Пропуск в мир Комедии АБОНЕМЕНТЫ Касса 312-45-55

Бешеные деньги

Александр Островский

У красавицы Лидии Чебоксаровой, привыкшей жить на широкую ногу, масса поклонников, но никто из них не готов сделать предложение придирчивой охотнице за богатым мужем, пока на горизонте не появляется скромный влюблённый провинциал Васильков. Прияте...

27

Июль
19:00

Пронин А. Голодранцы и аристократы // http://www.afisha.ru/performance/76709/review/228455/


23 Июнь 2008 Пресса о нас
Николай Акимов не случайно любил итальянского комедиографа Де Филиппо. В 1950-е — пик творческого расцвета режиссера Акимова — окном в мир для советского человека стало итальянское кино. Идейно выдержанный неореализм кроме сетований на тяжкую долю угнетенных низов содержал в себе и истинно южную легкость бытия, и немыслимый в СССР эротический подтекст.
Все фотографии () А главное — оптимизм и неистребимую надежду на чудо, частное, личное, семейное, огромное, теплое и нежное, как бюст Софи Лорен. Акимову это обыкновенное чудо было на руку: он выводил на сцену итальянцев (как принцесс и волшебников из пьес своего завлита Евгения Шварца), потому что интересовался не классовым сознанием, а душевными движениями — частными, социально неангажированными.
Спустя полвека в режиссерское кресло Акимова сел Михаил Бычков, попавший в фавориты петербургской критики после замечательного «Заговора чувств» в Театре Ленсовета. Его позвали поставить итальянскую комедию, пьесу Эдуардо Скарпетты — отца Де Филиппо, актера, руководителя театральной труппы и достойного учителя своего сына. И ведь как изменились времена: Бычкову фактически пришлось предпринять процедуру, противоположную акимовской…
Комедия у Скарпетты уморительная, и, как всякую умору, пересказать ее внятно невозможно. Два представителя отживающих профессий — переписчик писем и цирюльник-кровопускатель — влачат жалкое существование, но им подворачивается шанс поправить дела. Герцогский сынок Эудженио мечтает о женитьбе на балерине, дочери нувориша Семмолоне, но герцог отказывается якшаться с выскочкой-миллионщиком. И голодранцы получают от Эудженио заказ на перевоплощение: их наспех переодевают и отправляют в дом Семмолоне изображать особ голубых кровей. По ходу открываются секреты: жена одного из самозваных аристократов — прислуга в доме Семмолоне, сноб герцог ухлестывает за невестой сына и так далее и тому подобное. В спектакле Бычкова единственным неколебимым колоссом среди суматохи и метаморфоз покоится стоеросовый коммерсант Семмолоне в исполнении Сергея Кузнецова. Его ничто не может удивить, поскольку он вообще ничего не понимает. Зато Кузнецов ловко рассказывает об уязвимом «мягком подбрюшье» бандита с большой дороги. На своей дороге он царь и бог, и лучше с ним не встречаться, живыми ноги не унесете; но когда речь идет о возможности породниться с аристократией — он словно дитя: важно кивает в ответ на несусветные глупости, с прилежанием попугая учит незнакомые слова («Псевдомин, чего тут непонятного?»). Кузнецов — единственный, кому режиссер позволяет лицедействовать в полную силу. Остальным дано по красочке, по полутону, но справляются они на пять баллов. Вот цирюльник, притворившийся вельможей (Валерий Никитенко), раздувается от важности и подает реплики голосом, похожим на сиплую иерихонскую трубу. Вот его жена (Ирина Цветкова) из вздорной кухарки на раз превращается во вздорную барыньку. А вот сладкоречивый юный ловелас — Андрей Родимов. А вот пародийный задрипанный Мефистофель (новобранец труппы, приглашенный из Краснодара, Олег Метелев отлично играет герцога). А вот пиковая дама-бука — Людмила Моторная с шаржем на скандалисток из фильмов Витторио Де Сики…
На самом деле в «Голодранцах» нет ни положительных, ни отрицательных героев, ни морали, ни сверхидеи. Перед премьерой режиссер говорил, что хочет сделать подарок депрессивному Петербургу — легкий спектакль. Ему это удалось. Тут нет героя; герой — массовка или, если угодно, актерский ансамбль. Не выпячивать себя, а подыгрывать партнеру. Не солисты, а клавиши рояля. И хотя постановки с эскизно намеченными, не доведенными до полной кондиции ролями (а таких здесь большинство) принято ругать, для спектакля Бычкова стоит сделать исключение. В эпоху тотального частного одиночества актерам (да и зрителям) бывает приятно почувствовать себя пусть и рядовыми, но представителями какого-нибудь класса. Все равно — голодранцев



Вернуться к списку новостей

Генеральные партнеры

Информационные партнеры

Партнеры

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!