Ответы театра Комедии // Новости Петербурга. 2011. 11-20 дек.
Все фотографии ()
—В статье критика Жанны Зарецкой в адрес театра прозвучали нелестные высказывания. К примеру, что все годы руководства Татьяны Казаковой театр живет без ярких творческих событий…
Сергей Русскин: Если речь о наградах, в частности о «Золотой маске» и «Золотом софите», то это утверждение далеко от истины. Михаил Разумовский получил «Софит» за роль в «Свадьбе Кречинского», Вера Карпова — за «Ретро», Ксения Каталымова — за «Доктора философии»… Но я не думаю, что мы должны мерить успешность театра количеством наград. Я, к примеру, сам обладатель «Софита», правда, за роль в другом театре. Для меня событием является не это. Событие — это когда выходишь на сцену и видишь перед собой полный зал.
Николай Смирнов: У нас постоянно аншлаги, театр Комедии один из лидеров по посещаемости, наполняемость зала составляет 96–98%!
—А это не имеет отношения к удачному местоположению на самой людной улице города?
Сергей Русскин: Мы сталкивались с подобным мнением, дескать, люди, проходя по Невскому, из любопытства заходят в театр. Однако во время ремонта мы играли и в Театре на Литейном, и в театре Эстрады, и в Театре имени Комиссаржевской… В последнем театре мы работали летом, когда его коллектив ушел в отпуск, поскольку в этот период посещаемость театров повсеместно падает. А мы собирали полные залы!
—Еще один пассаж статьи — отсутствие ярких премьер и вялое обновление репертуара — всего 8 спектаклей за 5 лет…
Николай Смирнов: За пять последних лет? Пять лет назад был выпущен «Гарольд и Мод», и с тех пор до настоящего момента — еще девять спектаклей. И сейчас Татьяна Сергеевна Казакова выпускает премьеру. И учтите, что из этих пяти лет два года театр был на ремонте. Государство выделяет денег всего на одну премьеру в сезон, все прочее осуществляется за счет театра.
Сергей Русскин: Нужно учитывать качество постановок. Театр приглашает лучших режиссеров (у нас ставили Григорий Козлов, Михаил Бычков, Виктор Крамер, Лев Стукалов), лучших сценографов, композиторов. При таких роскошных декорациях и костюмах академический театр едва ли может себе позволить три премьеры в год. Иные театры выпускают спектакли чаще, но они порой снимаются уже через год. А спектакли Татьяны Казаковой идут по 10–15 лет. Так зачем штамповать однолетние постановки, если можно сделать работу, которая будет собирать зрителей и приносить деньги театру десятилетие?
—Татьяна Сергеевна и впрямь так сурова к артистам, как уверяет автор статьи?
Николай Смирнов: Художественные руководители — это сложные люди в принципе. Мы с Сергеем за достаточно богатую творческую жизнь, наверное, не видели режиссеров, которые были бы ласковыми и милыми. Это их профессия — они и себя выворачивают, и нас заставляют выворачиваться. Режиссер — это хирург, который нарезает из тебя пласты, а это больно, это мучительный процесс, но только так можно из самого себя создать что-то подлинное.
Сергей Русскин: А я знавал милых режиссеров, но это были уже старые, больные люди, которые не хотели затрачиваться. У нас, конечно, репетиции — это кровь, пот и слезы. Но это и есть искусство.
— То есть артисты уходят не из-за того, что их оскорбляют и дают играть только «кушать подано»?
Сергей Русскин: Зарецкая пишет об уходе артистов из театра, но почему-то не говорит, кто артистов привел. Виктора Сухорукова, Евгения Баранова, а также Михаила Разумовского, Елену Руфанову, меня и многих других привела в театр Татьяна Сергеевна.
Николай Смирнов: Вспомните, сколько артистов уволил Товстоногов, возглавив БДТ. И тогда в труппе тоже был раскол. Каждый новый худрук имеет свое видение театра, ставит перед труппой свои задачи, и иногда даже хорошие актеры с этими задачами не справляются.
—Александр Демьяненко, видимо, как раз не подошел?
Сергей Русскин: «Александр Сергеевич Демьяненко вышел из кабинета, шатаясь…», — пишет г‑жа Зарецкая о его разговоре с Татьяной Казаковой. Выглядит это так, будто Татьяна Сергеевна своими руками свела артиста в могилу. Но, постойте, Александр Сергеевич умер через два (!) года после этой истории! Причем уже после описанной ситуации Демьяненко вместе с Михаилом Светиным играл в «Доне Педро», который поставила Казакова… Какое отношение худрук имеет к смерти артиста? Это так же абсурдно, как если, не дай Бог, с вами через несколько лет что-нибудь случится, а в газетах напишут, что Сергей Русскин и Николай Смирнов своим разговором убили журналистку «Новостей Петербурга». Это же нелепо!
Момент для статьи был выбран ловко: на носу выборы, к тому же в городе новый губернатор, да и председатель Комитета по культуре был не утвержден. Видимо, кто-то надеялся, что общественность на это дело не обратит внимания и худрука можно будет снять «под шумок». Это методы 37‑го года. Схема явно узнаваема: сперва выходит пасквиль в газете, затем создается специальная комиссия, которая, не приглашая труппу и вообще с ней не общаясь, снимает худрука и назначает нового человека.
—Каков резон?
Сергей Русскин: «Правильный» человек постепенно отдает выгодно расположенное помещение в нужные руки.
—Но решающее слово все-таки за комиссией? Что ей предстоит оценить?
Сергей Русскин: Репертуарно-творческую политику театра. Вообще-то критики отмечают оригинальность нашего репертуара: у нас, к примеру, идут вещи, которые не ставились прежде в России. Но чтобы их увидеть, члены комиссии, как минимум, должны походить на наши спектакли, а это два-три месяца работы.
—Насколько я знаю, в день заседания комиссии артисты театра ходили в Комитет по культуре?
Сергей Русскин: После созванной нами пресс-конференции, труппа театра написала письмо вице-губернатору Кичеджи и копию послали в Комитет по культуре, куда мы действительно пришли в день первого заседания. Мы прямо спросили: на каком основании они заседают? В ответ нам сообщили, что проверка эта плановая (Комитет имеет полное право ее проводить) и что никакого отношения к статье Жанны Зарецкой и ее воззваниям работа комиссии не имеет. Но, по моему мнению, любому разумному человеку ясно, что статья и тут же сформированная комиссия взаимосвязаны.
Николай Смирнов: Вообще, мне кажется, статье и всей ситуации уделено слишком много внимания. Спектакли идут, залы полны, труппа довольна. К тому же театр защищен Богом: после ремонта батюшка его освящал, так что злая сила, что на него нападает, непременно отлетит…
Беседовала Наталья Белая
Сергей Русскин: Если речь о наградах, в частности о «Золотой маске» и «Золотом софите», то это утверждение далеко от истины. Михаил Разумовский получил «Софит» за роль в «Свадьбе Кречинского», Вера Карпова — за «Ретро», Ксения Каталымова — за «Доктора философии»… Но я не думаю, что мы должны мерить успешность театра количеством наград. Я, к примеру, сам обладатель «Софита», правда, за роль в другом театре. Для меня событием является не это. Событие — это когда выходишь на сцену и видишь перед собой полный зал.
Николай Смирнов: У нас постоянно аншлаги, театр Комедии один из лидеров по посещаемости, наполняемость зала составляет 96–98%!
—А это не имеет отношения к удачному местоположению на самой людной улице города?
Сергей Русскин: Мы сталкивались с подобным мнением, дескать, люди, проходя по Невскому, из любопытства заходят в театр. Однако во время ремонта мы играли и в Театре на Литейном, и в театре Эстрады, и в Театре имени Комиссаржевской… В последнем театре мы работали летом, когда его коллектив ушел в отпуск, поскольку в этот период посещаемость театров повсеместно падает. А мы собирали полные залы!
—Еще один пассаж статьи — отсутствие ярких премьер и вялое обновление репертуара — всего 8 спектаклей за 5 лет…
Николай Смирнов: За пять последних лет? Пять лет назад был выпущен «Гарольд и Мод», и с тех пор до настоящего момента — еще девять спектаклей. И сейчас Татьяна Сергеевна Казакова выпускает премьеру. И учтите, что из этих пяти лет два года театр был на ремонте. Государство выделяет денег всего на одну премьеру в сезон, все прочее осуществляется за счет театра.
Сергей Русскин: Нужно учитывать качество постановок. Театр приглашает лучших режиссеров (у нас ставили Григорий Козлов, Михаил Бычков, Виктор Крамер, Лев Стукалов), лучших сценографов, композиторов. При таких роскошных декорациях и костюмах академический театр едва ли может себе позволить три премьеры в год. Иные театры выпускают спектакли чаще, но они порой снимаются уже через год. А спектакли Татьяны Казаковой идут по 10–15 лет. Так зачем штамповать однолетние постановки, если можно сделать работу, которая будет собирать зрителей и приносить деньги театру десятилетие?
—Татьяна Сергеевна и впрямь так сурова к артистам, как уверяет автор статьи?
Николай Смирнов: Художественные руководители — это сложные люди в принципе. Мы с Сергеем за достаточно богатую творческую жизнь, наверное, не видели режиссеров, которые были бы ласковыми и милыми. Это их профессия — они и себя выворачивают, и нас заставляют выворачиваться. Режиссер — это хирург, который нарезает из тебя пласты, а это больно, это мучительный процесс, но только так можно из самого себя создать что-то подлинное.
Сергей Русскин: А я знавал милых режиссеров, но это были уже старые, больные люди, которые не хотели затрачиваться. У нас, конечно, репетиции — это кровь, пот и слезы. Но это и есть искусство.
— То есть артисты уходят не из-за того, что их оскорбляют и дают играть только «кушать подано»?
Сергей Русскин: Зарецкая пишет об уходе артистов из театра, но почему-то не говорит, кто артистов привел. Виктора Сухорукова, Евгения Баранова, а также Михаила Разумовского, Елену Руфанову, меня и многих других привела в театр Татьяна Сергеевна.
Николай Смирнов: Вспомните, сколько артистов уволил Товстоногов, возглавив БДТ. И тогда в труппе тоже был раскол. Каждый новый худрук имеет свое видение театра, ставит перед труппой свои задачи, и иногда даже хорошие актеры с этими задачами не справляются.
—Александр Демьяненко, видимо, как раз не подошел?
Сергей Русскин: «Александр Сергеевич Демьяненко вышел из кабинета, шатаясь…», — пишет г‑жа Зарецкая о его разговоре с Татьяной Казаковой. Выглядит это так, будто Татьяна Сергеевна своими руками свела артиста в могилу. Но, постойте, Александр Сергеевич умер через два (!) года после этой истории! Причем уже после описанной ситуации Демьяненко вместе с Михаилом Светиным играл в «Доне Педро», который поставила Казакова… Какое отношение худрук имеет к смерти артиста? Это так же абсурдно, как если, не дай Бог, с вами через несколько лет что-нибудь случится, а в газетах напишут, что Сергей Русскин и Николай Смирнов своим разговором убили журналистку «Новостей Петербурга». Это же нелепо!
Момент для статьи был выбран ловко: на носу выборы, к тому же в городе новый губернатор, да и председатель Комитета по культуре был не утвержден. Видимо, кто-то надеялся, что общественность на это дело не обратит внимания и худрука можно будет снять «под шумок». Это методы 37‑го года. Схема явно узнаваема: сперва выходит пасквиль в газете, затем создается специальная комиссия, которая, не приглашая труппу и вообще с ней не общаясь, снимает худрука и назначает нового человека.
—Каков резон?
Сергей Русскин: «Правильный» человек постепенно отдает выгодно расположенное помещение в нужные руки.
—Но решающее слово все-таки за комиссией? Что ей предстоит оценить?
Сергей Русскин: Репертуарно-творческую политику театра. Вообще-то критики отмечают оригинальность нашего репертуара: у нас, к примеру, идут вещи, которые не ставились прежде в России. Но чтобы их увидеть, члены комиссии, как минимум, должны походить на наши спектакли, а это два-три месяца работы.
—Насколько я знаю, в день заседания комиссии артисты театра ходили в Комитет по культуре?
Сергей Русскин: После созванной нами пресс-конференции, труппа театра написала письмо вице-губернатору Кичеджи и копию послали в Комитет по культуре, куда мы действительно пришли в день первого заседания. Мы прямо спросили: на каком основании они заседают? В ответ нам сообщили, что проверка эта плановая (Комитет имеет полное право ее проводить) и что никакого отношения к статье Жанны Зарецкой и ее воззваниям работа комиссии не имеет. Но, по моему мнению, любому разумному человеку ясно, что статья и тут же сформированная комиссия взаимосвязаны.
Николай Смирнов: Вообще, мне кажется, статье и всей ситуации уделено слишком много внимания. Спектакли идут, залы полны, труппа довольна. К тому же театр защищен Богом: после ремонта батюшка его освящал, так что злая сила, что на него нападает, непременно отлетит…
Беседовала Наталья Белая
Вернуться к списку новостей