Колганова М. Комедианты с человеческим лицом // Литературная газета. 2005. № 23, 1-7 июня
Все фотографии ()
Десять лет этот театр возглавляет Татьяна Казакова. Из семи привезённых спектаклей шесть – в её постановке, и только один из семи – «чистая» комедия. В спектаклях питерской Комедии нет ничего из того, что стало почти обязательным атрибутом «комедийности» на сегодняшней московской сцене (а жанр этот в столице в последние годы почти целиком отдан на откуп антрепризам): ни грубого наигрыша, ни шаржирования, ни реприз и ударных реплик в зал, ни комикования и «сольных выходов» звёзд… Ученица Эфроса Казакова, верно, от него унаследовала стиль, вкус и чувство меры, а также мягкость и интеллигентность в подаче материала, что совсем не исключает яркости формы. Её спектакли населяют люди с понятными чувствами и эмоциями, связанные понятными взаимоотношениями, Мужчины и Женщины – оговорка, отнюдь не бессмысленная в эпоху, когда сцену стремительно заселяют бесполые персонажи. Это театр про людей и для людей.
Конечно, театр привёз в Москву своих звёзд, вернее, любимых поколениями зрителей актёров. Игорь Дмитриев и Эра Зиганшина показали спектакль «Милый лжец» Дж. Килти в постановке Юрия Аксёнова – «роман в письмах», на протяжении сорока лет развивавшийся между Бернардом Шоу и знаменитой актрисой Патрик Кэмпбелл. Анатолий Равикович и Ирина Мазуркевич сыграли фрейдистскую пьесу Нила Саймона «Хочу сниматься в кино», посвящённую вечной теме отцов и детей. Эрнст Романов вышел в роли Муромского в «Свадьбе Кречинского», а Михаил Светин сыграл Расплюева в той же пьесе и Министра финансов в «Тени» Шварца.
Спектакли с участием этих артистов собирали заметно больше зрителей. Однако те москвичи, кто клюнул лишь на имена, лишили себя двух очень хороших спектаклей и знакомства с интересными молодыми актёрами.
«Доктор философии» по известной пьесе Б. Нушича стал, пожалуй, лучшим спектаклем гастролей. Его секрет – в удачно найденном Казаковой и артистами балансе между юмором и серьёзом, иронией и «правдой жизни». Роль богатого коммерсанта Животы Цвийовича, возжелавшего добыть для сына диплом доктора философии, – без преувеличения, блестящая работа Сергея Русскина, сделанная на уровне больших мастеров. Что же касается других актёрских работ, то есть такой журналистский штамп: «Все без исключения артисты играли прекрасно; хочется рассказать о каждом, но не хватает места». Обычно вызывающая лишь иронию формула здесь неожиданно оказывается верной. В соответствии с ней просто перечислим актёрские удачи: Николай Смирнов (Благое), Ярослав Воронцов (Милорад), Виталий Кузьмин (Велимир), Ксения Каталымова (Мара), Татьяна Полонская (Сойка), Наталья Андреева (Драга), Наталья Шостак (Клара)…
«Яблочный вор» Ксении Драгунской – по большому счёту даже не пьеса: ни действия, ни фабулы, только разговоры, разговоры, разговоры – телефонные и «живые». Татьяне Казаковой удалось сложить их в полный нежности, юмора и грусти спектакль о любви, сотканный из живых голосов: хрупкой мятущейся Ани (Наталья Ткаченко), верного своему чувству Сергея (Николай Смирнов), трогательно-нелепого ›лкина (Сергей Русскин), пышущей жизнью и энергией неуёмной Шуры Дрозд (Татьяна Полонская)…
Крепко сбитая «Свадьба Кречинского» запоминается прежде всего необычной трактовкой ключевых ролей. Это Кречинский Михаила Разумовского – мыслитель, хладнокровный и расчётливый аналитик, привыкший побеждать, но умеющий и достойно проигрывать. Это Расплюев, интересно сыгранный Михаилом Светиным, – совсем не так, как можно было от него ожидать, и не так, как эту роль играют обычно: в его Расплюеве есть мягкая самоирония и чувство собственного достоинства. Это Муромский Эрнста Романова, вместо привычной простоватой деревенщины предстающий благородным породистым старцем, аристократом.
А вот «Тень», которой открывались и закрывались гастроли, показалась не самым удачным спектаклем. Сделанный, как сказка, причём для юного зрителя, спектакль ярок и современен по «картинке», но грешит иллюстративностью и назидательностью, которые нередко присущи адресованным юношеству постановкам.
Мария КОЛГАНОВА
HTTP://OLD.LGZ.RU/ARCHIVES/HTML_ARCH/LG232005/POLOSY/10_3.HTM
Конечно, театр привёз в Москву своих звёзд, вернее, любимых поколениями зрителей актёров. Игорь Дмитриев и Эра Зиганшина показали спектакль «Милый лжец» Дж. Килти в постановке Юрия Аксёнова – «роман в письмах», на протяжении сорока лет развивавшийся между Бернардом Шоу и знаменитой актрисой Патрик Кэмпбелл. Анатолий Равикович и Ирина Мазуркевич сыграли фрейдистскую пьесу Нила Саймона «Хочу сниматься в кино», посвящённую вечной теме отцов и детей. Эрнст Романов вышел в роли Муромского в «Свадьбе Кречинского», а Михаил Светин сыграл Расплюева в той же пьесе и Министра финансов в «Тени» Шварца.
Спектакли с участием этих артистов собирали заметно больше зрителей. Однако те москвичи, кто клюнул лишь на имена, лишили себя двух очень хороших спектаклей и знакомства с интересными молодыми актёрами.
«Доктор философии» по известной пьесе Б. Нушича стал, пожалуй, лучшим спектаклем гастролей. Его секрет – в удачно найденном Казаковой и артистами балансе между юмором и серьёзом, иронией и «правдой жизни». Роль богатого коммерсанта Животы Цвийовича, возжелавшего добыть для сына диплом доктора философии, – без преувеличения, блестящая работа Сергея Русскина, сделанная на уровне больших мастеров. Что же касается других актёрских работ, то есть такой журналистский штамп: «Все без исключения артисты играли прекрасно; хочется рассказать о каждом, но не хватает места». Обычно вызывающая лишь иронию формула здесь неожиданно оказывается верной. В соответствии с ней просто перечислим актёрские удачи: Николай Смирнов (Благое), Ярослав Воронцов (Милорад), Виталий Кузьмин (Велимир), Ксения Каталымова (Мара), Татьяна Полонская (Сойка), Наталья Андреева (Драга), Наталья Шостак (Клара)…
«Яблочный вор» Ксении Драгунской – по большому счёту даже не пьеса: ни действия, ни фабулы, только разговоры, разговоры, разговоры – телефонные и «живые». Татьяне Казаковой удалось сложить их в полный нежности, юмора и грусти спектакль о любви, сотканный из живых голосов: хрупкой мятущейся Ани (Наталья Ткаченко), верного своему чувству Сергея (Николай Смирнов), трогательно-нелепого ›лкина (Сергей Русскин), пышущей жизнью и энергией неуёмной Шуры Дрозд (Татьяна Полонская)…
Крепко сбитая «Свадьба Кречинского» запоминается прежде всего необычной трактовкой ключевых ролей. Это Кречинский Михаила Разумовского – мыслитель, хладнокровный и расчётливый аналитик, привыкший побеждать, но умеющий и достойно проигрывать. Это Расплюев, интересно сыгранный Михаилом Светиным, – совсем не так, как можно было от него ожидать, и не так, как эту роль играют обычно: в его Расплюеве есть мягкая самоирония и чувство собственного достоинства. Это Муромский Эрнста Романова, вместо привычной простоватой деревенщины предстающий благородным породистым старцем, аристократом.
А вот «Тень», которой открывались и закрывались гастроли, показалась не самым удачным спектаклем. Сделанный, как сказка, причём для юного зрителя, спектакль ярок и современен по «картинке», но грешит иллюстративностью и назидательностью, которые нередко присущи адресованным юношеству постановкам.
Мария КОЛГАНОВА
HTTP://OLD.LGZ.RU/ARCHIVES/HTML_ARCH/LG232005/POLOSY/10_3.HTM
Вернуться к списку новостей