С 2005 года приглашен для участия в спектаклях в Санкт-Петербургский театр Музыкальной комедии. Валерий Ефремович продолжает работать на радио. Он участвует в радиоспектаклях, читает стихи и прозу. Кроме того, он вместе с Зоей Кравчук и Евгением Тиличеевым много лет ведет популярную радиопередачу «Петербургский сатирикон».

http://www.vppress.ru/stories/Valerii-Nikitenko-Ya--chelovek-otravlennyi-khoroshim-teatrom-13944


Записала Екатерина ОМЕЦИНСКАЯ



Вернуться к списку новостей

Генеральные партнеры

Информационные партнеры

Партнеры

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!